Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классный руководитель






Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации – педагог занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс. На средней и старшей степенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность классного руководителя введена также в средних специальных учебных заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции классное руководство осуществляет воспитатель.

До 1917 г. в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских – классные дамы (должность введена Уставом 1871), осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся.

С 1918 г. воспитательная работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитательные комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодёжи политического сознания. Для внеурочной и внеклассной работы с каждой учебной группой выделялись отдельные учителя, но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, различной отчётностью и не имели времени вести полноценную воспитательную работу.

Самоустранение их от задач воспитания или же прямой диктат по отношению к детскому коллективу привели к ликвидации института классного наставничества. Началась кампания по внедрению в школу ученического «самоуправления. Однако в середине 20-х гг. кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им педагогической помощи.

В 1931 г. утверждена Наркомпросом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входила работа с отдельными учащимися или с их группой, с родителями, другими учителями по проблемам организации учебно-воспитательной работы.

В 1934 г. с переименованием групп в классы утверждена должность классного руководителя. В 1947 г. Министерство просвещения РСФСР утвердило «Положение о классном руководителе», согласно которому задачей классного руководителя являлась организация учащихся класса в дружный, целеустремлённый, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой. В обязанности классного руководителя входила работа с активом, пионерской и комсомольской организациями класса, изучение «Правил для учащихся», наблюдение за успеваемостью. В «Инструктивно-методических указаниях» 40-х гг. по улучшению работы классного руководителя подчёркивалась необходимость тщательного изучения каждого ученика путём посещения уроков, наблюдения за учащимися во внеурочное время.

В 50–60-х гг. ХХ века велись поиски новых подходов к воспитанию ребёнка, появились публикации из опыта работы классных руководителей. С 1970 г. основные обязанности классного руководителя определялись Уставом средней общеобразовательной школы.

Положение о классном руководителе 1971 года продолжило линию, выработанную в 30-е гг. – ориентация на коллектив учащихся.
В задачи классного руководителя входило воспитание у учащихся идейной убеждённости, общественного сознания и готовности к активному участию в общественной жизни; воспитание учащихся в духе коммунистической морали; трудовое воспитание учащихся, подготовка их к жизни, к сознательному выбору профессии; борьба за высокое качество успеваемости, развитие познавательной активности; содействие эстетическому и физическому воспитанию, укреплению здоровья детей.

Движение педагогов за реформирование системы образования, развернувшееся в конце 80-х гг., вновь привлекло внимание к проблеме воспитания учащихся и роли классного руководителя в её решении.

С 1989 г. в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобождённый классный руководитель (воспитатель)», в ходе которого определились приоритетные направления в деятельности классного руководителя. В центре его внимания находится личность воспитанника, его защита и развитие. Коллектив учащихся (класс) должен стать благоприятной средой для каждого ученика. Содержание воспитательной работы составляют целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Организуя работу по этим направлениям, классный руководитель совместно с другими учителями и родителями обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации[76].

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.