Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение и формирование личности






 

После того как в психологии и в педагогике утвердилось в целом бесспорное положение о том, что психика формируется в деятельности, сущность этого положения очень многими учеными и еще большим числом практиков стала трактоваться очень односторонне: психика, считали они, формируется лишь в предметной деятельности.

Утверждая так, они допускали две неточности: во-первых, сужали понятие деятельности, а во-вторых, умаляли значение факторов, по их основным характеристикам к предметной деятельности не относящихся, но, тем не менее, оказывающих на развитие психики человека сильнейшее влияние. Если под деятельностью разуметь активность человека, направленную на достижение определенных целей с помощью усвоенных им в обществе, в котором он живет, способов и стимулируемую столь же определенными мотивами, то деятельностью будут не только игра, учение, производственный и бытовой труд, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения.

Характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.

Предметная деятельность человека во всех ее модификациях и его общение с другими людьми переплетены в его жизни самым тесным образом и фактически ни одна из них не может существовать без другой.

Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение обязательно предполагает общение. Труд, как известно, требует взаимодействия людей в форме общения. И от того, как протекает, как организовано общение, зависят результаты предметной практической деятельности занятых ею людей. В свою очередь ход и результаты этой деятельности постоянно и неотвратимо воздействуют на многие характеристики коммуникативной деятельности вовлеченных в предметную деятельность людей.

И на формирование ряда устойчивых характеристик психических процессов, состояний и свойств личности каждого человека, а также и на образование структуры этих свойств и предметная деятельность и деятельность общения воздействуют совокупно и с разным эффектом в зависимости от их соотношения.

На это их совокупное воздействие на личность обратил внимание еще А. С. Макаренко, когда подчеркивал, что труд сам по себе – в известном смысле процесс воспитательно нейтральный. Он одинаково может воспитать как коллективиста, так и индивидуалиста. Все дело оказывается в том, как связаны между собой люди – участники трудового процесса, образно говоря, работают ли они просто рядом или трудятся в полном смысле вместе по принципу «все – для одного и один – для всех».

Очевидно, если моральные нормы, по которым строится общение людей в основной для них трудовой деятельности, будут не совпадать с нормами, которые лежат в основе их общения в других видах деятельности, то развитие их личности будет носить противоречивый характер и формирование цельной личности у каждого из них будет затруднено.

Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают возможность передать друг другу и получить информацию, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.

Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, необходимых ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и прежде всего многих его аттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.

Важное значение общение как деятельность имеет для развития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Какие переживания провоцируют общающиеся с человеком люди, какие чувства появляются у него, когда он видит их дела, их поступки, – все это оказывает сильнейшее влияние на выработку у него устойчивых форм эмоциональных ответов на воздействие определенных сторон действительности.

Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Привыкает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества – все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается.

Обслуживая предметную деятельность и способствуя формированию типичных для человека общих характеристик его кругозора, его умения обращения с предметами, а также его интеллекта и эмоционально-волевой сферы, общение в еще большей степени оказывается обязательным условием и необходимой предпосылкой развития у него комплекса качеств, которые делают его не просто способным жить среди людей, сосуществовать с ними, а подняться до претворения в своем повседневном поведении нравственных принципов.

Но к такому результату приводит не всякое общение, а только сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим людям – как к высшей ценности, а с другой стороны, предваряемое развитием у него круга нужных для успешного взаимодействия с другими) людьми специальных психологических знаний, умений и навыков, делающих его знатоком других людей.

Организация общения в соответствии с принципами гуманизма предполагает как в труде во всех его проявлениях, так и в быту сочетание высокой требовательности к человеку с большим уважением к нему, доброжелательность по отношению к людям.

Упражнение человека в отвечающем этим принципам поведении при взаимодействии его по разным поводам с другими людьми – и с теми, кто составляет его ближайшее окружение, и с теми, кто входит лишь в его далекое окружение, – оказывается плодотворным, если семья, образовательные учреждения, общественные организации, членом которых он является, а затем и другие коллективы (производственные, самодеятельные и иные) одновременно и словом, и делом постоянно внушают ему, что люди – это главное богатство общества, его непреходящая ценность.

Вместе с тем для того чтобы каждый человек был способен к отвечающему высоким гуманистическим принципам общению с другими людьми, он должен обязательно обладать и определенной психологической культурой, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам: разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на проведение и состояние и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями морали и будучи направлен на утверждение общественных идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться.

Все три названных элемента существуют в теснейшей связи друг с другом. Характер расшифровки человеком личностной сути других людей обычно сказывается на особенностях эмоционального отклика, который они у него к себе вызывают, и на тех способах поведения, которые он по отношению к этим людям избирает. В свою очередь отношение, которое человек сумел вызвать к себе со стороны окружающих, накладывает отпечаток на то, как трактуют его внутренний облик другие люди и какой стиль поведения они избирают, общаясь с ним. И поведение человека по отношению к другим людям обычно сигнализирует, как он «прочитывает психологию» этих людей и какие чувства они у него к себе вызывают.

Может показаться, что пониманию других людей специально научить человека невозможно, как невозможно развить у него способность эмоционально откликаться на разные категории людей и выбирать по отношению к ним такие способы обращения, которые наиболее подходили бы к психологии этих людей.

Конечно, полнота и правильность оценки человеком других людей, проявляющиеся у него психологические установки при восприятии окружающих и манера отвечать на их поведение несут на себе печать того конкретного опыта общения с людьми, который человек успел накопить в своей жизни.

Собственный опыт, складывающийся у человека из непосредственного познания людей, переживаний по поводу их поведения при встречах с ними и его собственных действий в ответ на их поведение, – это только один из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людьми.

Другой путь, который должен обязательно дополнять первый, – это постоянное обогащение его теоретическими сведениями, относящимися к различным областям человекознания, проникновение во все новые пласты психики человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение научной и художественной литературы, предметом которой являются человек и человеческое общество, наконец, это проникновение во внутренний мир человека, понимание механизмов, обеспечивающих его существование.

Известно: у кого нет идей, тот не видит и фактов. Идущее из разных источников обогащение людей обобщенными знаниями об основных проявлениях человека как личности, устойчивых зависимостях, связывающих ее внутренние характеристики с его поступками, а также с окружающей действительностью, делает этих людей более зрячими по отношению к личностной сути и, так сказать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходится взаимодействовать.

Третий путь воспитательной работы с человеком, направленный на развитие в его личности качеств, необходимых для общения с другими людьми в соответствии с требованиями морали, состоит в формировании у него способности сопереживать другим людям – близким, товарищам по общему делу, соотечественникам. Воспитание этой сугубо социальной способности, которое предполагает развитие у человека умения ставить себя на место другого и чувствовать его боль и радость как свои, – процесс не только длительный, но и прямо сопряженный с выработкой в человеке таких важных характеристик, как коллективизм, глубокий интерес к другому человеку и готовность прийти ему на помощь.

И, наконец, четвертое направление работы с людьми, которая также должна начинаться очень рано, – это упражнения каждого из них в таком поведении по отношению ко всем остальным, которое бы никого из них не оскорбляло, не ущемляло бы их достоинство и не приводило бы только из-за одной неудачной формы к напряжению во взаимоотношениях. Учить людей не быть грубыми, высокомерными, придирчиво язвительными – это задача, органично связанная со всеми другими, о которых речь шла выше, и без ее решения более общая цель – всесторонняя воспитанность личности – полностью достигнута не будет.

Еще один вопрос, который имеет прямое отношение к воспитанию у человека способности взаимодействовать с другими людьми на психологически грамотном уровне, – это формирование у него установки на творчество в общении. Человек, особенно если он воспитатель, руководитель, врач, обязан уметь осуществлять индивидуальный подход к каждому из тех, кто находится под его началом, а это невозможно, если он не приучен «чувствовать» бытие другого человека как свое собственное бытие и всякий раз, встречаясь с ним, преодолевать формализм в общении и, уходя от оценочных стереотипов, выявлять его личностное своеобразие и затем, переступая через старые поведенческие шаблоны, искать и пробовать наиболее воспитательно подходящие для данного случая способы обращения[61].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.