Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика психических состояний и процессов педагога






Элементом педагогической техники является развитое педагогическое внимание. Оно отличается от внимания других людей прежде всего тем, что учитель должен уметь одновременно удерживать большое количество объектов в поле внимания: видеть класс, каждого отдельного ученика, реакцию каждого на происходящее, быть сосредоточенным на объясняемом материале и своих действиях, рефлексировать свою деятельность и т. д. Такое умение надо развивать и тренировать постоянно. Многообъектность внимания учителя имеет три уровня умений:

1)направлять внимание на несколько объектов;

2)направляя внимание на несколько объектов, выделять главные и контролировать второстепенные;

3)ощущать появление новых объектов внимания и включать их в поле внимания, а также предопределять появление новых объектов.

Внимание педагога должно быть одновременно устойчивым и оперативным, т. е. удерживаться на объекте вне зависимости от разнообразных помех (шум, разговоры, многолюдие и т. п.) и в то же время быстро переключаться в зависимости от меняющейся педагогической ситуации.

Воображение педагога. Своеобразие профессионального педагогического воображения заключается в том, что ему присущи черты научного и художественного воображения. Продуктивность педагогического воображения, включающего в себя элементы художественного воображения, в, конечном счете, проверяется законами педагогической логики.

Функции воображения в педагогическом процессе:

· на этапе подготовки к предстоящей деятельности помогает представить в общих чертах ее и возможные варианты восприятия материала;

· непосредственно перед мероприятием, делом, уроком дает возможность представить ожидаемое общение, возникающие особенности и проблемы;

· пробуждает педагогическую креативность;

· помогает представить возможные результаты и эффект педагогической деятельности.

С помощью воображения учитель (воспитатель) может поставить себя на место ребенка, что поможет не только понять его состояние, мотивы поступков, но и избежать многих неправильных решений и выводов.

Обладают профессиональными особенностями и педагогическое мышление, и память, и, собственно, все психические процессы и состояния.

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Митиной, выделены внешняя, процессуальная и внутренняя компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.

Прическа педагога должна быть удобной и аккуратной, макияж умеренным. Одежда учителя – аккуратная, скромная (но не «синий чулок»), присутствует цветовая гармония, соответствие одежды возрасту, моде, условиям занятий и работы; чувство меры во всех деталях одежды, особенно в украшениях.

Пантомимика – движение тела, рук, ног. Красивая, выразительная осанка педагога, прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях. Перечислим другие пантомимические показатели.

· походка легкая, упругая, ритмичная, движения гибкие, размеренные, непринужденные;

· поза открытая (без скрещенных или сложенных на груди рук, скрещенных ног), изящная и простая, лицом к детям, на достаточно короткой дистанции;

· осанка прямая, характерны подтянутость и собранность, умение сидеть за столом прямо и свободно;

· жесты педагога уместны, органичны, естественны, без резких взмахов и острых углов;

· отсутствие скованности и дурных привычек (хождение вдоль доски, покачивания, жестикуляция предметами, почесывание головы, носа; держание себя за ухо и др.);

· рекомендуются движения вперед иназад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории;

· сдержанность в движениях, без нервозности и суетливости.

Любое общение должно начинаться с мускульной мобилизованности. Она выражается в общей собранности внимания, направлении взгляда, общей подтянутости мускулатуры тела, подтянутости спины. Хорошо, когда мускульная мобилизованность несколько опережает речевое воздействие.

Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Нередко выражение лица педагога оказывает на детей большее впечатление, чем слова. Какая мимика требуется от учителя? Перечислим основные моменты:

· выражение на лице доброжелательности, спокойствия, уверенности;

· эмоциональная выразительность лица, но без излишней динамичности или статичности;

· соответствие выражения лица характеру речи;

· умение скрывать проблемы, не имеющие отношения к взаимодействию с воспитанниками;

· направленность взгляда на собеседника. Умение пользоваться выразительностью взгляда. «Пустые глаза – зеркало пустой души», – говорил К. С. Станиславский.

Выразительные детали мимики – брови, глаза, улыбка. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно вырабатывать умение держать в поле зрения всех учащихся.

Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т. п.

Выразительность – это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, владение умением самопрезентации, умелая режиссура педагогического взаимодействия.

Эмоционально богатый учитель, обладающий артистизмом, вербально и невербально проявляющий свои чувства и отношения, способен любое взаимодействие с воспитанниками приблизить к естественному общению. Педагогический артистизм является сочетанием духовных и физических качеств, помогающих найти контакт с учениками, завоевать их доверие и затем действовать, учитывая все особенности конкретного взаимодействия. Артистичный учитель одухотворяет содержание и организацию педагогического процесса. Это самобытный педагог со своим внутренним миром, который становится обаятельным в момент передачи знаний и своего отношения к ним. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями и радостью других людей.
В. И. Немирович-Данченко считал, что в этой способности заключается талант, а К. С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

Внутренняя составляющая имиджа – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Технологические функции имиджа – межличностная адаптация, высвечивание лучших ценностно-деловых качеств, затенение негативных личностных характеристик, организация внимания, преодоление возрастных рубежей.

Всеми этими составляющими имиджа надо не только обладать, но и уметь их позиционировать, владеть методами самопрезентации.

Самопрезентация – способ самовыражения и поведения, направленный на создание благоприятного впечатления, мнения или соответствующий чьим-либо идеалам.

Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека.

«Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил то обаяние, которым окружен в их глазах», – писал Н. А. Добролюбов.

Педагогическое воздействие всегда имеет определенную ритмическую характеристику. Одно и то же воспитательное воздействие, выполненное в конкретной ситуации в разной ритмической и временной организации, может дать неравноценный эффект. Поэтому с учетом индивидуально-типологических особенностей каждого воспитанника необходимо четко планировать и организовывать темпоритмовый рисунок, ориентированный на конкретного ребенка.

Четкий, ритмичный рисунок урока или воспитательного занятия стимулирует учащихся, управляет их деятельностью, создает общий темпоритм урока или занятия. Размытость ритмического рисунка урока или воспитательного мероприятия деформирует сам педагогический замысел, мешает продуктивно реализовывать правильно подобранные методы воспитания. Наиболее ярко темпоритм проявляется в речи, когда интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.