Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информация, которую необходимо получить от предприятия, для проведения комплексного анализа ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1.Обычная информация. 1.1. Названия предприятия. 1.2. Отрасль (код по ОКОНХ, наименование). 1.3. Профиль (что выпускает). 1.4. Номер и дата регистрации. 1.5. Месторасположение (страна, регион, город). 1.6. Полный юридический и почтовый адреса (индекс). 1.7. Наличие филиалов (количество). 1.8. Число работников. 1.9. Учредители (фамилия, имя, отчество; название, процентная и рублевая доли участия в уставном капитале — УК). 1.10. Банковские реквизиты. 1.11. Структура У К (сумма, оплаченная и неоплаченная части УК, количество и тип акций). 1.12. Котировки акций (рыночная или биржевая стоимость акций на конец каждого месяца). 1.13. Структура управления (должность, фамилия, имя, отчество или название, доля в УК в процентах и в рублях руководящих работников или структур). 1.14. Контактные телефоны. 1-15. Земельный участок (площадь, форма владения, текущая цена за 1 га, арендная плата, сумма земельного налога). 1-16. Краткая биография директора и руководящих сотрудников. 1-17. Профессиональные консультанты (если есть). 2.Отчетные документы (за последние 3 года). 2.1. Форма 7 (баланс). 2.2. Форма 2 (отчет о финансовых результатах). 2.3. Форма 5. 2.4. Дополнение к форме 2. 2.4.1. Административные расходы. 2.4.1.1. Затраты на оплату труда персонала. 2.4.1.2. Командировочные расходы и компенсации. 2.4.1.3. Расходы за услуги финансовых институтов. 2.4.1.4. Представительские расходы. 2.4.1.5. Прочие хозяйственные расходы. 2.4.2. Расходы на реализацию продукции. 2.4.2.1. На транспортирование. 2.4.2.2. На рекламу. 2.4.2.3. На тару и упаковку. 2.4.2.4. Складские расходы. 2.4.2.5. Прочие расходы. 2.4.2.6. ВСЕГО текущих расходов. 3.Готовая продукция. 3.1. Ассортимент (название выпускаемой продукции). 3.2. Объем выпуска каждого вида продукции. 3.3. Объем и цена продажи каждого наименования. 3.4. Себестоимость изделия. 3.5. В какой регион и в каком объеме продается. Информация по п.З. должна быть за каждый год, за отчетный период текущего года. 4.Основные средства (стоимость производственных и непроизводственных основных фондов и их износ). | 5.Поставщики. | 5.1. Месторасположение основных поставщиков сырьй| (регион, город). 5.2. Цены на основное сырье, применяемое в производств (по годам, за последний год по кварталам). 6.Основные конкуренты (предприятия, выпускающие подобную продукцию). Вся совокупность внешней и внутренней информациииспользуется для разработки плана инвестирования средств бизнес-плана инвестиционного проекта. Другое применение бизнес-план находит при эволюционном развитии предприятия, когда речь идет о бизнес-планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятия и слово " бизнес" призвано отразить учет рыночного окружения этой деятельности. Именно в этом смысле говорят о бизнес-плане предприятия — как о плане его работы на год, на два и т.д. В этом контексте инвестиционные проекты могут являться составными частями бизнес-планов. Такой подход обусловлен следующими обстоятельствами: - необходимостью объективно определять потенциальные возможности предприятия с учетом целей его деятельности, стратегии и тактики их достижения, что реализуется в перспективных и текущих планах; - необходимостью выявить слабые и сильные стороны предприятия, что особенно важно для повышения эффективности его деятельности. Разработка бизнес-планов в странах с глубокими традициями уважения к рыночным отношениям отличается тщательной проработкой всех основных разделов, что предопределено самим характером внешнего окружения бизнеса и потребностью в учете и согласовании интересов разных его участников (или их групп), снижении уровня риска, оценки возможностей его расширения в перспективе и т.д.
Структура бизнес-плана
Главной задачей, стоящей перед разработчиками бизнес-планов, является задача по привлечению инвесторов. Практически каждая финансовая структура (потенциальный инвестор) имеет свои стандарты (форматы) по подготовке документов c целью кредитования заемщиков, однако цель всюду одна — необходимо обеспечить доказательство финансовой эффективности проекта, другими словами — вложенные в проект деньги принесут ожидаемую прибыль. Для этого сначала формируют доходную часть проект (продукция, цены, рынок, продажи), затем — расходную (затрат) на приобретение оборудования, сырья, материалов, заработную плату), при этом учитывают возможные варианты организационно-правового обеспечения бизнеса и схемы финансирования, после чего переходят к расчетам эффективности и ее анализу, используя порой методы исследования и учета рисков. Как один из возможных вариантов можно рассмотреть следующую структуру бизнес-плана производства новой продукции: 1. Описание производимой продукции или услуг. 2. Рынок сбыта продукции. 3. Конкуренты. 4. План маркетинга. 5. План производства. 6. Организация производства. 7. Юридический план. 8. Финансовый план. 9. Стратегия финансирования. 10. Резюме. 11. Приложения. В приложении к бизнес-плану приводятся документы юридического характера (уставные документы, права на владение или пользование ресурсами и т.д.). Пример структуры другого бизнес-плана, более дробной и связанной с расширением уже существующего производства: 1. Введение 2. Цель предпринимательской деятельности. 3. Характеристика и потенциал предприятия. 4. Описание вида предпринимательской деятельности. 5. Описание продукции. 6. Оценка рынков сбыта. 7. Описание и оценка конкурентов. 8. Прогноз сбыта продукции. 9. Стратегия маркетинга. 10. План маркетинга. 11. План производства. 12. Оргструктура и менеджмент. 13. Персонал. 14. Анализ прибыльности продукции. 15. Финансовая стратегия. 16. Финансовый план. 17. Приложения. Наиболее важна роль планирования нового вида деятельности предприятия (создание новой продукции и выход с ней на рынок, предоставление клиентам новых видов услуг и т.п.). При этом нужно четко определить все возможные проблемы, выявить реальные направления, способы их решения, представить потенциальным партнерам, будущим инвесторам и другим заинтересованным сторонам всю необходимую информацию. Бизнес-план — документ планового характера, определяющий цели нового бизнеса (или развития уже существующего), задачи управления им и его организации и намечающий пути и способы достижения поставленных целей на основе анализа всех возникающих при этом проблем. Бизнес-план следует разрабатывать не только при обосновании нового вида деятельности в области предпринимательства, но также и в ряде других случаев: • при выходе с новой или уже выпускаемой продукцией внешние рынки; • при необходимости привлечения инвесторов; • при получении кредитов; • при составлении планов финансовой деятельности; • при росте объемов производства продукции. В сегодняшних российских условиях разработка бизнес-плана — процедура, имеющая большое значение, так как он позволяет определить потенциал предприятия, поставить новые цели и задачи, выработать наиболее рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений, выявить слабые и сильные стороны кадров и всего предприятия. В целом она дает возможность оценки нового дела и уменьшить риска его провала. В бизнес-плане даются результаты аналитических исследований наиболее важных аспектов производства и финансовых потребностей предприятия, излагается информация о предполагаемых доходах, что позволяет заинтересовать и привлечь инвесторов. Бизнес-план составляется как для внутреннего, так и для внешнего пользования, но все-таки чаще всего его составляют для будущих инвесторов, для заключения с ними соглашений об инвестициях и кредитах, т.е. для сторонних организаций и лиц. Для внутреннего пользования бизнес-план обычно составляется на 3—5 лет, но он может корректироваться ежегодно. При разработке долгосрочных планов необходимо учитывать следующие внешние факторы и условия: • ситуацию с ресурсами (в настоящее время и на перспективный период); • возможности конкурентов; • товары конкурентов и состояние рынков сбыта; • предполагаемый риск; • отношение структурных единиц предприятия (дочерних предприятий); • потенциальные возможности производственного персонала; • результаты анализа организации управления предприятием; • результаты анализа организационно-технического уровня производства; • перспективы улучшения технологии на предприятии. Бизнес-план должен быть тщательно документирован, так как будет детально изучаться потенциальными инвесторами, кредиторами и т. п., поэтому его подготовкой должны заниматься те, кто будет исполнять бизнес-план. К созданию бизнес-плана следует привлекать в ряде случаев специалистов сторонних организаций — экспертов, консультантов в области права, рекламы, исследования рынка и т.д. Как и всякий перспективный документ, бизнес-план должен периодически пересматриваться в зависимости от ситуации, действующей и возможной конъюнктуры и корректироваться в интересах дела (для успешных отношений с инвесторами и другими заинтересованными сторонами). К бизнес-плану как важнейшему инструменту управления бизнесом предъявляются следующие требования: • достоверность (отражение истинного состояния дел на предприятии); • своевременность (составление и соответственно использование по назначению в нужное время); • достаточность (наличие минимально необходимого объема информации); • понятность и доступность для восприятия. Кроме того, материалы бизнес-плана должны обладать: • четкостью и логической последовательностью; • убедительностью аргументации; • конкретностью; • обоснованностью всех положений и их привлекательностью. Считается, что нельзя составлять бизнес-план большого объема и перегружать его лишней информацией, так как он обычно просматривается и используется многими деловыми людьми. Однако объем связан прежде всего с самим характером бизнеса. При составлении бизнес-плана необходимо придерживаться определенной структуры (логики построения бизнес-плана).
Содержание бизнес-плана
Основное внимание в бизнес-плане должно быть сфокусировано на следующих вопросах: • Сколько вам потребуется средств? • Как будут использоваться предоставленные вам деньги? • Где и как вы намерены продавать вашу продукцию и услуги? • Как вы собираетесь вернуть деньги вашим инвесторам?
Бизнес-план должен содержать следующие разделы: I. Краткое изложение. В раздел должно входить сжатое описание предприятия, основных функций руководства, финансовых потребностей. Он составляется не более чем на двух страницах; в нем отражается краткое изложение бизнес-плана. А. Описание бизнеса: 1. Какого рода деятельностью занимается компания? 2. Как развивалась компания до настоящего времени? Б. Управление: 1. Кто входит в число руководителей? 2. Какие функции будут выполнять руководители? 3. Каких успехов в прошлом удавалось добиться руководству? В. Основные финансовые показатели: I. Как можно выразить в цифрах прошлые достижения компании? Г. Потребности в инвестициях: 1. Сколько необходимо средств? 2. Как они будут использованы? 3. Как собираетесь вернуть кредит (инвестиции)? II. Компания. Раздел должен содержать подробное описание деятельности компании в настоящее время, ее истории и стратегии. Свяжите, если это возможно, прошлые достижения с потенциальным успехом в будущем. А. История компании: 1. Как была основана компания? 2. Чего удалось достичь компании на сегодняшний день? 3. Какова роль нынешнего руководства в этих достижениях? 4. Предоставьте основную информацию о финансах (увеличение объема продаж, доходов или активов). 5. Каков юридический статус компании в настоящее время? Б. Текущая деятельность: 1. Какие товары или услуги вы предлагаете на рынке? 2. Что отличает вашу компанию, делает ее уникальной? 3. Каков географический спектр деятельности в пределах России? 4. Ведется ли продажа товаров (услуг) за рубеж? В каком объеме? 5. Имеются ли у вас клиенты или поставщики за пределами России? Какова процедура расчетов и доставки? Сколько на это уходит времени? 6. Сколько магазинов или других учреждений есть у компании? 7. Сколько человек работает в компании? 8. Стратегия ведения дел: 1. На какие существенные возможности рынка нацелена компания? 2. Цели компании на ближайшее будущее. 3. План по достижению этих целей. III. Отрасль деятельности. Обзор отрасли должен включать информацию о размере рынка, основных участниках на рынке в данной отрасли промышленности и о тенденциях развития отрасли. Руководство компании должно продемонстрировать свое понимание данной отрасли, а также влияния внешних факторов на развитие компании. А. Промышленность: 1. Оцените размер отрасли промышленности по объему продаж и доходам. 2. Эта отрасль промышленности расширяется или сужается? С какой скоростью и почему? Что является основой этих оценок? 3. Какие основные структуры задействованы в этой промышленности: компании, государственные организации, поставщики, клиенты? Какую роль они играют? 4. Перечислите основных участников. 5. Доминирует ли в этом секторе несколько ведущих компаний или он разделен на мелкие компании? 6. Существует ли большое количество потенциальных клиентов или небольшое, но ориентированное на большие объемы продаж? Б. Критические факторы успеха: 1. Что обеспечивает успех компании в данной отрасли? 2. Ожидаются ли в ближайшем будущем изменения, такие, как новые технологии, новые продукты и конкуренты,, изменение приоритетов клиентов, которые могут повлиять на ключевые факторы успеха? В. Оценка других факторов: 1. Какие законы, налоги, финансовая ситуация и факторы окружающей среды влияют на данную отрасль промышленности в общем и на компанию в частности? IV. Продукт или услуга. Избегая специфических (технических) подробностей, опишите продукцию или услуги компании. Обратите внимание на различия между продукцией или услугами, предоставляемыми вашей компанией, и аналогами, предоставляемыми конкурентами. А. Продукция или услуги: 1. Опишите характеристики продукции или услуг. 2. Как изготавливается продукция? Как оказываются услуги? 3. Наличие патентов (патентная защита, патентная чистота). 4. Как эта продукция представлена в данной отрасли промышленности? Б. Сравнение продукта или услуги: 1. Что делает уникальным продукцию или услугу? 2. Как качество вашей продукции можно сравнить с качеством продукции, производимой конкурентами? 3. Что делает продукцию необходимой? 4. Какие возможности существуют для расширения производства в будущем? V. Маркетинг. В этом разделе определите и оцените рыночные возможности бизнеса: оцените существующий и потенциальный спрос на продукцию, дайте точную и реалистичную оценку конкуренции, сильных и слабых сторон предприятия (по сравнению с другими предприятиями). Основываясь на здравых предположениях, оцените потенциальные потребности в вашей продукции или услугах. Выкладки должны показывать чувствительность к " рыночным рычагам" и то, как изменения в окружающей среде влияют на ваш бизнес. По возможности опирайтесь в анализе на исследования рынка. А. Клиенты: 1. Кто они? 2. Где территориально они расположены? 3. Является ли клиент и пользователь одним и тем же лицом? 4. Если возможно, определите различные группы клиентов. 5. Какая группа является для вас наиболее важной? Почему? 6. Основывается ли это на сознательной стратегии вашей компании? 7. Каких еще потенциальных клиентов вы надеетесь привлечь? Каким образом? 8. Чем больше всего интересуются клиенты: ценой, качеством или обслуживанием? 9. Как могут измениться потребности ваших клиентов в будущем? Б. Конкуренция: 1. С какими компаниями вы конкурируете? 2. Каковы ваши сильные и слабые стороны в этой конкуренции? 3. Существуют ли какие-либо возможности на рынке, которые еще не используются? Как вы можете их использовать? 4. Оцените потенциальные возможности для участия новых конкурентов или использования новых форм конкуренции. 5. Существуют ли барьеры, затрудняющие предложение на рынке вашего продукта или услуги новыми организациями? В. Ваша компания: 1. В каких единицах измеряется товарооборот вашей компании? Какова долларовая стоимость каждой единицы при нынешнем курсе обмена (укажите курс обмена)? 2. Сколько единиц вы планируете продать в этом году? В следующем году? 3. Каким образом вы собираетесь достичь этих целей? (Если возможно, укажите в терминах физических, кадровых и финансовых ресурсов.) 4. Какие виды риска стоят на пути компании? Как ваша компания может их избежать? 5. Как ваша компания определяет цену на свои товары или виды услуг? 6. Являются ли ваши цены конкурентоспособными? 7. Какова разница между себестоимостью продукции (услуги) и ценой на нее? 8. С какими видами обслуживания клиентов и вопросами поставок сталкивается ваша компания? 9. Как вы будете привлекать своих клиентов в условиях конкуренции? 10. Как вы сможете предотвратить утечку клиентов? 11. Какие ресурсы, как финансовые так и кадровые, необходимы для достижения этих целей? VI. Производственная деятельность. В этом разделе следует описать материально-технических средства, потребности в помещении, основном оборудовании, а также трудовые ресурсы, необходимые для достижения целей компании. А. Имущество и оборудование: 1. Какими фондами компания владеет или что арендует в настоящее время? 2. Каково физическое состояние зданий и оборудования в настоящее время? 3. Какое основное оборудование необходимо для процесса производства или предоставления услуг? 4. Какое дополнительное имущество или оборудование будет необходимо для осуществления целей бизнес-плана? Б. Производство или предоставление услуг: 1. Каковы основные факторы успешного осуществления производственной деятельности? 2. Какие особые навыки требуются? 3. Какое требуется сырье? 4. Сколько поставщиков использует ваша компания? 5. Рассчитывает ли компания на какого-либо одного поставщика определенного вида продукции? 6. Какие запасы сырья и материалов поддерживаются компанией? 7. Как отражаются на функционировании компании сбои в поставках? 8. Какова производительность компании? 9. Достаточен ли достигнутый уровень продуктивности для компании в будущем? 10. Каким образом осуществляется контроль над своевременными поставками и качеством? Как удается преодолевать препятствия в этих областях? VII. Управление. Управленческий состав и основной персонал на предприятии, его потенциал. А. Основное руководство: 1. Перечислите основной управленческий персонал. Опишите опыт работы в промышленности и достижения. Одного небольшого абзаца будет достаточно для описания каждого менеджера. 2. Каких навыков, способствующих успеху компании, не хватает вашему управленческому персоналу? Б. Структура организации и контроль: 1. Как распределены обязанности между руководством компании? 2. Каков план деятельности и бюджет компании? VIII. Потребности в инвестициях. В разделе " Потребности в инвестициях " оцениваются дополнительные финансы, необходимые для выполнения поставленных перед компанией задач. Все расчеты и предполагаемые суммы должны быть хорошо документированы и должны соответствовать данным, приведенным в разделе " Финансы". В перспективной оценке необходимо указать, как будут использованы фонды. Следует разработать график возврата кредитов, если это потребуется. Руководство предприятия должно принять во внимание, что фонд будет проводить регулярные проверки возврата кредитов по представленному графику. Необходимость в инвестициях: Если возможно, используйте финансовое прогнозирование при ответе на следующие вопросы. (Данные должны быть представлены в долларовом выражении по действующему курсу обмена): 1. В каких размерах вам необходимо внешнее финансирование? 2. Каковы личные финансовые обязательства управленческого персонала компании? 3. Каково желательное соотношение финансирования в кредит и долевого участия? 4. Как будут использоваться инвестиции? 5. Как и когда будут возвращены деньги кредиторам? IX. Финансы. В разделе " Финансы" должно приводиться обоснование всего бизнес-плана. Предположения, на которых основано финансовое прогнозирование, важны не менее, чем сами прогнозы. Наглядно подтвердите ваши предположения необходимыми документами. Все финансовые документы должны быть приведены как в рублевом, так и в долларовом выражении с указанием предполагаемого курса обмена для каждого периода. А. Финансовые документы за предыдущий период: Если возможно, предоставьте балансовые отчеты и отчеты о результатах хозяйственной деятельности за предыдущие годы. Обсудите значительные расхождения в отчетах за предыдущие годы. Б. Прогнозируемые финансовые документы: Подготовьте предполагаемые балансовые отчеты и отчеты о прибылях и убытках на ближайшие три года. (Прогнозы на первый год следует представить на поквартальной основе.) В. Предположения: Подготовьте комментарий по финансовому прогнозированию. Если цифры в финансовых документах за предыдущий период значительно отличаются от прогнозируемой оценки финансов, объясните, из-за чего это происходит. Ответьте на вопросы: 1. На основе каких предположений вы разрабатывали основные финансовые документы? 2. Какие из ваших предположений больше всего зависят от существенных изменений? При каких условиях? 3. Как компания может оградить себя от неожиданных проблем в будущем? X. Приложения. Приложения могут содержать информацию, полезную при анализе, но невключенную в основной текст бизнес-плана ввиду их большого объема и детализации. Такая информация может содержать: А. Автобиографии главного управленческого персонала. Б. Результаты исследования рынка. В. Фотографии или рисунки продукции. Г. Технические спецификации. Д. Схему организационной структуры. Е. Выборочные юридические документы. Ж. Проекты продукции. 3. Планы производственных площадей. И. Выборочные статьи из журналов и газет. Среди многих критериев оценки экономической перспективности проектов — степень подготовки и опыт работы управленческого персонала предприятия, наличие рынка сбыта продукции предприятия, квалификация рабочих и служащих, потребности в дополнительном производственном оборудовании, конкурентоспособность и качество продукции, текущее и перспективное финансовое состояние предприятия.
|