Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система показателей качества






Все показатели, применяемые при оценке соблюдения требований к качеству, классифицируются по различным признакам:

1) количеству рассматриваемых свойств продукции: единичные; комплексные; интегральные;

2) виду выпускаемой продукции: единичные и обобщающие;

3) процессу жизненного цикла продукции: прогнозируемые, проектные, производственно-технологические, эксплуатационные;

4) степени значимости: производственные и потребительские;

5) уровню управления: показатели организации, показатели отрасли, народнохозяйственные;

6) способу выражения: в натуральных единицах, стоимостных единицах, процентах, баллах.

Наиболее распространена классификация показателей качества продукции по первым двум признакам.

Единичные показатели качества – характеризуют одно свойство продукции в зависимости от ее вида и назначения:

1) показатели назначения, характеризующие основные эксплуатационные характеристики продукции (грузоподъемность, производительность, мощность и т. п.);

2) показатели надежности – главные показатели при оценке качества машин, механизмов, приборов, оборудования. Основные характеристики надежности: безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность;

3) показатели технологичности: удельная трудоемкость и удельная материалоемкость изготовления изделия;

4) показатели стандартизации и унификации, характеризующие насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями;

5) эргономические показатели: гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность); антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека; соответствие изделия распределению массы тела человека), физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); психологические (соответствие изделия возможностям восприятия человека и переработки информации, закрепленным и вновь формируемым навыкам при использовании изделия);

6) эстетические показатели, включающие гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность внешнего вида, соответствие стилю и т. д.;

7) патентно-правовые показатели, характеризующие степень обновления технических решений, используемых в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за ее пределами;

8) показатели экономичности, определяющие величину затрат, необходимых для проведения мероприятий, направленных на улучшение качества данного вида продукции;

9) экологические показатели и показатели безопасности, характеризующие содержание вредных примесей, время срабатывания защитных устройств, безопасность для жизни человека и окружающей среды.

Единичные показатели отражают качество конкретного вида продукции, а обобщающие позволяют оценить уровень качества продукции в организации в целом независимо от ее вида и назначения. На промышленных предприятиях используются в основном следующие обобщающие показатели качества:

- обновление продукции в процентах к общему объему ее выпуска;

- удельный вес продукции, соответствующей мировому техническому уровню, в объеме выпускаемой продукции;

- объем продукции, отгруженной на экспорт;

- количество принятых рекламаций;

- потери от брака (общая величина), в том числе расходы на гарантийный ремонт;

- индекс качества продукции.

Последний из перечисленных показателей выражает оценку среднего уровня качества выпускаемой разнородной продукции, но при условии, что каждый вид продукции имеет ключевой показатель, наиболее полно отражающий свойства изделия. Например, для двигателей таким показателем может быть их ресурс, для подшипников – долговечность, для шин – ходимость и т. д.

Индекс качества (Ик) для нескольких видов продукции, производимой на предприятии, рассчитывается по формуле:

Ик = ,

где Bi – количество изделий i -го вида, выпущенных в анализируемом периоде; Уqi – относительный показатель (уровень) качества i -го вида продукции; Цi, – цена единицы i -го вида продукции, руб.; п – количество видов выпускаемой продукции, охватываемой анализом.

При балльной системе оценки индекс качества продукции может быть определен по формуле: Ик = Б / Б 1,

где Б – средний балл оцениваемой продукции; Б 1 – средний балл выпускаемой предприятием продукции, принятый за базу для сравнения.

В ряде случаев вместо главного могут быть использованы комплексные показатели качества. Комплексный показатель характеризует совокупность свойств, составляющих качество продукции. Он может определяться как средневзвешенный комплексный показатель уровня качества: ,

где Уqi – относительный уровень качества продукции, определяемый по значению i -го единичного показателя качества; Qi и Qbi – значения единичного i -го показателя качества соответственно анализируемого и базового изделий; тi – коэффициент весомости, принятый для i -го показателя анализируемого изделия и учитывающий его значимость и специфику; п – число учитываемых в расчете показателей качества.

Интегральный показатель качества продукции (И), выраженный через отношение показателей свойств, определяющих потребительную стоимость и стоимость, рассчитывается по формуле: И=К0 /З,

где К0 – показатель, характеризующий основные потребительские свойства изделия (например, пробег автомобиля за срок службы до капитального ремонта); З – суммарные затраты на производство и эксплуатацию изделия.

Все перечисленные показатели тесно взаимосвязаны и широко используются при проведении оценок качества продукции.

Способ простого совмещения индивидуальных показателей характеристик качества (комплексный, групповой, обобщенный и интегральный показатели качества) за рубежом практически не применяется, поскольку подобный набор характеристик не отражает полностью физическую сущность, весь набор потребительских свойств продукции.

Методы для определения показателей в зависимости от способа получения информации подразделяют на измерительные, регистрационные, органолептические и расчетные. В зависимости от субъекта, определяющего значение показателя качества продукции, методы подразделяются на традиционный, экспертный и социологический. В зависимости от характера влияния на объект контроля методы определения показателей качества бывают разрушающими и неразрушающими. По способу нахождения числового значения – прямые и косвенные, что важно при математической обработке результатов, поскольку способ подсчетапогрешностей зависит от метода измерений. Косвенные методыосуществляются путем проведения ряда прямых измерений тойхарактеристики, с которой связана искомая, они менее точные, зато быстрые и неразрушающие.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.