Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология супружеских отношений.






Семейные отношений в понимании многих семейных психологов осмысливаются как феномен, в котором Я и Значимые другие сливались бы таким образом, что развязка жизни являлась бы результатом развития характера человека, его личности, и вместе с тем гармоничного, могущественного и разумного «сопряжения» с близкими людьми, искусства всех членов семьи быть вместе.

Л.Я. Гозман подчёркивает в эмоциональных отношениях три ипостаси: эмоцию, имеющую своим предметом другого человека, аттитюд на другого человека и эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Следуя этой позиции, объективация семейных отношений возможна как вокруг эмоциональных отношений членов семьи друг к другу, так и вокруг объективно существующего процесса развития семейных отношений на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Проблема отношений со «значимыми другими» давно находятся в поле внимания психологов. Человеку не безразлично, что другие имеют представление о нём, и очень важно, что они признают его. В своём воображении человек пытается представить, как его воспринимают другие люди, и соответственно этому строит взаимодействие с ними.

Получается, что «Я-идентичность» и «другой» не отделимы друг от друга. Человеческий поступок, как собственный, так и чужой оценивается с позиции множества значимых других, и действие осознаётся по меркам и эталонам ценного и должного. Человек ведёт себя, во многом ориентируясь на нормы референтных групп, в них формируется его совесть

«Социальное Я» (У. Джемса) – «зеркальное Я» (Ч. Кули) – «Обобщённый другой» (Дж. Мида) – «референтная группа (Г. Хаймона, Р. Мертона) – «значимый собеседник» - вот та последовательность психологического изучения роли других людей в достижении человеком

идентичности. Те, кто участвует в этом процессе, выполняют самые главные роли в жизни каждого человека, являются «значимыми другими». [25, 167]

Отечественными исследователями понятие «психологическое отношение» определяется как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, как система, которая складывается в ходе истории развития человека, выражает его личностный опыт, определяет действия и переживания. Существует определённая последовательность в переходе этих отношений в свойствах характера: сначала отношения к людям превращаются в коммуникативные черты, затем из отношений к другим у человека формируются так называемые рефлексивные черты характера – Я как целая система сознательных отношений к самому себе. В современной психологии значимые отношения обсуждаются в плане референтности, персонализации и личностных вкладов. Психологическим измерителем значимости являются чувства, а среди них одно из центральных мест отведено нравственным чувствам. Образ отца и матери, с которыми в значительной степени может отождествляться человеком, позиция обобщённого другого, смутный образ «идеала» - все это пристрастные системы отсчёта и оценки поступка, «мировоззренческие миры», обладающие каждый своей ценностной системой интерпретации. [37, 72]

Е. О. Смирнова выделяет два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Он». В отношениях типа «Я-Он» другой является для человека внешне противопоставленным, эмпирическим существом, определённым через совокупность конкретных свойств и качеств. Эти качества могут быть познаны, оценены (т.е. вызывать симпатию, антипатию, восхищение, презрение) и использованы в своих интересах. В отношениях «Я-Ты» другой принципиально не сводим к каким-то конечным, определённым характеристикам, он причастен к субъекту, слит с ним изнутри – то есть существует в сознании и самосознании субъекта онтологически, ещё до

реальной встречи, как обобщённый представитель рода, лишённый всякой определённости. Эти два типа отношений постоянно перетекают друг в друга. Но отношения «Я-Ты» являются отношения близости, примером которых являются отношения матери и младенца. С. Л. Рубинштейн охарактеризовал как чувство: «хорошо, что ты существуешь в мире». [49, 615]

Приверженцы психологии гуманитарного знания наитеснейшим образом связывают понятие личности и понятие человеческих отношений. Б.С. Братусь замечает, что критериями нормального развития личности являются, в частности: «отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человек (центральное системообразующие отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения».

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.