Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть четвертая Осознавание







Визуализация и видение
Визуализация добавляет новую размеренность нашему восприятию мира и открывает нам новую перспективу видения нашей обычной реальности.
Визуализация - это хорошая помощь в развитии осознавания концепций и ясности. Сосредоточивая свое сознание на особых образах или символах, мы можем ослабить ментальные конструкции, определяющие и ограничивающие наше восприятие. Таким образом мы открываемся более широким размерностям переживания и становимся менее уязвимы перед лицом своих эмоций.
Но прежде чем это будет иметь место, несколько раньше мы учимся освобождать свой ум от дуалистического мышления. Когда мы только еще начинаем развивать концентрацию и визуализацию, полезно фокусироваться на специальных объектах.
Традиционно как концентрация, так и визуализация начинаются с сосредоточения на символической букве, затем они перемещаются на различные символы, образы, мандалы и божества, каждое с особыми орнаментами и качествами. Мы начинаем процесс, концентрируясь на предмете визуализации в течение периода от десяти или двадцати минут ежедневно, пока не достигнем в целом сорока или пятидесяти * асов. Когда мы смотрим на образ очень раскованно и полностью расслабленными глазами и очень спокойным телом и дыханием, будучи очень восприимчивыми, образ в конце концов соединится с нашим осознаванием.
Иногда в самом начале визуализационной практики мы визуализируем хорошо, во некоторое время спустя образ может стать неустойчивым или совсем исчезнуть. Однако значительно чаще визуализация трудна вначале, но по мере продолжения образ становится 6олее четко сфокусированным, и визуализация улучшается. Тогда мы можем обнаружить, что при попытке визуализировать особый образ, возникает отличный от него образ, и это беспокоит. Так что следует практиковать терпеливо, так как требуется время для совершенствования этих способностей.
Визуализация впервые появляется перед нами, как если бы мы смотрели через длинный туннель или расширяющуюся трубу. Хотя это видение или осознавание весьма гибко, часто мы забываем образ или не осознаем его, так что не з состоянии точно осуществить визуализацию. Однако иногда, когда мы закрываем глаза, визуализируемое предстает перед нами во всей своей полноте " тай". Такая визуализация не нуждается в построении части за частью подобно тому, как плотник строит дом, она возникает спонтанно - совершенный образ. Когда мы это видим, нам не нужно что-либо менять. Мы можем просто позволить этому быть. И эта спонтанность - семя визуализации.
К примеру, внутренне попытайтесь визуализировать исцеляющий цвет бирюзы - если вы не можете его увидеть, почувствуйте, что вы его видите. Это видение прекрасно, так что просто примите его. Если вы его все еще не видите, тогда мягко убедите себя, что вы видите прекрасно и полно. И хотя вы все еще можете ничего не видеть, почувствуйте качество и значительность переживания. Останьтесь в моменте, и визуализация в конце концов придет к вам.
Визуализация и воображение имеют некоторое сходство. Воображение, однако, подобно памяти или ментальной проекции, тогда как визуализация становится спонтанной и похожа на видение во всех трех направлениях трехмерного пространства. Визуализация - более тонкий, более высокоорганизованный процесс, динамический. В воображении мы никогда не можем встретить яркость цвета, форм, звуков и ощущений - визуализация же иногда столь ярка и отчетлива, что превосходит наше обычное восприятие. В этом поле визуализации кет объектов, похожих на мирские.
Когда мы начинаем нашу визуализационную практику, образ в основном - только слабый абрис, постепенно мы можем научиться сосредоточивать цвет и форму более отчетливо. Трудно сразу всю целиком визуализацию сделать резкой, но постепенно цвета становятся очень живыми и ясными - цветовой спектр оказывается богатым подобно электрическому цвету, а фигуры появляются не как безжизненные образы, а как живые формы.
Если наши способности улучшаются, наши визуализации могут стать очень сложными - многие образы соединяются в оды, а оды распадается на многие. Мы можем развить один единственный образ или мандалу так, чтобы включить всю вселенную-все в совершенстве сочетается одно с другим. И мы можем начать понимать природу всего существующего и всех феноменов - времени, пространства и знания. Во время визуализации мы можем пережить экстраординарные события, которые рациональный ум не в силах объяснить. Но известно: то, что мы видим, истинно, так как мы переживаем гармоничную работу естественных законов.
Вначале в визуализации мы смотрим на форму и цвет, но позднее образ входит в сознание естественно, спонтанно. Вначале мы просто наблюдаем образ как часть нашей медитации или концентрации, но с практикой мы в конце концов можем настолько натренировать свой ум, что сможем видеть образ внутри себя. Позднее нам не нужно будет даже смотреть на картину или закрывать глаза, и тем не менее мы будем видеть образ. Он как живой возникает в нашем осознавании.
Практикуя визуализацию, мы, видим нашим осознаванием, а не нашими глазами, таким образом, то, что мы видим, оказывается отличным от нашего обычного видения. Хотя мы и начинаем с видения образа или изображения некоторым особым способом, но когда мы разовьем визуализацию, точная форма образа даже не имеет значения, потому что наша визуализация переходит в новое качество - " способность видеть". Сам образ превзойден, но осознавание остается и питает наш ум и чувство, это осознавание несет большой смысл в нашу повседневную жизнь.
Целью визуализации является развитие осознавания настолько, чтобы в любое время и в любом месте мы сохраняли внимательность и бдительность оленя. Когда мы познакомимся с процессом визуализации, мы можем сравнить свой опыт со своим обычным способом восприятия и тем самым собрать информацию, как лучше понимать обычную бодрствующую реальность. Мы хотим и можем довести осознавание до уровня, когда можно увидеть, как действует заблуждение внутри нас, мы можем развить это осознавание, чтобы постигнуть все знание в пределах нашего сознания. Итак, визуализация добавляет новую размерность к нашему восприятию мира и дает новую перспективу, в которой можно видеть нашу привычную реальность.
Чем больше мы привыкаем к визуализационной практике, тем больше осознаем: то, что мы называем " реальным", само по себе подобно визуализации. Эта визуализация может изменить весь наш способ мышления, увеличить способность видеть прозрачное качество эго и материальных предметов. Когда мы видим это, то можем трансформировать даже наши эмоциональные препятствия и задержки в положительную энергию.
Мы можем использовать эту визуализационную способность видения для того, чтобы концентрироваться на различных уровнях осознавания, на различных центрах тела. Это помогает нам открыть энергии наших физических тел и освободить напряжения, созданные эмоциями. Часто, работая со своими проблемами, мы рассматриваем их только с одной точки зрения или в одной размерности и не способны увидеть другие альтернативы. Если сложная визуализация состоит только из одной мысли, мы можем начать видеть что каждая мысль имеет множество различных качеств.
Благодаря визуализации, осознавание может открыть три, четыре, пять измерений для каждого переживания. На одном уровне мы можем испытывать физическую боль, на другом -ту же боль переживать как нечто приятное, на третьем уровне восприятие может восприниматься, как нейтральное -ни боль, ни удовольствие. Однако на следующем уровне может не произойти ничего - ни боли, ни удовольствия, само переживание трансцендентируется. Если мы в состоянии посмотреть на переживание в этих различных перспективах, то мы можем научиться направлять положительную оздоровляющую энергию в области, где есть трудности. Можно трансформировать то, что воспринимается, как вредное в то, что окажется полезным.
Когда мы практикуем визуализацию, мы переживаем прямое " видение". В достаточной степени расслабившись, можно обнаружить это " видение" через наше непосредственное переживание. Это делается путем расслабления мышц вокруг глаз; не моргая, надо дать взгляду стать мягким, смотреть так, как мы смотрим, будучи удивлены или восхищены. После этого прямо в первую четверть секунды - наблюдайте. Это и есть " видение".
Органы чувств непрерывно интерпретируют все объекты в сознании. Но когда чувства становятся легче и острее, не привлекая сознание к какому-то отдельному объекту, тогда это становится осознаванием. Когда развивается такое сознание, качество " виденья" проявляется естественно. Сознание есть вид смотрения тогда как осознавание - это вид видения. Чем больше мы развиваем осознавание, тем легче и более восприимчивым становится его качество. Чем более мы развиваем чувство-сознание, тем темнее и более подавленным становится наше осознавание. В своей жизни мы часто переживаем большое количество напряжения, вины и горя; мир может казаться ужасным, работа тупой, а семейные проблемы и экономическое давление трудным для нас. Но когда мы развили способность видеть, всякая ситуация становится весьма интересной и стоящей того, чтобы над ней поработать. Переживание становится более гибким, и мы можем открыть для себя наши мысли и найти для себя в них много ценнейших качеств. Обычно наши мысли настолько тонки и быстры для нас, что мы не можем ухватить их, но когда мы входим в эту новую размерность, мы становимся более чувствительными к этому новому виду реальности - нам нет необходимости формулировать ее концептуально, поскольку мы можем знать ее прямо. Вначале это воистину фантастическое открытие - прямо с данного момента осознавания достигать другого энергетического уровня другой вселенной. Мы можем обнаружить, что человеческий ум обладает потенциалом и огромными ресурсами, что ум - это наш лучший друг.
Переживая это для самих себя, мы можем удивляться, как мы могли быть когда-то такими несчастными и хаотичными. Но в отношении некоторых проблем и ситуаций мы можем все еще оставаться в пределах ограниченного видения, так что нам необходимо проработать это. Мы знаем, что есть другой способ смотреть, переживать, быть. Так зачем же продолжать искажать наше настоящее переживание, если мы замечаем контраст между нашим старым способом переживания и этим новым открытым путем? Мы видим, как мы заблуждались и как вводили себя в смущение. Когда мы развиваем осознавание, мы учимся отпускать наши обычные пути обращения и обхождения с ситуациями. Мы видим, как старые привычки начинают захватывать нас, и тотчас останавливаем их. Всякий опыт становится новым, даже если на физическом уровне наша ситуация могла и не измениться.


Вопрос:
Осознавание и виденье -это одно и то же?
Ринпоче: Да. В конечном итоге, когда разовьется наше понимание, все отвечает совершенному образцу. " Смотреть" и " видеть", однако, разные вещи, " осознавать" и " осознавать что-либо" - также различны, " Осознавать что-либо" - значит быть на страже, наблюдать за мыслями и пи объектами ощущения. Совершенное же осознавание не имеет содержания. Оно ни с чем не входит в соприкосновение5- это просто полностью осознавать.
Вопрос: Является ли визуализация частью памяти?
Ринпоче: На относительном уровне время существует. На более высоком уровне времени нет. Осознавание это целое, подобное шару - внешнее и внутреннее, прошлое, настоящее и будущее - одно и то же. Так что визуализация - это не воспоминания, но иногда мы можем принимать их за таковые или так их интерпретировать.
Вопрос: Я не уверен, что понимаю разницу между вызыванием образа, обращением к памяти и просто " видением". Это все кажется мне одним.
Ринпоче: Один вид видения базируется на прошлом опыте - восприятиях, образах и воспоминаниях. Другой вид виденья не имеет особой формы, но и тогда образы из памяти могут вмешиваться. Когда бы мы ни подумали о чем-либо, мы немедленно создаем образ мысли. Мысль и образ существуют одновременно - подобно матери, вынашивающей ребенка. Все мы связаны нашими воспоминаниями, так что " видение" может включать много специфических образов, основывающихся на нашем прошлом опыте. В общем случае образы затемняют прямое переживание, задерживают спонтанный поток мысли и отнимают положительную энергию из медитативных состояний. Но мы можем и трансмутировать их форму, так что ее больше не останется. Образы становятся чистым знанием, чистым видением, чистым осознаванием. Однако, мы можем " видеть" и без всяких образов так, что наша способность смотреть преобразуется в осознавание. Так мы проникаем в природу экзистенций - мы выходим за время, реализуя понимание, что прошлое, настоящее и будущее являются одним. Если мы поняли это, то можем понять, как действует ум.
Вопрос: Визуализируя образ, я испытываю сильный запах цветущих яблонь моего детства. Интересно, не включает ли визуализация также и чувство, осязание, вкус и запах?
Ринпоче: Да, все. И все же я думаю, что, вероятно, вы затрагиваете только поверхностные аспекты без ясного схватывания основного. Пусть запах остается, но вы можете увидеть также и окружение: сад и деревья, контур ландшафта, что вы делали во время прогулки, утром или вечером; могут всплыть воспоминания, которые, вы думали, уже забыты.
Вопрос: Однажды я попытался визуализировать цветок, мне трудно было увидеть его. Тогда я подумал, что если я зажгу спичку, я, возможно, смогу увидеть его.
Ринпоче: Но " видение", о котором мы говорим, - не обязательно физическое зрение. " Видение" - это то, что немедленно приходит к вам, когда вы убираете рациональный ум и остаетесь раскованными и уравновешенными. Что-то необычное. Это и есть путь к тому, чтобы начать " видеть".
Вопрос: Может ли это быть осознаванием звуков или других вещей вокруг нас?
Ринпоче: Да, но осознавание не обязательно ограничивается объектами восприятия. Различие состоит в том, что когда мы " осознаем" видимое или слышимое, предметы зрения и слуха, мы все еще зависимы от объекта вследствие связи с ним. Это осознавание имеет тонкую энергию хватания, которая поддерживает осознаваемый нами объект и тем самым привязывает нас к нему. Мы постоянно теряем энергию в этом процессе. Однако когда мы осознаем не какую-то вещь, когда мы просто полностью сознательны, наша энергия и наше знание свободны и интегрированы.
Когда качество визуализаций становится очень редактированным, происходит " видение", хотя мы вовсе не обязательно увидим образы. Видение есть переживание, а не его интерпретация. Если " видение" становится частью нашей жизни, мы продолжаем видеть мир вокруг нас, но мы более не привязаны к тем формам и образам, которые видны. Хотя это может оказаться для вас сейчас не слишком ясным, когда-нибудь вы поймете - переживание скажет само за себя.
Вопрос: Иногда кажется, что осознавание прекратилось и стало очень спокойным...
Ринпоче: Правильно. Это качество переживания. Также иногда вы можете почувствовать это качество переживания, когда вы очень сердиты или взволнованы, так как в эти моменты ум очень бдителен и все, на что вы смотрите, особенно ярко. В моменты, когда ваше осознавание однонаправленно, отрицательные силы не могут вытащить вас из центра. Осознавание имеет качество целостности... Никто не может разделить его. Оно имеет совершенное качество сияния, подобно алмазу. Один из видов упражнения по увеличению и очищению осознавания в медитации - это возбудить гнев, не будучи внутренне пойманным им. Некоторые сострадательные божества могут принимать ужасные формы, но их внутреннее отношение всегда преисполнено мира. Чувство может быть чрезвычайно интенсивно, но без агонии и дискомфорта, без боли и отделенности, без разрушительности и связанного с ней запустения. Эта гибкость важна, но выполнение этой политики продолжительное время ведет к трудностям в сохранении равновесия, так что лучше не делать эти упражнения слишком часто и слишком долго.
Каждый момент на протяжении дня несет в себе эмоцию, с которой можно работать, и всякая ситуация очень полезна для обновления и перезарядки вашей энергии. Это не означает, что нужно напоминать себе осознавать - осознавание уже там. Вам не обязательно говорить себе об этом, так как, делая это, вы утрачиваете осознавание. Очень трудно быть все время внимательным, но даже когда вы несколько возбудитесь, вы всегда можете начать снова в следующий момент. Сам момент есть осознавание.
Важно попытаться быть осознающим и гибким в каждой ситуации вашей повседневной жизни. Вы можете решить, что следует уединиться, а затем практиковать, но учения не зарезервированы, не приучены к какому-либо определенному времени. Нужно практиковать все время - полезен всякий аспект опыта и нет никаких периодов, когда, как вы чувствуете, можно отложить это на некоторое время. Сама жизнь - это живая практика.
Вопрос: Когда вы говорите, что каждая мысль драгоценна, вы имеете в виду, что нам не следует дифференцировать мысли на хорошие, плохие, безразличные?
Ринпоче: Правильно. Ценно все наше переживание. Мы уже рождены в своей истинной природе. Всякая отдельная мысль несет послание, силу, знание. Поэтому каждый отдельный аспект нашего опыта драгоценен, нет ничего, что следовало бы отбросить.
Ум продуцирует вид движения, когда мысли и образы постоянно двигаются через него, а это движение порождает определенную энергию. Мы можем также сказать, что на самом деле ум приводит себя в действие, это - самоподдерживающее течение. Далее ум не является твердым. Он так же и не просто собрание перцепции или самоотождествления, а развивающийся процесс - нет ничего, наблюдающего с заднего плана, направляющего послание ума; ум действует, не имея какого-либо основания, фундамента или субстанции. Нет ничего реального в себе, человеческий ум может показаться почти магическим в своей работе.
Подобным же образом действует визуализация. Возникает образ, и мы думаем, что должно быть нечто вызывавшее его появление, но ничего нет. Это магическое качество ума. Когда мы увидели эту силу ума и познакомились с ней, тогда мы можем направить ее и использовать для более высоких целей. Например, когда мы пользуемся водой реки, она может быть весьма полезной в производстве электричества, но река сама по себе не имеет особой ценности, пока она не запружена, не " запряжена". Когда мы неправильно используем ум, мы допускаем утечку энергии. Но когда мы используем его правильно, ум открывает нам значительно большие ресурсы, чем мы могли бы себе вообразить. Существует огромный потенциал человеческого ума, но поскольку умы наши весьма не дисциплинированы, обычно мы можем иметь дело только с одной идеей или образом в одно время. Визуализация может быть очень полезной для направления энергии и силы, необходимых для испытания, усиления и развития ума.
Лучшие визуализации развиваются естественно. Если визуализированный процесс начинает работать по-настоящему, могут произойти различные естественные феномены. Некоторые практики могут привести к очень мощным эффектам, а некоторые из них, будучи усиленными, могут стать опасными, как физически, так и ментально, если мы не понимаем, что мы делаем. Когда эти энергии не используются конструктивно, они либо застаиваются, либо тратятся впустую - даже хуже, они могут причинить вред. Так что важно с такими энергиями работать осторожно и так их интегрировать, чтобы они на самом деле могли питать нас.
Ментальная энергия, направляемая путем визуализации, очень действенна и иногда может оказаться очень пугающей. Некоторые неприятные формы могут возникнуть перед нами - но эти формы не для того, чтобы ужасать нас, а лишь учить тому, что состояния, которые они выражают, составляют часть природы наших умов и что эти состояния при правильном использовании могут продуцировать положительную энергию ума. Визуализация учит использовать весь ум.
Когда мы узнаем, как использовать визуализацию, сама визуализация будет учить нас, как двигаться дальше. Объяснения на концептуальном уровне больше не обязательны, так как цель, ценность и значение обнаруживает себя как в системе автоматической обратной связи. Визуализация работает естественно, без ввода новой информации. Уму не нужно говорить, как медитировать или визуализировать, он уже сам делает это в совершенстве.
Медитативное осознавание
Как только мы пришли в соприкосновение с медитативным осознаванием, наши вопросы растворяются, так как и вопросы, и ответы на них пребывают внутри медитации.
Медитативное осознавание имеет три начальных качества. Первое - спокойствие и умиротворенность, второе - открытость и третье - гармония. Практикуя медитацию, мы естественным путем ускоряемся, освобождаемся от напряжения и чувствуем себя удобно, обнаруживая, что медитация несет радость и утешение.
Когда мы устанавливаем основной фундамент релаксации появляются такие качества, как открытость и принятие, свободное от забот, сомнений и суждения. Нас не слишком занимает " медитация" и " медитирующий", " верная" и " неверная" процедуры, В этом естественном состоянии медитации не остается вопросов.
Если мы освобождаемся от привязанностей и перестаем хвататься за что бы то ни было, мы переживаем чувство ясности, гармонии и полноты - пробужденное ощущение, прекрасное само по себе. В такое время мы можем очень ясно видеть свои мысли и эмоции и не смущаться ими, не беспокоиться о них.
Переживая эти три качества медитации, мы видим, как они влияют на каждую мысль, слово и действие в нашей повседневной жизни, у нас есть " пробудившееся" чувство радости, ясности и совершенства в виде истинного видения. По мере переживания медитации осознавание растет и на самом деле становится частью нас.
В чистом осознавании наша медитация подобна открытому небу, подобна пустому пространству. Нет ни объекта, ни субъекта. Когда мы сосредоточиваемся на отдельных объектах, мы относимся к пространству двойственно: мы смотрим на объекты через ментальные шаблоны, развитые нами, чтобы судить и отличать нашу версию реальности. Эти ментальные паттерны устанавливают разнообразие субъектно-объсктных отношений. Тогда приходит страстная жажда, желание удержать и тревога, которые дают рождение эго. Чистое осознавание существует в самый первый момент, прежде чем возникают эти печальные паттерны. Например, когда мы просыпаемся утром, наше зрение, слух, осязание воспринимают наше окружение очень остро, свежо, но затем мы творим " ощутительные выдумки", подобно детскому творчеству - сказкам. Наше осознавание спрашивает: " Кому принадлежат эти органы чувств? " И неожиданно приходит мысль: " Кто, принадлежит к этому " Я"? Кто видит, слышит и осязает? " Мы не знаем, что это все - часть естественного, интегрального процесса. Вместо этого мы вмешиваемся и заявляем: " Я вижу, я ощущаю, я чувствую" -и начинается субъективное концептуирование. ибо этот " принадлежащий-" всегда нуждается в ком-го или чем-то, к чем\ привязаться или на что опереться.
Это самое начало эго. Оно начинается с установления " Я" или " Себя", который не осознает своего изначального состояния свободы от самости, так что вместе с эго приходит отделенность и зависимость. Вот так в теории развивается эго. Практически происходит то, что каждый прошедший момент постоянно усиливается в настоящем так, что эго развивает очень сильные привычные эмбрионы-шаблоны и продолжает делить и разделять переживание, пока не разовьет особый взгляд на мир. Затем наши восприятия с помощью органов чувств приспосабливаются к этому взгляду так, что когда мы смотрим, в действительности мы уже " не видим". У нас возникают трудности вернуться назад к чистому осознаванию, поскольку мы уже управляемы нашими идеями, а идеи порождают отделенность. Другими словами: " Кто делает? " Делатель -это " Я". Эта самость в действительности - часть осознавания, так как она проявляется изнутри осознавания. Но мы больше не видим связи, так что наши интерпретации и понятия порождают плотный ограниченный ум.
Нелегко выйти за пределы концептуализации и действительно испытать не дискурсивное состояние. Ум и сознание всегда общается, относится ко " мне" - к субъективной точке зрения. Когда мы медитируем, то чувствуем, что инструкции приходят ко " мне", потому что я - " медитирующий", или потому что " Я" как субъект нахожусь внутри медитации. Нам трудно принять тот факт, что способ медитирования -это просто жизнь в настоящем, а не озабоченность воспоминаниями о прошлом и ожиданиями будущего. Но нам следует быть осторожными и не цепляться за настоящее, нам нужно отпустить всякую позицию, даже позицию настоящего.
Куда бы мы ни шли, что бы мы не делали, если мы перестаем хвататься за переживание, то сможем развить наше осознавание и отпереть огромное хранилище знаний, которые спонтанно поведут нас дальше. Когда мы уже больше не держимся, то можем выйти за пределы эго и таким образом пережить осознавание. Медитативное сознание не занимает позиции, не имеет принадлежности к чему-либо или к кому-либо - ни к уму, ни к сознанию. У осознавания не? на концепций, ни инструкций. Оно не фокусируется ни на каком отдельном объекте, осознавании мы освобождаемся даже от " идеи медитации".
В своей медитации нам нравится чувствовать, что мы делаем нечто существенное, испытываем особое переживание, такое как красота, радость или умиротворение. Эта привязанность к переживанию связывает нас с нашим обычным сознанием. Поэтому нам нужно избавиться от такого цепляния - коллекционирования переживаний и комментариев к ним. Следует отрезать эти очень тонкие уровни привязанности и выйти за пределы любой занимаемой нами позиции: за сферу ощущений, за концепции, за медитацию.
Пока мы не разовьем не привязанности, то всегда будем вынуждены бороться с нашими понятиями, сомнениями и эмоциями, с вопросами, медитируем ли мы правильно, осуществляем ли мы прогресс, достигаем ли просветления. И все же просветление никогда не наступает, потому что мы держимся за наши желания так упорно, что наше осознавание не свободно.
Итак, первое -важно проникнуться нашей концентрацией и настолько, насколько мы можем отпустить нашу даже самую тонкую ментальную привязанность. Когда мы переживаем осознавание и не мешаем раскрыться естественным энергиям ума и тела, тогда могут возникать мысли, но они -- часть осознавания, так что если мы не хватаемся за них, они вспыхивают, подобно искрам, по мере прохождения, Мы утрачиваем равновесие и осознавание, только когда очаровываемся этими мыслями и держимся за них. Всякий раз, как мы тянемся, чтобы достичь мысли, мы еще дальше отодвигаемся от осознавания. Это похоже на хождение по ветви дерева с целью дотянуться до облаков - тогда мы отходим слишком далеко, теряем равновесие и падаем.
Так вот, когда бы ни возникла какая-либо мысль или ощущение, мы можем просто не мешать им пройти, можем отпустить медитирующего, медитирование и любую возникшую в медитации " вещь". По мере того, как мы позволяем спокойно течь положительным энергиям этого естественного состояния ума, наши телесные энергии тоже начинают свободно двигаться. В этот момент легко медитировать, потому что нечего практиковать, нечего делать, нечего свершать, есть просто полнота бытия. Наше переживание, таким образом, - это наша медитация, а медитация - наше переживание. В осознавании мы можем пережить другую область, другой вид мира. Это начало развития наших " психических" потенциалов, которые суть естественная часть нашего существа. Когда мы достигаем некоторой открытости, то у нас появляются необычные переживания, которые могут испугать нас, если мы не знаем, как иметь с ними дело или как пройти за их пределы; есть возможность очень быстро развить потенциал для этих переживаний, особенно если мы правильно входим в соприкосновение с определенными энергиями. Итак, важно действовать с большой осторожностью и оставаться осознающими и уравновешенными, иначе можно оказаться пойманными этими феноменами или развиваться в нездоровом направлении.
В такие моменты особенно важно иметь рядом учителя или верного друга, пережившего или переживающего эти уровни, который может познакомить вас со своим путем. Есть определенные инструкции в традиционной литературе, которые могут быть полезны, но у каждого индивидуума различные переживания и поэтому инструкции будут разными для каждого человека. Так что нам нужно быть осторожными, иначе наша фантазия может смутить и сбить с толку. Ведь если мы хотим " летать", то хороший учитель покажет нам карту и мы приземлимся в подходящем месте.
Иногда, даже когда наша медитация идет хорошо, мы можем начать беспокоиться в связи с тем, что нет каких-либо " мистических" или " психических" переживаний и мы не продвигаемся. Не следует тревожиться относительно видения цвета или образов, или относительно того, можем ли мы совершать полеты астрально через всю вселенную, так как эти переживания не очень важны и в действительности могут принести нам озабоченность.
Переживания, оказывающиеся за пределами нашего обычного постижения, изумительно прекрасны. Они могут быть испытаны естественным образом некоторыми хорошо подготовленными медитирующими и даже нами, но они вовсе не обязательно будут указывать на то, что мы " продвинуты" или " духовно развиты". Эти переживания всецело зависят от качества нашего сознания. Даже когда они случаются естественно, если мы остаемся привязанными к таким переживаниям, они могут оказаться задержкой истинному прогрессу. Мы можем не захотеть идти дальше, возможно даже не будем знать, что можем это сделать.
Действительный критерий нашей силы и продвижения - это наша способность преобразовывать препятствия и эмоции в положительные переживания. Когда наша повседневная жизнь становится более уравновешенной и отрицательные эмоции теряют свою силу, не причиняя нам горя, тогда польза и прямые результаты медитации начинают действовать на очень тонких уровнях. Если мы относительно легко справляемся со своими проблемами, можем уравновесить свои эмоции и трансформировать что бы то ни было негативное в положительное и радостное, то тогда мы действительно получаем результаты от своей медитации.
Основная идея состоит в том, что наша медитация - во всем. Мы можем обнаружить некоторую красоту даже в своих отрицательных эмоциях, маниях или концепциях - внутренняя красота. улыбается нам и воспринимается нами. А кто это " мы"? Само осознавание. Прежде мы не видели или не замечали, что теперь обнаруживаем, что осознавание уже здесь. В момент каждого осознавания наша политика, наша жизнь и работа становятся и входят в это качество открытости. Мы более не воспринимаем проблемы в своей жизни и медитации как непреодолимое препятствие, и знай мы это раньше, то не нужно бы было так долго бороться.
Как только мы соприкоснулись с медитативным осознаванием, многие вопросы растворились, так как и вопросы, и ответы на них - внутри медитации; например, если мы не бывали в каком-либо особом месте, то у нас относительно него имеется много вопросов, но если мы его посетили, то наш опыт становится ответом на наши вопросы.
Даже несмотря на то. что время от времени мы оказываемся неспособными удерживать контакт с медитативным осознаванием, мы никак его не потеряем, поскольку всегда можем снова пробудить наше осознавание, отпуская " субъект" и " объект" и входя в нашу внутреннюю тишину. Там естественно развивается более глубокий уровень осознавания. Когда мы испытываем эти учения на себе так, что понимаем их изнутри себя, когда мы практикуем серьезно и преданно, тогда осознание доступно нам.
Чем больше мы развиваем это осознавание, тем более живым и освежающим оно становится дтя нас. Мысли больше не отвлекают нас и мы можем оставаться открытыми, ясными и уравновешенными. Это качество открытости, проницательности подобно солнечному свету, сияющему во всех направлениях. Когда мы не занимаем какой-либо позиции, дверь к просветлению полностью открыта и мы совершенно естественно являем собой то, что именуется " универсальным умом", бесконечностью и истинным пониманием.
Так что если вы даже немного поймете, продолжайте, не останавливайтесь и тогда, почувствуете, что ваша ноша становится легче, а вы - увереннее, искреннее. И тогда вы сами становитесь учением, потому что вся вселенная - это осознавание вашего собственного ума.


Углубление равновесия
Когда мы приобретем медитативное осознование, то знаем, как войти в контакт с каждым переживанием, а поэтому мы не втягиваемся и не оказываемся пойманными ожиданиями, разочарованиями или обещаниями.
В абсолютной перспективе есть лишь чистое осознавание. Само осознавание не имеет каких-либо неясностей, так что оно принимает все привычки, все переживания. Как только " переживания" пройдут фильтры органов чувств и начинают накапливаться привычки восприятия, тотчас все образы, воспоминания и рефлексии формируют то, что мы называем " сознанием". Это не означает, что вступает в бытие субстанциональное, оригинально специфическое сознание. Мы думаем, что имеет место сознание, однако это лишь набор паттернов, накапливающихся подобно пыли; это накопление есть то, что мы называем " Я". Если бы можно было внести все эти привычные шаблоны так, чтобы пространство ума стало пустым, мы не смогли бы найти никакого сознания вообще. В " конце" сознания само сознание более не функционирует. Оно трансцендентировано. Остается только осознавание - настоящее осознавание, которое имеется налицо в наших телах, в нашей энергии.

 


Вопрос: Как мне узнать, что я осознаю? Скажут ли мне мои чувства?
Ринпоче: Нет. Чувства внутри сознания. Есть осознавание внутри сознания - осознавание некоторой вещи, и есть осознавание за пределами сознания. Когда мы осознаем что-то - это внутри сознания, мы сознательно осознаем существование деревьев и т.д. Мы абстрактно организуем наше переживание в определенные паттерны посредством слов и понятий, образов и идей, но мистическое или более высокое медитативное состояние осознавания не существует в пределах сознания. Оно выходит за пределы понимания органов чувств, за символы, понятия, идеи. Без этого более глубокого осознавания мы все еще в тисках наших привычек и действий, даже несмотря на то. что в наших медитациях мы можем переживать довольно легкие положительные чувства.
Вопрос: Я весьма озадачен относительно медитации, сосредоточенной на чем-то, как в случае визуализации или инструкции учителя медитировать определенным образом.
Ринпоче: Визуализация - один из путей медитации, очень полезна вначале. Однако продвинувшиеся на другой уровень медитирующие понимают, что никто ничего не делает. Это то, что подчеркивается в наставлениях и когда мы реализуем такое понимание, то нет нужды в инструкциях, потому что мы уже " там".
Вопрос: Какова связь между " концентрацией", " сознанием" и " осознаванием"?
Ринпоче: Когда мы концентрируемся, мы можем быть сознательными, но не осознанием. Сознание без осознавания подобно молоку без сливок или апельсину без сока.
Вопрос: Можно ли иметь осознавание без концентрации?
Ринпоче: Да. Это то, что мы пытаемся развить. Первое - мы концентрируемся, второе - мы осознаем сознательно и третье - наше медитативное осознавание развивается пока, в конце концов, осознавание не становится неограниченным. Важно разбить наши концептуальные строительные блоки, так как концентрация некоторым образом воздвигает стену вокруг медитации. Нечто ощущаемое и субстанциональное - то, с чем мы можем ассоциировать. Прямое осознавание пытается проникнуть сквозь эту оболочку.
Вопрос: Как это - оставить сознание и тем не менее опять иметь сознание?
Ринпоче: Нам нужно отпустить любую позицию, любое качество концентрации, к которому привязываемся. Мы ограничиваем осознавание, прячась в свои мысли. Опасность состоит в том, что все эти образы и спонтанные мысли в медитации становятся настолько очаровывающими, что нам не хочется их оставлять, в результате мы просто остаемся внутри их, считая, что мы могущественны, что все под нашим контролем - наш ум, наши мысли, наши медитации. Определенные визуализации и мантры помогают построить мост между сознанием и осознаванием, чем способствуют тому, чтобы оставить этот вид сознательной медитации. Подобным же образом, совершая положительные действия, мы можем очистить свое тело, речь и сердце.
Вопрос: Может ли концентрация быть путем построения нашего сознания?
Ринпоче: Да, постепенно, но это занимает очень много времени - создать устойчивую концентрацию и развитие сильной концентрации вовсе не означает, что мы также развиваем и осознавание.
Вопрос: Как узнать, что мы медитируем правильно?
Ринпоче: Более низкий уровень медитации всегда правильно включает дуалистичное " Я", осознающее некоторую " вещь", тогда как более высокий уровень медитации находится за осознанием. Различие имеет место между осознаванием объекта - категориальной перцепцией и просто осознаванием - подлинным осознаванием. Сознание собирает ментальные впечатления, тогда как осознавание - нет. Когда мы все время в медитации осознаем мысли, образы и объекты, то привязаны к ощущаемым категориальным перцепциям сознания. А поскольку мы внутри сознания, то переживаем различные физические ощущения, эмоции, интерпретации: высокие, низкие, счастливые, несчастливые, уравновешенные, неуравновешенные.
Медитируя, мы часто ощущаем, что у нас меньше остается эмоциональных сдвигов, искажений и беспокойств. Но это не означает, что мы вышли за пределы обычного уровня, так как прошлые отрицательные привычки все еще остаются. Наблюдая свои мысли, исследуя чувства и концентрируясь на очищении наших перцепций, мы лишь используем временные инструменты, которые могли сделать нас счастливыми и радостными. Но если мы хотим развить медитативное осознавание, то следует выйти за пределы " ощутительного" или интеллектуального осознавания, которое сосредоточивается на объектах. Другими словами, нам нужно выйти за пределы сознания.
Вопрос: Как вы выходите за пределы сознания?
Ринпоче: Прямое осознавание! Однако оказывается, что, медитируя, мы все время хотим что-то делать, коснуться чего-либо субстанционального. Мы всегда хотим достичь результатов, иначе чувствуем, что переживание наше мало чего стоит. Можно медитировать четыре или пять лет кряду и не найти ничего ощутимого и наша медитация может оказаться темной, тупой и наводящей скуку. И тогда можно разочароваться и прекратить медитацию. Так что это трудная ситуация: то, что ищем - мы оставляем.
Вопрос: Вы имеете в виду, что познаваемое нами в медитации может привести к тому, что мы бросим свою практику?
Ринпоче: Что мы оставляем - так это наши ожидания. Это может расстроить нас, так как мы обычно чувствуем, что если нельзя завладеть чем-либо, то этому " чему-либо" нечего делать со " мной".
Вопрос: Тогда какая же польза от медитации, если этому нет дела до меня?
Ринпоче: Пользу нельзя ощутить, потрогать. Она состоит в том, чтобы не занимать позиции и выйти за пределы эго настолько, насколько возможно. Осознавание - не некая ощущаемая " вещь", эту " не вещь" нельзя ни удержать, ни указать на нее. Даже " ничего" -ничего не значит. Осознавание не имеет рук. Если мы говорим о нем, то это только шум. Когда мы понимаем это более глубоко, то можем неожиданно прийти к мысли: " Что я делаю? Нет явной ценности быть здесь". Но это - нездоровое отношение. Вопрос: А вы так чувствуете?
Ринпоче: Я упоминаю об этом, потому что люди часто спрашивают: " Были ли у вас какие-либо переживания? " Мы верим, что иметь переживания - это очень важно, так что мы непрерывно судим о медитации и изводим себя в плане: имеются или нет " переживания". Это может стать страстью. Мы хотим чувствовать приятное, спокойное, умиротворенное и быть уравновешенными. Некоторые чувствуют, что важно иметь видения, выходить в другие пространства или общаться с невидимыми духами.
Вопрос: Это намного приятнее, чем, скажем, быть в депрессии. Ринпоче: Правильно. Но когда мы входим более глубоко в медитацию, этих чувств больше не оказывается. Чем больше мы переживаем более высокие уровни, тем больше мы становимся осознаванием, переживание не сбивает нас. Мы не станем тащить его к себе и не оттолкнем его прочь.
Вопрос: Это звучит так, как если бы вы сказали, что человек, ставший просветленным, оказался разочарованным.
Ринпоче: Я думаю так. Мы разочаровываемся, потому что наши ожидания не исполняются. Мы создаем невероятные фантазии - все то, что можем себе представить или на что надеяться, но чем больше мы развиваем более высокое осознавание, тем больше понимаем, что эти допущения, мечты и фантазии просто не существуют.
Разве не странно отбросить свои наиболее заветные иллюзии? Мы могли медитировать один или два часа ежедневно в течение шести или семи лет и думать, что достигаем чего-то, но теперь мы понимаем, что и добиваться-то нечего.
Вы могли бы спросить: " Зачем же беспокоиться относительно медитации? Если медитация не приносит пользы ни моим чувствам, ни восприятиям, ни телесным и ментальным состояниям, тогда что же в ней хорошего? "
Вопрос: Так на что она годится?
Ринпоче: Она может помочь вам быть радостным и свободным от всякого стресса. Она может помочь уравновесить ваши тело и ум. Но как свидетельствуют более глубокие переживания, мы видим, что этот более высокий вид медитации просто есть, он не имеет в себе цели.
Вопрос: Так зачем бы учите медитации?
Ринпоче: Цель обучения - показать людям разочарование. Люди нуждаются в разочаровании. Если мы чего-то ожидаем, в этом всегда есть разочарование.
Вопрос: Я ожидаю разочарование7 Да зачем оно мне нужно?
Ринпоче: Это единственный путь для того, чтобы проснуться. Как только накопится достаточно разочарований, вы пробуждаетесь.
Вопрос: Я должен бы быть очень пробужденным.
Другой слушатель: Это похоже на то, как если бы жизнь, переполненная любовными делами, должна была бы быть легче, чем медитация.
Третий слушатель: Жизнь обеспечивает нас значительным количеством разочарования.
Ринпоче: Согласен. Действительно, хороший медитирующий всегда учится и всегда работает с разочарованием. Он знает, как иметь дело с миром и с каким бы то ни было переживанием, которое сложится в жизни. Это - реальный процесс обучения. Действительное вглядывание в свою жизнь есть умный путь медитирования, иначе мы просто проживаем свою жизнь, не извлекая пользы из нашего духовного понимания.
Так что я утверждаю, что медитация возвращает нас назад к жизни. Мы можем сопротивляться, но если нам предопределено пройти через препятствия, а не пытаться избежать их, то мы можем испытать все: виденье, слышанье, осязание, ощутить вкус, запах и оставаться осознающим, исполнить танец с каждой ситуацией, а не пытаться прятаться от нее. Обладая медитативным осознаванием, мы знаем, как войти в соприкосновение с каждой ситуацией прямо и, следовательно, мы не оказываемся втянутыми и пойманными ожиданиями, разочарованиями или утраченными иллюзиями. Когда мы живем именно так, то можем увидеть жизнь, наполненную смыслом и ценностями.
И все же обычно мы ощущаем, что тупость и беспокойство отрицательны, тогда как счастье и ободрение - положительны. Мы всегда занимаем определенную позицию. Однако осознавание - это состояние, которое не является ни счастьем, ни печалью, оно ни положительно, ни отрицательно. Осознавание не занимает никакой позиции, кроме равновесия. Например, можно научиться очень быстро двигаться между разного рода эмоциональными состояниями. В течение двух минут можно сердиться и две минуты оставаться умиротворенными. Две минуты пребывать в депрессии, а две - в радости, смещаясь туда и обратно много раз, от отрицательного к положительному и от положительного к отрицательному. Постепенно можно развить такую гибкость, что мы легко сможем занимать любую позицию. Теперь у нас есть выбор.
Вопрос: Кто имеет выбор?
Ринпоче: Ум имеет выбор. Если мы сердиты, подавлены или в каком-то другом состоянии и можем резко изменить это состояние, то неожиданно для себя открываем гибкость и равновесие. Обычно мы просто выражаем эмоции и оказываемся загнанными в одну эмоцию, драму или отношение. И нам требуется затем длительное время, чтобы успокоиться, проанализировать или продумать, переварить ситуацию и трансформировать ее в нечто более приемлемое. Но осознавание остро. Оно подобно электрическому заряду. Мы можем немедленно изменить ситуацию.
Вопрос: Значит, вы утверждаете, что когда приходит ситуация, то вместо того, чтобы просто реагировать на нее, нам следует экспериментировать с ней? Если нам что-либо говорят, мы можем радоваться или сердиться на это? Мы можем экспериментировать? Ринпоче: Верно. Экспериментируйте со своими мыслями и реакциями. Вы обнаружите, что один раз это делает вас счастливыми, другой раз расстраивает. Вы можете привязаться к определенному образу себя или не желать честно узнать о себе правду. Вы можете посчитать, что для вас неудобно быстро двигаться из одного состояния в другое. Вероятно, вам трудно стать спокойным, а затем, когда вы наконец успокоились, обнаруживаете, что очень трудно стать сердитым, а затем трудно стать спокойным. Так что иногда необходимо даже быть упрямым, чтобы преодолеть свое сопротивление. Внимательно обследуйте того, кто задерживается и где находятся корни задержки. Потренируйтесь в движениях туда и обратно как можно быстрее, исследуя противную сторону.
Вопрос: Но что происходит с процессом принятия решений? Что мне делать со своей жизнью? Какое действие в ситуации лучшее? Ринпоче: Доверьтесь своему осознаванию, а ваши ум и тело позаботятся о себе сами.
Вопрос: Вы имеете в виду, что не важно что делать или какой вид работы вовлекаться?
Ринпоче: Вы не можете сбиться с пути или потерпеть какой-то урон, потому что осознавание подобно солнцу, которое всегда дает свет и никогда - темноту. Почему столь важно подчеркнуть осознавание? Потому что оно не собирает эмоции или помрачения, не накапливает привычные шаблоны, не творит страдание. Осознавание подобно лотосу - оно корнями в грязи, а сам цветок всегда чист. Так, насколько возможно, каждодневно приумножайте осознавание.
Чтобы развить осознавание, первое - вы должны знать, как должным образом медитировать. Второе - вы должны знать, как войти в медитацию. И третье - в более продвинутом обучении, как оставить медитацию. Если я говорю: " Оставить медитацию! ", - то подразумеваю, что у вас может быть концептуальная идея о медитации. Именно это вам нужно оставить. Я не говорю, что вам не следует медитировать. Вам нужно оставить концептуальную идею медитации, но продолжать оставаться осознающим. Прежде вы могли медитировать 30 минут или час - утром и вечером, но теперь вам нужно медитировать все время.
Вопрос: Вы говорите, что нам следует, возможно, оставить другую медитативную практику?
Ринпоче: Да. Каждый раз, когда вы отождествляетесь с " вашей" медитацией. Если у вас есть чувства, определения, идеи или понятия относительно медитации, то вам следует оставить их. У медитации нет структуры, она не " ваша". Другими словами, когда вы развиваете осознавание, то более не остается какого либо " Я". Вы понимаете? Ваше осознавание разъединяет ваше эго.
Это вызов. Вам не следует делать какого-то сверхусилия. Просто оставайтесь полностью уравновешенным умственно и телесно и одновременно держите открытым свое осознавание. Медитация не принадлежит нашей голове. Медитация - это не идея. Головы лишь создают идеи, больше ничего. На уровне осознавания себя идеи не имеют ценности, так как вы находитесь внутри мысли, вы становитесь осознаванием, вы продолжаете быть целиком осознающим, но вовсе не обязательно даже осознавать это. Поэтому садитесь и медитируйте - это чудесно, но вы должны оставить понятие и определение своей медитации. После того, как вы оставите это, расширьте, что бы там ни осталось, не удерживая его. Это осознавание. Сохраняйте его живым, ежедневно практикуя умно и тщательно. Когда осознавание увеличится, то ничто уже вас не ограничит, даже медитация. Таким образом, вы можете полностью открыться и уравновеситься.

Часть пятая Передача
Отношения учитель - ученик
Трудно найти квалифицированного учителя, и столь же трудно принять ответственность за то, чтобы быть хорошим учеником.
Это означает не просто старательно работать, но и быть также восприимчивым, открытым и преданным учителю.
На Западе огромная жажда и уважение к знанию, но оно трактуется обычно односторонне, только как образованность - накопление информации, которая, по существу, игнорирует понимание, приходящее из прямого переживания. Важность передачи знания, взаимосвязи учителя и ученика в динамическом процессе, в сущности, опускаются. Часто оказывается, что к обучению люди относятся как к чему-то механическому: внеся определенную плату, они надеются получить одну или две умных точки зрения или некоторую полезную " технику". Традиционное отношение учитель - ученик, базирующееся на обучении и соучастии, искренней преданности и благодарности, имеет здесь немного сторонников. Студенты получают информацию от учителей, которые успешно прошли через такой же процесс сбора и лишь ответственность с обеих сторон влечет за собой обмен информацией. Редко имеет место какое-либо личное включение одной из сторон и часто оба - и ученик и учитель -забывают друг о друге, как только завершается курс.
Традиция передачи непосредственного опыта от учителя к ученику была утрачена здесь, на Западе, хотя это отношение существовало в некоторых европейских эзотерических традициях несколько столетий назад. Но когда рвется связь учителя и ученика, ее трудно восстановить и тяжело добиться передачи переживания. Хотя это и естественное состояние ума, наблюдаются лишь редкие случаи спонтанного контакта с таким осознаванием, и без подходящего гида трудно развить осознавание, необходимое для поддержания, освоения и введения такого опыта в нашу повседневную жизнь.
В последние годы в Америке практикуют учителя различных традиций, некоторые из них пустили уже корни. Определенно помог этому " революционный" дух страны - здесь живы и открытость, и принятие со стороны различных людей и всевозможных способов мышления. Но " традиция" часто воспринимается с недоверием, так что, хотя принесенное сюда восточными учителями знание и сохраняет определенное очарование, есть тенденция обходиться традиционными путями, то есть попытаться внедрить нововведение, используя западные системы, вместо традиционных восточных методов, которые порой воспринимаются как иррациональные и неэффективные. Несмотря на бытующую всеобщую неприязнь к схоластике, мы все же более привыкли подходить к оценке многих вещей с ее позиции, И поэтому испытываем даже большее неудобство, соприкасаясь с теплотой традиционных отношений " учитель - ученик", которые зовут к более тесной связи во взаимодоверии и уверенности в себе, В Тибете есть особый вид оленя, который вырабатывает мускус, весьма ценный в изготовлении парфюмерии и лекарств. Охотники покрывают огромные расстояния, чтобы получить это вещество, совсем не заботясь о жизни оленя. Иногда, как оказывается, подобным же образом ученики ценят учителя только за то, что он дает им - они думают, что могут использовать его голову. Но такое отношение расстраивает процесс обучения, тогда как развитие здорового чувства взаимного уважения существенно как для учителя, так и для ученика. Это особенно важно для ученика, поскольку нет других путей достичь истинного понимания, кроме как через непосредственное переживание, а это - обучающий процесс и он нуждается в руководстве со стороны учителя.
Часто мы пытаемся собирать учения, подобно коллекционированию марок: мы думаем, что получив немного информации здесь и там - что-то из индуизма, суфизма, Кагью, Ниягма, Дзэн, мы достигнем знания. Но простое накопление случайного ассортимента определений, понятий и техник может быть скорее вредным, чем полезным, фрагменты, взятые из контекста, часто теряют смысл и могут дать искаженное представление об этих учениях.
Учителя - это разные личности. Они применяют различный стиль и могут даже не соглашаться друг с другом на обычном уровне, но это все правильно, это может быть даже ценным. Если бы не было потребности в таком разнообразии, осталось бы только одно учение и практики только одного вида. Но ученику не следует очаровываться этим многообразием и перебирать учителями. Главная забота ученика в том, чтобы культивировать положительное отношение с учителем и сохранять его до установления взаимопонимания. Так что оказывается важным прежде всего подумать весьма тщательно, что делает учителя хорошим, а затем поверить, что учитель, которого мы выбрали, есть тот, кому доверяем, за кем можем последовать, даже если путь станет более трудным, чем ожидали. Следование наставлениям учителя не означает слепого принятия всего того, что вам говорится. Но после того, как вы посвятили необходимое время тщательному выбору учителя, вдохновившего вас и вселившего веру и доверие, важно подчеркивать открытость к его руководству. Нам следует быть осторожными, чтобы не ограничиться предвзятостями относительно того, каким должен быть учитель. Внешние образы часто столь много для нас значат, мы хотим угодить своим органам чувств, или же мы хотим " хороших вибраций". Мы желаем, чтобы путь был приятным и легко проходимым. Но учитель, как и президент, не выбирается по его внешности.
Учитель, которому мы можем доверить руководство собой, должен в своем опыте реализовать учение, слитое с состраданием. Важно также, чтобы он понимал своих учеников и действительно хотел бы их учить и был бы свободен от эмоциональных и эгоистических мотиваций, ибо последние могут исказить отношения. Другими словами, он должен знать, что делает.
Учитель должен быть уравновешен, тогда он сможет научить этому своих учеников. Многие традиции имеют тенденцию выделять отдельные аспекты обучения более, чем другие. Часто учитель не может предложить законченной системы обучения - ударение может делаться на медитации без необходимого философского осмысления или же эрудированность может не сочетаться с достаточным практическим опытом, чтобы сложилось равновесие. Поэтому важно, одинаковое ли ударение делает учитель на теорию и практику.
Трудно найти квалифицированного учителя, и столь же трудно принять ответственность за то, чтобы быть хорошим учеником. Это означает не только напряженно работать, но и быть отзывчивым, открытым и преданным учителю. Такие качества не слишком поощряются в западной системе образования, поэтому их трудно поддерживать.
Когда мы впервые вступаем на духовный путь нас часто обуревает огромный энтузиазм, но нам недостает необходимой устойчивости и настойчивости проявить постоянство, если начальное очарование сходит на нет. Нас привлекла лампа учителя, но мы спасаемся бегством, когда тепло становится неудобным. Новизна отношений может некоторое время удержать нас, но спустя некоторое время наши преувеличенные ожидания не исполняются или же учитель предлагает нам делать то, что нам не нравится, или требует дисциплины, которая, как нам кажется, ограничивает нашу свободу. Так что мы можем сказать себе, что получили достаточно из учения и отказаться - часто, чтобы искать нового " лучшего" учителя.
Но если мы оставляем одного учителя вследствие трудностей, возникающих в наших с ним отношениях, то это редко помогает перейти к кому-нибудь другому, так как трудность, которую мы не хотим и не можем разрешить, часто есть лишь проявление причин, лежащих в нас самих. Если мы доверяли и серьезно относились к учителю, то разрыв с ним может привести в результате ко многим разочарованиям как со стороны ученика, так и учителя. Мы можем даже почувствовать горечь, думая, что напрасно потратили проведенное с учителем время. И ценная возможность роста может, таким образом, обратиться в весьма отрицательную ситуацию. Так что, когда у нас есть учитель, лучше твердо решить отдать себя отношению с ним, чтобы можно было добиться истинного прогресса на пути. В некотором смысле даже не имеет значения, каким нам кажется учитель, поскольку таким подсчетом занимается отношение. Это отношение уникально, оно не похоже на обычную дружбу в обществе, которая редко длится долго, оно продолжается до тех пор, пока мы не достигли полного просветления. Это его цель, и если мы могли добиться такого отношения, мы должны работать, чтобы защитить его. Наш " путь" возникает тогда, когда мы создали этот контакт, когда мы встретились на дороге, где нашли хорошего компаньона.
Даже если учитель, с вашей точки зрения, в чем-то неправ и кажется далеким от совершенства, когда мы вспомним, что эти различия не столь важны, как кажутся и единственное, что имеет значение - это шанс расти и учиться, тогда мы можем использовать эту возможность прилежно познавать себя и видеть, где лежат наши слабости, в конце концов, мы можем обнаружить, что мы есть одно целое с недостатками, ошибками и проступками, и что учитель только показывал нам самих себя. Когда мы принимаем это и учимся доверять советам учителя, даже если они входят в конфликт с нашим собственным пониманием и желаниями, тогда начинает завязываться плод отношения и начинается реальный прогресс.
Опытный учитель может видеть больше, чем в одном направлении, видеть не только настоящие действия, но и их последствия. Поэтому, когда мы следуем его совету, даже если не понимаем его в данный момент, позднее мы обнаруживаем, что он был нам полезен в том смысле, который мы не могли постичь. Тогда было трудно себе представить, как это мы могли бы игнорировать помощь, предлагаемую учителем - новые пространства, которые он открывал для нас.
Отношение " учитель - ученик" может быть самым стимулирующим переживанием нашей жизни, ускоряющим и обогащающим процесс роста в новых направлениях, которые мы не могли предположить. Что ободряет нас на открытое отношение, делая возможным получение всего того, что может предложить учитель. Нам могут быть предложены непростые задачи, но иногда некоторые разрушительные привычки могут быть сломаны только в результате проявления огромной настойчивости с нашей стороны. Тогда учитель нужен рядом для того, чтобы показать нам наш потенциал и наши способности. Когда же, в конце концов, мы свяжем советы учителя с нашим опытом и придем к пониманию его наставлений, мы сумеем увидеть самих себя более ясно и будем в состоянии, таким образом, работать со своими проблемами более эффективно. Глядя в перспективе на свои изменения, мы окажемся способны постичь мастерство учителя в преобразовании отрицательных факторов в то, что здорово и ценно. Так что не следует терять веру в учителя и доверие к нему, тогда будет иметь место действительное обучение, часто осуществляющееся неожиданным путем или сначала приносящее разочарование.
В отношениях между учителем и учеником есть внутреннее, внешнее и тайное учения, которые все могут быть переданы только скрепленными воедино нитью отношения. Без контакта с этой линией учений интимным личностным путем трудно пережить то, что называется словом " реализация". Но когда мы делаем это, мы понимаем доброту учителя и развивается весьма утонченное отношение, основывающееся на честности, заботливости и доверии. В это время сострадание проливается из нашей открытости, и мы начинаем понимать ответственность по отношению к себе и другим.
Учитель, учение и мы сами есть основания, необходимые для нашего духовного развития. Эти три составные части должны быть внутренне сомкнуты ради истинного прогресса и если есть хотя бы один недостаток, наш рост задерживается. Вместе же они, как хорошие друзья, которые доверяют друг другу и опираются друг на друга. Для того, чтобы учение было передано, нам следует оставаться открытыми и восприимчивыми, подобно белой мантии, окрашенной в цвет учения. Или же, подобно фотопленке в аппаратуре, мы трансформируемся в образ учителя, будучи подвергнуты свету учения.
Если передача от учителя к ученику полна и открыта, то мы действительно переживаем себя, учителя и учение как одно целое. Когда мы реализуем такое понимание, это похоже на то, как если бы раньше мы жили в крошечной маленькой комнатке с единственным фонарем и вдруг неожиданно были приглашены в огромное безграничное, залитое солнцем пространство. Радость и ясность этого переживания оправдывает все трудности отношения " учитель - ученик". Нельзя переоценить это отношение. Если же преемственность опытного знания прервется в каком-либо поколении, то огромные запасы мудрости будут потеряны.
Доверие внутреннему учителю
Безусловно, наш лучший учитель - это мы сами. Когда мы открыты, бдительны и осознаем, тогда мы можем должным образом направлять себя
Ученик: Как мы можем развить необходимую нам открытость, чтобы отыскать, что правильно для нас как индивидуальности? Что может стать катализатором ускорения процесса?
Ринпоче: Обычно нам нужен учитель, но учитель не может знать, что для нас правильно за одну или две недели - это долгий процесс взаимной притирки. Прежде всего мы можем получить различные упражнения, так как учитель должен узнать наше сознание и то, как реагируют наши органы чувств. После практикования этих упражнений в течение некоторого времени, мы описываем свое переживание нашему учителю и получаем личные инструкции. Тогда мы опять упражняемся, а затем снова советуемся с ним.
Квалифицированный учитель необходим нашему внутреннему росту, поскольку некоторые вещи трудно освоить без руководства того, кто достиг определенного понимания и реализовал его. Однако некоторые учителя могут знать много pi все же не понимать переживания каждого, они могут знать некоторые вещи о личности, и тем не менее не воспринимать более тонкие различия между индивидуальными сознаниями. Более тонкие различия могут быть видимы лишь тому, кто полностью реализован.
Есть система ментального диагноза, которая может быть использована учителем для определения особых потребностей каждого ученика. Следование этой системе есть подлинный путь продвижения как ученика, так и учителя, однако в последние годы этот весьма точный метод редко применяется. Теперь классы обычно включают сто или двести студентов, и учителю нелегко узнать своих учеников без тесного контакта и взаимоотношений.
Ученик: Думаете ли вы, что всегда на духовном пути необходимо иметь личного учителя?
Ринпоче: Трудно делать обобщения. Некоторые нуждаются в руководстве со стороны учителя, но другие могут обойтись и без него. Когда у нас нет больше заблуждений и мы владеем собой, то можем обходиться уже без учителя, но до этого времени, мы должны, по крайней мере, иметь духовных друзей, которые смогут нам помочь.
Духовный путь имеет много препятствий, таких, как наши внутренние диалоги, наши чувства, наши тревоги и заботы и даже наши друзья и семья. Так что хорошие влияния являются решающими. Когда у нас просыпается интерес к духовному пути, связь с наделенными похожей натурой может помочь, поддержать и создать меньше замешательства для нас. У начинающего множество проблем, поэтому трудно без такой помощи удерживать путь в поле внимания. Если мы можем сами позаботиться о себе, это прекрасно, но пока мы не в состоянии этого сделать, важно выбрать несущее поддержку гармоническое духовное окружение. Это вовсе не означает, что нам следует избегать мир, а только то, что мы должны до некоторой степени защищаться. По мере развития нашей внутренней силы мы можем позаботиться о других так же, как и о себе. Однако преждевременная работа с другими может вызвать потерю силы, которую мы завоевали, и может даже принести нам вред.
Пока мы не научились защищать себя, мы легко можем снова впасть в свои прошлые привычки и забыть то, что вынесли из практики. Поэтому нам нужно ободрять себя и быть сильными. Самодисциплина означает " правильное действие", что значит делать для себя лучшее, на что мы способны. Если наш ум не уравновешен, наши действия окажутся несбалансированными, и мы можем впасть в крайность и создать множество фрустраций как для себя, так и для окружающих.
Лучший путь дисциплинировать свое эго - это подружиться с самим собой. Когда мы радостны, тогда эго становится спокойным и не создает фрустрации и досады. У нас есть проблемы, потому что мы думаем, что они у нас есть. А поскольку мы верим в них, то оказываемся во фрустрационных ситуациях. Конфликт возникает тогда, когда мы не слушаем свой собственный внутренний голос.
Ученик: Есть ли такой момент, когда ученик должен оставить своего учителя и идти сам по себе даже прежде, чем его практика полностью развита?
Ринпоче: Я думаю, прежде всего, необходимо, чтобы мы оказались способны балансировать и не впадать в заблуждение. Потом, возможно, мы можем оставить учителя. Если мы знаем существенное, если мы стабильны и уверены, то можем постепенно развиваться и учиться расти на любых совершаемых нами ошибках.
Учени






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.