Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синергизм






Стратегия синергизма — это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа бизнес-еди­ниц (хозяйственных подразделений) в одних руках. Наличие эффекта синергизма и умение управлять этим эффектом создает специфи­ческое конкурентное преимущество, которое реализуется на уров­не предприятия в целом и которое в конечном счете проявляется на разных товарных рынках в снижении уровня издержек либо в при­обретении продукцией уникальных свойств. Стратегия синергизма предполагает повышение эффективности деятельности за счет со­вместного использования ресурсов (синергия технологий и издер­жек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер дея­тельности (синергия планирования и управления). Значение страте­гии синергизма заключается, таким образом, в том, что она помога­ет получить более высокую рентабельность производства при взаи­мосвязи бизнес-единиц, чем в ситуации, когда они управляются раздельно.

Американские экономисты У. Кинг и Д. Клиланд считают синер­гизм важным элементом выбора, разработки и детализации страте­гии. Они отмечают, что синергический эффект — каким бы потен­циально большим он ни был — не проявится сам по себе, его нужно планировать и извлекать. А это возможно, если синергия выявлена, определена и заложена в обоснованные планы. Синергический эф­фект наиболее ярко проявляется на уровне портфельной (корпора­тивной) стратегии, однако возможен и в пределах одной бизнес-единицы. Хозяйственная практика свидетельствует, что эффект со­вместной деятельности всегда выше простой суммы индивидуаль­ных усилий за счет потенциала сотрудничества, взаимосвязи.

Б. Карлоф отмечает, что многие менеджеры избегают использовать термин «синергизм» (синергия), употребляя синонимы, лишь слегка отличающиеся по значению. Такими синонимами являются понятия «стратегический рычаг», «взаимосвязи», «рационализация», «стоимо­стное преимущество» [6, с. 152]. Впервые этот термин был введен И. Ансоффом для оценки взаимосвязи видов деятельности внутри фирмы. По его мнению, «по первоначальному смыслу концепция синергизма представляла собой переход от принципа экономии на масштабах производства в обрабатывающей промышленности к бо­лее широкому принципу стратегической экономии на масштабах де­ятельности, источником которой является взаимная поддержка раз­личных стратегических единиц бизнеса».

Рыночными условиями использования данной стратегии являет­ся совместное владение ресурсами и сферами деятельности либо доб­ровольное объединение усилий (более подробно эти проблемы рас­сматриваются в главе 8). Именно на синергический эффект ссыла­ются менеджеры, обосновывая необходимость приобретения или сли­яния предприятий.

Однако синергический эффект является чрезвычайно сложным явлением, его получение зависит от успешного совмещения многих различных элементов. Упущение хотя бы одного из этих элементов или их части может исключить возможность достижения такого эф­фекта. Чтобы избежать этого, желательно ввести коллективное об­суждение данного явления специалистами, обладающими знаниями в рассматриваемых областях. Это позволит исключить мышление на уров­не желаний и ожиданий, столь часто присущее стратегиям поиска синергического эффекта. Кроме того, управление предприятием дол­жно быть организовано таким образом, чтобы добиться реализации потенциального синергизма от управляющих бизнес-единицами. В про­тивном случае, как отмечает И. Ансофф, появляется негативный синергический эффект, который он обозначает «2 + 2 < 4». И. Ансофф считает, что, выбирая стратегию синергизма, менеджеры должны ис­ходить из трех соображений:

1. Существует ли у предприятия традиция использования синергического эффекта?

2. Какой уровень взаимосвязи предпочитает высшее руководство и каким управленческим опытом оно располагает: пригодным для конгломерата или для синергического предприятия?

3. Какие требования и предписания будут задаваться условиями внешней среды? Считается, что чем выше ожидаемая нестабиль­ность внешней среды и жесткость конкуренции, тем выше значение синергизма для достижения успеха (см. главу 7).

Здесь же И. Ансофф отмечает, что основная проблема разработки стратегии синергизма связана с противоречием между гибкостью управления и синергизмом: усиление гибкости управления умень­шает потенциальную прибыль и потенциальный синергизм. В то же время считается, что главной опасностью данной стратегии является недостаток гибкости, а также возможные компромиссы и задержки в принятии решений. Эти недостатки могут свести на нет все сто­имостные преимущества.

Следует отметить, что данная стратегия лежит в основе создания различных союзов, альянсов, финансово-промышленных групп как на национальном, так и на международном уровне. В национальных масштабах результатом такой стратегии является создание маркетин­говых сетей различного вида, которые позволяют использовать синергический эффект взаимодействия производства и сбыта. Мотивы и формы создания международных союзов будут рассмотрены в пос­ледующих главах.

* * *

В основе большинства стратегий лежит дифференциация, либо низкие издержки, либо их комбинация, дополненная другими кон­курентными преимуществами. Конечно, реальные жизненные ситуа­ции намного сложнее теории и часто невозможно четко определить (классифицировать) стратегию того или иного предприятия. Наблю­дение за деятельностью российских предприятий свидетельствует, что наиболее распространенными типами их стратегий являются диф­ференциация продукции (эта стратегия особенно ярко выражена в пи­щевой промышленности) и стратегия синергизма, которая проявля­ется в диверсификации деятельности: наряду с основным производ­ством предприятия занимаются торговой деятельностью, операция­ми с ценными бумагами, вкладывают средства в другие предприя­тия и организации.

Вместе с тем российская практика выработала специфический, российский тип стратегии предприятия, который мы назвали стра­тегией дробления. Эта стратегия связана с делением предприятия на ряд более мелких «дочерних» предприятий, созданием холдинговых структур на базе бывших крупных предприятий. Распространение та­кой стратегии (она широко представлена на крупных предприятиях Алтая и Новосибирской области) связано с возможностями ухода от налогов (когда были льготы малым предприятиям), с развитием ини­циативы дочерних предприятий в поиске путей выживания.

Что касается стратегии низких издержек, то она не получила пока распространения, поскольку до недавнего времени эффект от ис­пользования внешних факторов (инфляция, несовершенство зако­нодательства, наличие заменителей денег) значительно перекрывал возможную экономию внутренних ресурсов. Рационализация произ­водства, направленная на снижение себестоимости продукции, пред­полагает организацию системы управленческого учета на предприя­тии, стимулирование роста производительности труда и другие ме­роприятия по повышению эффективности производства. Так, по сло­вам директора Новосибирского оловянного комбината, введение си­стемы управленческого учета позволило предприятию сэкономить значительные суммы. Однако зачастую проведение таких мероприя­тий требует первоначальных вложений средств.

Стратегия фокусирования используется, как правило, неболь­шими предприятиями, которые находят свою нишу на рынке. Стра­тегия раннего выхода на рынок с новыми товарами (пионерная стра­тегия) относительно редка для российских предприятий, так как требует вложения средств в разработку новинок и является довольно рискованной. Эта стратегия чаще наблюдается в сфере услуг, кото­рая была относительно не развита в бывшем Советском Союзе. Ста­новление рыночных отношений сопровождается появлением на рынке массы новых видов услуг — от бытовых до разнообразных финансо­во-кредитных, риэлторских, страховых услуг.

Бизнес-план как форма представления стратегии развития бизнес-единицы

 

Деловая стратегия, которая разрабатывается на уровне бизнес-единицы предприятия или его хозяйственного подразделения, рабо­тающего на определенном товарном рынке, имеет гораздо более кон­кретный характер, чем корпоративная стратегия, и может быть пред­ставлена в виде конкретного плана или программы ее реализации.

Распространенной формой представления стратегии развития биз­нес-единицы является бизнес-план — подробный, четко структуриро­ванный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия. Это удобная, общепринятая форма ознакомления инвесторов с проектом, в котором им предлагается принять участие. Бизнес-план имеет четко заданную структуру (приложение 3). Имен­но отработанная и общепризнанная структура бизнес-плана объясня­ет попытки его использования при разработке корпоративной страте­гии предприятия. Так, на правительственном уровне план финансо­вого оздоровления российских предприятий назван бизнес-планом, хотя, строго говоря, это не всегда так.

Крупное или даже среднее российское предприятие выпускает, как правило, разнообразную продукцию и работает на разных то­варных рынках, следовательно, оно должно разрабатывать порт­фельную стратегию предприятия, принимая решения о перерасп­ределении финансовых потоков между хозяйственными подразде­лениями. Однако, как показано в главе 5, относительно портфель­ной (корпоративной) стратегии могут быть разработаны только общие, скорее качественные, рекомендации. На Западе считается, что бизнес-план — это инструмент формирования стратегии разви­тия предпринимательства, он разрабатывается чаще всего именно для малых предприятий.

Бизнес-план, как и стратегический план предприятия, разраба­тывается на достаточно длительный период. Однако между ними су­ществует ряд различий [3, с. 127]:

· бизнес-план включает не весь комплекс целей предприятия, а только одну из них, которая связана с созданием или развитием определенного бизнеса;

· бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки. По исте­чении определенного периода заложенные в бизнес-плане цели и задачи должны быть выполнены, в то время как стратегическим планам присущ скользящий принцип планирования (добавление к плану очередного периода по мере достижения показателей текуще­го периода). Таким образом, по своей форме бизнес-план тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодоста­точностью;

· в бизнес-плане весомое значение имеют функциональные со­ставляющие (план производства, план маркетинга, финансовый план), которые являются полноправными, равновесными частями структу­ры бизнес-плана.

Общая структура бизнес-плана с указанием номеров основных разделов представлена на рис. 6.5.

Необходимо отметить, что бизнес-план является итоговым доку­ментом, написанию которого должно предшествовать определение целей и миссии бизнеса, анализ внешней среды, собственных воз­можностей предприятия или бизнес-единицы (рис. 6.6).

Качество плана существенно зависит от того, кто его разрабаты­вает. На этот счет существуют разные мнения. Одни считают, что это дело руководителя, которому могут помочь специалисты предприя­тия и консультанты. Другой взгляд — надо как можно шире привле­кать к составлению бизнес-плана работников предприятия, используя различные методы групповой работы. В этом случае генерируется больше идей, меньше вероятность принятия заведомо невыполни­мых решений, легче реализовывать план по принципу: «сами состав­ляем — сами выполняем». Конкретный путь составления плана зави­сит от поставленных целей, периода планирования, личности руко­водителя, компетентности работников предприятия, их опыта, зна­ний и многих других факторов. Наш опыт работы в бизнес-планиро­вании показывает, что идеальным является вариант, при котором бизнес-план составляют предприниматель или специалисты предприятия с привлечением консультантов. Объективный взгляд профес­сионала может помочь улучшить бизнес-план, придать ему «товар­ный» вид. Обычно консультанты помогают правильно расставить ак­центы, реально оценить положение дел. Особенно важна роль кон­сультанта при составлении финансового плана и оценки рынка сбы­та продукции.

 

Необходимо заранее представлять, для каких целей подготавли­вается бизнес-план, средства каких кредиторов или инвесторов пред­полагается привлечь, так как их требования и ожидания различны. Так, например, крупные банки или специальные фонды, оказыва­ющие поддержку предпринимателям, могут предложить собствен­ные формы представления бизнес-плана.

Анализ нескольких сотен бизнес-планов и инвестиционных про­ектов позволил авторам выделить наиболее типичные и часто встре­чающиеся ошибки и погрешности в составлении бизнес-планов. Ха­рактерными чертами проанализированных бизнес-планов являются:

· производственный подход, выражающийся в том, что предлага­ется производство какой-либо продукции в связи с наличием тех­нической идеи, изобретения или свободных производственных пло­щадей без оценки перспектив потенциального рынка сбыта. Часто в бизнес-плане отсутствует обоснование возможного объема продаж. Между тем позиция кредиторов заключается в том, что предприятие должно доказать возможность сбыта своей продукции по планируе­мым ценам;

· слабое или чисто формальное знание рынка, возможных потре­бителей, их пожеланий и предпочтений. Недостаточное внимание к изучению конкурентов и позиции предприятия на рынке;

· непроработанность вопросов сбыта продукции, хотя в настоя­щее время это является основной проблемой практически всех пред­приятий;

· некорректность финансовых расчетов, которая проявляется в необоснованности используемых предположений (например, равно­мерность и неизменность затрат), упущении важных статей затрат (особенно часто забывают про местные налоги, включаемые в себе­стоимость продукции, упускают из виду затраты на рекламу, охра­ну, транспорт и т. д.);

· в случае привлечения заемных средств не прорабатывается схема их возврата (разово, линейно и т. д.);

· в разделе «Менеджмент и права собственности» редко удается сформулировать требования к управленческой команде, которая бу­дет реализовывать бизнес-план, ее опыту и квалификации, а также описать механизм реализации выбранной стратегии;

· очень часто в бизнес-плане не рассматриваются риски, трудно­сти и проблемы, которые могут встретиться при его реализации.

Излишние оптимизм и энтузиазм предпринимателей часто при­водят к завышенным оценкам и темпам роста бизнеса. Между тем требуется время, а зачастую и средства на то, чтобы найти покупате­лей и продвинуть продукцию на рынок, наладить связи с поставщи­ками, с оптовыми и розничными торговцами или создать собствен­ную дилерскую сеть. Рост предприятия может сдерживаться недоступ­ностью дополнительных денежных ресурсов, а также такими факто­рами, как ограниченный или неправильно определенный спрос на продукцию, давление конкурентов и невозможность расширения рынка сбыта, экономическая и политическая ситуация в стране. Препятство­вать или сдерживать реализацию выбранной стратегии могут и внут­ренние факторы. Очень трудно быстро развернуть новое производство, сформировать хорошую управленческую команду, создать имидж пред­приятия, завоевать своих потребителей. Еще одна деталь, на которую стоит обратить внимание, — это внешний вид и оформление бизнес-плана. Считается, что бизнес-план отражает лицо предприятия, по­этому он должен быть ясным, аккуратным, четким и понятным.

Распространение в хозяйственной практике бизнес-плана как фор­мы обоснования предпринимательских проектов или стратегии раз­вития бизнес-единиц объясняется гибким сочетанием в нем произ­водственного и рыночного, финансового и технического, внутрен­него и внешнего аспектов деятельности предприятия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.