Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назывные предложения с указательным значением очень часто являются эмоционально-оценочными. И вот она, милая сердцу деревня.






Назывные предложения могут указывать на время: 1991год. Путч. В тесте они при этом выполняют композиционно-стилистическую роль, позволяют выразительно и лаконично передать решающие повороты истории.

Определяющей особенностью этих предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные. Выразительные, рассчитанные на опыт и воображения слушателя или читателя – такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий: Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда. (А. Твардовский «Василий Тёркин»)

Их стилистические свойства – лаконизм и в то же время установка на передачу широкого общего содержания обуславливают экспрессивность назывных предложений.

Такая возможность используется в репортаже: Стадион села Пяша. Толпа народа, путевых заметках: Вот и Явленная. Тишина и покой. Родник, считающийся святым., в дневниковых записях: 25 января. Вечер.

Особенности назывных предложений: их краткость и смысловая насыщенность, позволяющая в немногих словах рассказать о многом. Выразительная ёмкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину. Всем нам известно в этом плане безглагольное стихотворение Фета: Шёпот. робкое дыханье. Трели соловья. Серебро и колыханье сонного ручья.

В художественной и публицистической речи назывные предложения часто выполняют функцию живописания и эмоциональной оценки.

 

Заключение

 

Главные особенности употребления разных типов односоставных предложений таковы. Безличные предложения, обозначающие явления природы и состояние человека, употребляются главным образом в разговорном языке (стиле) и языке (стиле) художественной литературы. То же самое можно сказать и о неопределённо-личных предложениях. В художественном произведении они сосредотачивают внимание на действиях, как бы отодвигая на второй план действующее лицо.

Обобщённо – личные предложения свойственны разговорному языку. Они в большинстве случаев экспрессивны, при употреблении в в художественных произведениях, как правило, сохраняют разговорный характер.

Назывные предложения употребляются преимущественно в языке художественной литературы, используются в публицистическом стиле.

Итак, мы видим, что в большей степени односоставные предложения используются в разговорной речи, в художественной и публицистической речи. В этих стилях, допускающих экспрессию, односоставные предложения во многих случаях позволяют сделать речь живой, непринуждённой, выразительной и образной.

Простые односоставные предложения являются ярким выразительным средством русского языка. А изучение и знание их выразительных возможностей значительно обогатит нашу речь.

 

Литература

 

 

1. Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка

(VII – VIIIклассы)

«Просвещение», 1979 г.

2. «Русский язык в школе» №1 – 1992г.

 

 

3. «Русский язык в школе» №3 – 1990г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.