Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система качества по украинским и международным стандартам






В последние годы широко применяются стандарты, в которых отражен мировой опыт управления качеством продукции на предприятии. В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла международные стандарты ИСО (ISO) серии 9000 по системам качества. Они были разработаны с широким использованием советских (Львовской, Саратовской, Ярославской и других систем бездефектного труда), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции. Во многих странах мира (Австрия, Германия, Финляндия, Франция, Великобритания и др.) стандарты ISO серии 9000 приняты в качестве национальных. В соответствии с этими стандартами формируется политика предприятия в области качества, т.е. система качества, включающая в себя обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или его долгосрочной цели. Содержанием этой политики являются:

* улучшение экономического положения предприятия;

* расширение или завоевание новых рынков сбыта;

* достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

* ориентация на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов;

* освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

* улучшение важнейших показателей качества продукции;

* увеличение сроков гарантии на продукцию;

* развитие сервиса.

Международные стандарты ИСО 9000: 2000, принятые в 1988 г., - система, включающая следующие стандарты:

- ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»;

- ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

- ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

- ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

- ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Во многих странах эти стандарты приняты как национальные. Разеваются такие направления, как оценка систем качества предприятия независимыми органами (третьей стороной) и сертификация систем.

Международные стандарты применяются в следующих ситуациях:

1) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции сформулированы в виде эксплуатационных характеристик или указана необходимость их определения;

2) когда потребитель уверен в том, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям. Поставщик должен представить доказательства своих возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания.

Поставщик товара должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества как средства, обеспечивающего соответствие продукции установленным требованиям. Это включает:

- подготовку документально оформленных процедур и инструкций, относящихся к системе качества в соответствии с требованиями стандарта;

- эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества.

Особенности международных стандартов ИСО 9000 - 2000 заключаются в следующем:

- применение к управлению качеством продукции системного подхода;

- ориентация на потребителя;

- регламентирование требований по всем стадиям жизненного цикла продукции;

- управление качеством продукции осуществляется по всем основным функциям (кроме мотивации и регулирования);

- документальное (желательно количественное) оформление конкретных требований;

- рекомендательный характер.

Из обоснованных в книге 20 подходов к системе менеджмента в международных стандартах ИСО по системам качества применено всего пять (системный, интеграционный, процессный, количественный, динамический). Отсюда можно сделать вывод, что внедрение международной системы качества незначительно повысило эффективность менеджмента фирм. Передовые фирмы мира достигают высокого качества товаров за счет применения сложных методов менеджмента в обеспечении конкурентных преимуществ.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как «петля качества»: это концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения. «Петля качества» наглядно показывает последовательное отражение качества процессов на качество конечного результата. С помощью «петли качества» осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Важную роль в обеспечении соответствия продукции стандартам ИСО, поддержания доверия и охраны общественных интересов играют независимые испытательные лаборатории и сертификационные органы. В Европе насчитывается более 1000 сертификационных органов и более 10 тыс. испытательных лабораторий. В Украине работа по сертификации находится на стадии завершения.

Сертификация является важнейшей подсистемой системы управления качеством продукции и в то же время - целью этой системы управления. Фактическое соответствие качества поставляемой на рынок продукции проверяется различными организационно-техническими процедурами, формами и методами. Один из них (наиболее распространенный, выполняемый, как правило, изготовителем) заключается в контроле, испытании, диагностировании, анализе причин брака, отказов, рекламаций и других несоответствий. Другой вид контрольных процедур, обеспечивающих получение информации о качестве, - госнадзор в виде Госстандарта, Госсанэпидемнадзора и др. Однако в условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно только в случае предоставления потенциальным потребителям достоверной информации о качестве товара. Органом, который обеспечивает достоверную информацию о качестве, является третий вид контроля - сертификация. Она осуществляется третьей, независимой организацией.

Организация сертификации включает в себя две стадии:

* обеспечения и реализации условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;

* организации и проведения сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Сертификация охватывает экономические и организационно-технические аспекты. Наряду с сертификацией производств и продукции ИСО проводит сертификацию или аккредитацию испытательных центров, которые могут сертифицировать продукцию. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.