Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика предмета






В курсе обучения русскому языку выделяются две ведущие содержательные линии, обозна­ченные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»:

· развитие речевой (устной и письменной) деятельности учащихся;

· овладение языком как средством познания и общения.

Эти линии позволяют развивать у учащихся чувство сопричастности к бытию родного языка, помогают им осознавать себя его носителями, предоставляют возможности для воспитания у де­тей бережного, ответственного отношения к языку и понимания ими его гибкости и выразитель­ности. У школьников развивается интерес к изучению родного языка, возникает стремление сво­бодно владеть им.

При отборе содержания учебного материала в УМК по изучению русского языка авторы опи­рались на заложенные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и на­чальное звено)» принципы развития, вариативности, спиралевидности.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и самораз­вития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей не только в накоплении знаний и формировании навыков решения предметных задач, но и в различных видах деятельности.

Согласно принципу развития усвоение ребенком знаний и овладение умениями является не самоцелью образования, а средством развития личности.

Так, развитие мышления учащихся обеспечивается включением в учебные пособия разно­образных заданий на сравнение слов, предложений, текстов, на выявление их существенных при­знаков, группировку и обобщение.

На протяжении всего курса проводится работа по развитию речи обучающихся: пополняется их словарный запас, вводятся слова, требующие толкования с использованием словарей, дети учатся использовать в своей речи слова с. различными лексическими оттенками, раскрывать смысл пословиц, фразеологических оборотов, крылатых выражений, отгадывать загадки, подби­рать рифмующиеся слова. Первоклассники учатся составлять предложения из заданной группы слов, дополнять заданные слова недостающими до полного предложения, распространять данное предложение, составлять предложения по иллюстрациям, составлять устные рассказы и записы­вать тексты, составленные по картинкам.

Содержание курса открывает большие возможности для развития у учащихся наблюдатель­ности. Дети наблюдают за различными языковыми явлениями: орфографическим и орфоэпиче­ским произношением слов, их изменением и образованием, за оттенками значений слов. Эти на­блюдения позволяют развивать у детей орфографическую зоркость и языковое чутье.

Значительное место в данном курсе отводится развитию информационной грамотности, которому способствует работа со словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой. Первоначальное знакомство со справочными материалами осуществляется на страницах учебника.

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосущество­вания различных подходов к отбору содержания и технологий обучения. Вариативность обеспе­чивает дифференциацию образования, то есть возможность для индивидуального подхода к каж­дому ребенку. При этом сохраняется инвариантный минимум образования как условие, обеспе­чивающее право каждого ребенка на получение равного с другими начального образования.

Принцип вариативности реализуется через выделение инвариантного минимума образования и его вариативной части.

Инвариантная часть каждого урока содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Эта часть урока обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки учащихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.

Вариативная часть предусматривает изучение материала, который позволяет расширить знания учащихся по данной теме. Здесь содержатся задания на дополнительное закрепление ос­новного материала урока, а также задания, предоставляющие возможность применить получен­ные знания в нестандартных ситуациях. Ярким примером подобных заданий являются те, кото­рые отмечены условным значком «интеллектуальный марафон». В вариативной части представ­лены также задания, дифференцированные по уровню сложности, и творческие задания.

В вариативной части организуется и проектная деятельность обучающихся. Осуществление «проектов» позволяет детям выйти за рамки учебника, расширить свои знания.

Задания, предложенные в вариативной части, выполняются по выбору учителя.

Изучение русского языка строится также по принципу спиралевидности.

В 1 классе, после завершения курса обучения грамоте, учащиеся повторяют пройденное и получают возможность систематизации знаний о предложении и тексте, об оформлении пред­ложения на письме. Первоначально разделяются понятия текст и предложение.

В разделе «Синтаксис» учащиеся продолжают знакомство со знаками препинания в конце предложения, работают с деформированным текстом и предложением, дополняют предложения недостающими словами, распространяют предложения, учатся отвечать на вопросы по содержа­нию текста, делить текст на предложения, подбирать к тексту правильное название, составлять текст по заданной картинке.

В разделе «Фонетика и графика» отражен необходимый минимум понятий из области фо­нетики:

а) звук и буква, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие
и глухие согласные звуки;

б) слог, слогообразующая роль гласных, перенос слов;

в) алфавит, его использование;

г) ударение, ударные и безударные гласные звуки, ударные и безударные слоги.

На простых словах (по образцу) дети учатся проводить звукобуквенный анализ слов. Уча­щиеся развивают также умение произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить его зву­ковой состав с буквенным.

На протяжении всего курса русского языка ведется систематическая орфографическая ра­бота, целью которой является формирование у учащихся орфографической зоркости: умения видеть орфограмму в слове, объяснять ее и проверять. Дети учатся определять сильную и слабую позицию звука в слове («опасное место»). Пропедевтически вводится понятие «орфограмма» (без употребления этого термина) – буква, которая пишется по определенному правилу.

К таким орфограммам относятся:

· правописание ударных и безударных гласных;

· правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов;

· обозначение на письме мягкости согласных с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь;

· правописание гласных и, а, у после шипящих ж, ш, ч, щ и сочетаний чк, чн;

· правописание большой буквы в словах, обозначающих имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных и некоторые географические названия;

· правописание предлога с другими словами.

Особое внимание в данной программе уделяется формированию графического навыка и каллиграфического письма. На каждом уроке русского языка отводится 5-7 минут для рабо­ты по чистописанию. Целью работы по чистописанию является формирование четкого калли­графического письма.

В процессе обучения предусмотрены и задания на проговаривание алгоритмов написания букв. Такие задания не только формируют у учащихся графический навык, но и развивают их монологическую речь.

На минутках чистописания ведется работа по развитию графической зоркости учащихся: они находят одинаковые элементы в разных буквах, отмечают части букв и места соединения букв в слове, учатся дописывать в буквах недостающие элементы, собирать из заданных элемен­тов разные буквы, проводят графический анализ слов (учатся находить и исправлять графиче­ские ошибки), выполняют запись слов строго по заданному образцу (с соблюдением высоты, ширины, наклона, интервала между словами, правильности написания отдельных элементов), учатся группировать буквы по сходным элементам, анализируют начертание букв, учатся пра­вильным и оптимальным приемам соединений букв в словах, упражняются в написании опреде­ленного количества букв в связке.

Для развития мышления, памяти и внимания учащихся используются устные и письмен­ные графические диктанты. При выполнении устного графического диктанта учитель диктует написание буквы по отдельным ее элементам, то есть произносит алгоритм ее написания. Дети же, удерживая в памяти каждый из отдельных элементов, после проговаривания должны назвать заданную букву. При выполнении письменного графического диктанта описанная операция по­вторяется, но при этом каждый проговоренный элемент буквы тут же фиксируется учеником на бумаге.

Работа с карточками, которые предлагаются для прочтения, а также отгадывание буквы по алгоритму написания способствуют развитию речи учащихся, учат их наблюдению за связью слов в предложении, за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемо­стью.

В разделе «Слово» при обучении грамоте и русскому языку в первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы:

кто? что? (одушевленные и неодушевленные предметы),

какой? какая? какое? какие? (признаки предметов в форме единственного и множествен­ного числа),

что делает? что делал? (действия предметов).

Дети учатся сами ставить вопросы к словам, определять, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?, какие слова обозначают один предмет, а какие – много, учатся подбирать слова к вспомогательным словам «он мой», «она моя», «оно мое» и т. д. Эти пропе­девтические знания имеют большое значение для развития мышления детей и повышения их ор­фографической зоркости.

Лексическая работа проходит красной нитью через весь курс русского языка, начиная с обу­чения грамоте. Учащиеся систематически ведут наблюдения за значением слов, знакомятся со словами, близкими и противоположными по смыслу; ведут наблюдения за многозначностью слова; учатся использовать слова в прямом и переносном значениях. На представленных в учеб­нике примерах дети рассматривают приемы словообразования на базе родственных слов, учатся проводить аналогичную работу по образцу.

В УМК «Планета знаний» по русскому языку соблюдаются стержневые линии обучения, заложенные при изучении «Букваря» и работе с прописями:

снятие психической перегрузки учащихся, что учтено в специально разработанных упраж­нениях;

бережное отношение к здоровью детей (учитель продолжает формировать у детей навыки соблюдения санитарно-гигиенических норм).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.