Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокофьев






«ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ АННЫ АХМАТОВОЙ»

Это произведение – новая ступень развития Прокофьева как вокального композитора. Цикл этот был написан в течение четырёх дней (31 октября – 4 ноября 1916 года), что свидетельствует не только об увлечённости композитора, но о ясности замысла и уже о полном владении тайнами вокального письма.

Цикл соч.27 поражает своей глубиной, цельностью, зрелостью, сказавшейся уже в выборе поэтического материала. Из лирики Ахматовой отобраны действительно превосходные, очень поэтичные и тонкие лирические миниатюры. Видимо, стихи Ахматовой привлекли Прокофьева великолепным поэтическим мастерством, точностью и тонкостью выражения мысли и чувств.

Цикл Прокофьева на слова Ахматовой – это именно цикл. «Пять стихотворений» складываются в сюжетное и музыкальное целое. Правда, о сюжете можно говорить лишь условно, ибо если в первых четырёх романсах последовательно рассказывается история любви, сначала счастливой, а затем приводящей к трагической развязке (своего рода «любовь и жизнь женщины», но в отличие от цикла Шумана – Шамиссо совсем освобождённая от бытовых «реалий»), то последний романс – «Сероглазый король» - второй эпилог цикла, трактованный в примирительных тонах, что ощутимо и в стихах и особенно в музыке. Стремление к ясности ощутимо во всех элементах музыкальной речи: в мелодике, очень гибкой, пластичной, сочетающей декламационную выразительность и певучесть, в предпочтении диатонических гармоний, в фортепианной фактуре, прозрачной и, как правило, единой на довольно большом протяжении.

Развитие цикла ведёт к трагической развязке, назревающей постепенно, от романса к романсу. Только первый – «Солнце комнату наполнило» - светел и безмятежен до конца. Его широкая плавная мелодия, парящая на фоне хрустально-звенящей фортепианной партии, может служить типичным примером прокофьевской лирики. Во второй романс «Настоящую нежность» уже прокрадывается предчувствие развязки. Нежная задумчивая мелодия неожиданно сменяется возгласом, полным боли и отчаяния, в котором появляются те самые стонущие секунды, которых обычно избегает Прокофьев.

Едва ли не лучший романс из соч.27 – «Память о солнце». Детализация выразительных приёмов доведена здесь до предела. Так, поэтический пейзаж «Ветер снежинками ранними веет» выражен в лаконичнейшей музыкальной фигурке шестнадцатых, лёгкой, как дуновние. В основе композиции этого романса лежит контраст первой части и середины. Она очень лаконична, всего восемь тактов, в ней нет никакой вспышки чувств, как это было в заключении второго романса, никакой мелодической кульминации. Наоборот, мелодия здесь никнет и превращается в произносимые вполголоса, как бы «про себя», декламационные фразы, фортепианная партия уходит в низкий регистр. И всё же эти восемь тактов воспринимаются как психологическая кульминация романса, раскрывающая подтекст его в словах, полных скорби и раскаяния:

Может быть лучше, что я не стала

Вашей женой.

Два интонационных элемента особенно важны в средней части: нисходящая секунда (в вокальной партии) и нисходящая большая терция (в партии фортепиано перед репризой). Эти элементы прокрадываются и в репризу, меняясь местами: речевая интонация нисходящей секунды звучит теперь в партии фортепиано, а терцовый мотив становится интонацией возгласа.

Романс «Память о солнце» воплощает лучшие черты всего цикла – очень тонкий психологизм, весомость каждой детали, скрытый драматизм.

Четвёртый романс «Здравствуй» тесно связан с предыдущим. Он начинается с той же гармонии ля минора, хотя и усложнённой. Взлетающая вверх фигура тридцатьвторых тоже является модификацией «мотива снежинок». Здесь она мотивирована словами «Лёгкий шелест слышишь?». А терцовая интонация возгласа – «Что это?» - стала (теперь в виде малой терции) основой тревожной, таинственной коды.

Последний романс «Сероглазый король» стоит несколько особняком. Он не связан сюжетно с первыми четырьмя романсами, хотя посвящён той же теме любви и смерти. В нём тоже обнаруживается стремление к скрытому драматизму. Безысходная боль повествования о смерти возлюбленного скрыта глубоко, о гибели сероглазого короля рассказано спокойными словами постороннего человека, а значение этой гибели для лирической героини раскрыто не столько в тексте, сколько в подтексте стихов:

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки её погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля!»

Не будь слов «серые глазки», не был бы ощутим и подтекст. И не случайно именно их Прокофьев выбирает для звуковой и эмоциональной кульминации романса. Эта кульминация (звучащая pianissimo) да траурные гармонии вступления и заключения, в которых как будто слышны отголоски православной панихиды (фригийские обороты), - вот и все скупые средства, которые использованы композитором в эпилоге, принадлежащем к лучшим страницам цикла.

.

«Гадкий утёнок» - музыкальная сказка, соч.18

«Пять стихотворений», соч.23

Под крышей(В.Горянский), Серое платьице(З.Гиппиус), Доверься мне (Верин), В моём саду (Бальмонт), Кудесник (Агнивцев)

«Пять романсов на слова Бальмонта, соч.36

Заклинание воды и огня, Голос птиц, Бабочка, Помни меня, Столбы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.