Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т е н о р






(от лат.tenere – держать)

Высокий мужской голос с диапазоном c – c’’. На протяжении XVI, XVII в.в. был самым распространённым солирующим голосом не только в церковной, но и в светской музыке. Для тенора предназначалось большинство ранних монодий (песня одного). Основоположник монодии Каччини сам пел тенором. В барочных Страстях за тенором была закреплена роль Евангелиста, а в операх функция тенора обычно ограничивалась комическими или характерными партиями (старик, наперсник, интриган, иногда даже старая кормилица). В 1729-х тенорам иногда стали поручать героические роли, а, начиная с эпохи классицизма, с тенорами обычно связывается амплуа молодого героя-любовника. В операх композиторов XIX в. (Россини, Беллини, Доницетти) наряду с лёгким и гибким «изящным» тенором (итал.tenore di grazia), другое обозначение – лирический тенор, утвердился менее подвижный тенор драматического плана. Различались tenor robusto (крепкий тенор, сходный с баритоном) и tenore di forza («сильный тенор» более лирического типа, но способный на мощное звучание в кульминациях). В зрелом творчестве Вагнера утвердилось амплуа «героического тенора» (нем.Heldentenor). Для этого голоса предназначены партии Тристана и Зигфрида. Для французской оперы характерны лирические тенора. В конце XIX и начале XX в.в. определённое распространение получил и т.н. тенор-альтино или контральтино, свободно берущий очень высокие ноты не фальцетом, а т.н. микстом (смешанным регистром)

Эталоном тенора XX в. стал Карузо, одним из первых, кто стал записываться на пластинки. Среди самых выдающихся теноров, блиставших в итальянском репертуаре – Мартинелли, Джильи, Бьёрлинг, Ф.Корелли. В 1970-90-х бесспорными лидерами по популярности среди оперных певцов были Паваротти и Доминго. В вагнеровском репертуаре блистали такие тенора, как Мельхиор, Лоренц, позднее Викерс.

Партия тенора обычно записывается в скрипичном ключе, октавой выше реального звучания.

Атлантов Владимир Андреевич р.1939 – русский певец (тенор). Учился в Ленинградской консерватории, стажировался в Ла Скала. Солист Большого и Кировского театров, выступал на ведущих оперных сценах мира. Особенно большим успехом пользовался в партиях Ленского, Германа, Отелло, Каварадасси.

Бьёрлинг Юсси (1911 – 1960) – шведский певец (тенор). Учился в Стокгольме. Обладал звучным голосом с баритональным нижним регистром и блестящими высокими нотами, безупречно владел искусством бельканто и был вдумчивым актёром. Среди лучших партий – Ричард, Манрико, Дон-Карлос, Рудольф, Каварадосси, Де-Грие.

Викерс Джон р.1926 – канадский певец (героический тенор). Учился в Торонто. Пел в Байройте ( Зигмунд, Парсифаль). Лучшие партии – Канио, Флорестан, Отелло, Самсон, Тристан, Питер Граймс. Благодаря мощному, богатому разнообразными оттенками голосу, отчётливой дикции, искусной фразировке и ярко эмоциональной, захватывающей манере пения выдвинулся в ряд самых выдающихся героических теноров XX века.

Доминго Пласидо р.1941 – испанский тенор. Один из лучших современных оперных теноров, отличается не только великолепным голосом, безупречной интонацией и совершенной техникой, но и убедительной актёрской игрой и необычайно разнообразным репертуаром. С равным успехом интерпретирует лирические и драматические партии в итальянских, немецких, французских, русских операх. Среди крупнейших удач – Лоэнгрин, Вальтер, Парсифаль, Манрико, Альфред, Радамес, Отелло, Гофман, Хозе, Герман, Рудольф.

Карузо Энрико (1873 – 1921) – итальянский тенор. Обладал голосом неповторимого тембра, в котором природное баритональное, бархатистое звучание нижнего и среднего регистров сочеталось с блестящими теноровыми верхами. Благодаря исключительному владению дыханием, безупречной интонации и высокой исполнительской культуре стал легендой вокального искусства XX в. С равным успехом исполнял лирические и драматические партии в операх Верди (Ричард, Манрико, Герцог, Радамес). Был первым исполнителем ролей Федерико («Арлезианка» Чилеа), Лориса («Федора» Джордано), Джонсона («Девушка с запада» Пуччини).

Козловский Иван Семёнович (1900 – 1993) – украинский советский лирический тенор. Ведущий солист Большого театра по 1954. Обладатель высокого проникновенного голоса, пользовался огромной популярностью. Среди партий – Ленский, Индийский гость, Юродивый, Орфей, Альмавива, Альфред.

Корелли Франко (1921 – 2003) – итальянский драматический тенор. Учился в Пезаро. Обладатель сильного голоса «тёмной» баритональной окраски с блеском проявил себя в таких партиях, как Полиевкт, Поллион, Радамес, Хозе, Каварадосси, Манрико, Калаф.

Собинов Леонид Витальевич (1872 – 1934) – русский лирический тенор. Завоевал огромную популярность, благодаря поэтичному стилю пения и изящным сценическим манерам. Среди лучших партий – Ленский, Фауст, Ромео, Альфред, Лоэнгрин.

Лемешев Сергей Яковлевич (1902 – 1977) – русский лирический тенор. Солист Большого театра. Популярнейший певец своего времени, владел утончённым искусством вокальной нюансировки, и с неповторимым обаянием исполнял роли Ленского, Левко, Герцога, Альфреда, Фауста, Вертера.

Мельхиор Лауритс (1890 – 1973) – датский певец (драматический тенор). Один из лучших драматических теноров XX в. блистал во всех вагнеровских операх от «Риенци» до «Парсифаля».

Паваротти Лучано р.1935 – итальянский тенор. Неизменно восхищает публику силой и гибкостью своего голоса, совершенным владением бельканто, великолепными верхними нотами, естественной музыкальностью и артистизмом. Его репертуар включает лирические и драматические партии в ит. операх: Неморино, Герцог, Альфред, Манрико, Радамес, Калаф, Отелло.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.