Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С о п р а н о






(итал. soprano, от sopra – «выше», «сверху»)

Высокий женский голос с диапазоном от с’ до с’’’ и выше (вплоть до е’’’, изредка до g’’’), также высокий детский голос (дискант) и высокий голос кастрата. До начала XVI в. женские голоса в профессиональной музыке почти не использовались, т.к. в благородном обществе дамам не полагалось петь в присутствии мужчин, а мужчинам - музицировать в присутствии дам. Первые серьёзные произведения, предполагающие участие женского голоса, появились не ранее 2-ой трети XVI в. (мадригалы). К концу XVI в. женское пение культивировалось при дворе феррарских герцогов д’Эсте. Во многих мадригалах этого времени подчёркивается красота звучания ансамбля высоких голосов.

Женскому сопрано поручались ведущие партии в раннебарочных операх, начиная с «Ариадны» Монтеверди (1608). Голос этого типа полностью соответствовал эстетическому идеалу итальянского бельканто XVII в. и богато орнаментированной мелодике оперной, камерной и церковной музыки позднего барокко. В начале XVIII в. от сопрано требовались, прежде всего, гибкость, красота тона и блестящая колоратурная техника. Позднее наметилась грань между сопрано преимущественно колоратурного (более подвижного и виртуозного) и преимущественно лирического (более мягкого и проникновенного) типа. Моцарт юмористически подчеркнул различие между двумя этими амплуа в своём зингшпиле «Директор театра», выведя обладательницу колоратурного сопрано под именем Зильберкланг (нем. «серебристый голос»), а обладательницу лирического сопрано - под именем Херц (нем. «сердце»).

В 1-ой половине XIX в. сопрано стало самым популярным из певческих голосов. Исполнение центральных ролей в произведениях Беллини и Доницетти стало основой карьеры таких блистательных примадонн, как Паста, Малибран, Джулия Гризи, Зонтаг. Строительство новых, более вместительных оперных и концертных залов порождало спрос на сильные голоса, последние оказались особенно необходимы для опер Вагнера, с их мощным полнозвучным оркестром. Амалия Матерна, первая исполнительница партий Брюнгильды и Кундри, явилась прообразом вагнеровского «героического сопрано». В XX в. самыми значительными представительницами этого амплуа были Флагстад, Б.Нильсон. Для насыщенного, но несколько менее сильного драматического сопрано написан ряд партий в поздних операх Верди (Елизавета Валуа, Аида, Дездемона). От сопрано в этих операх не требуются лёгкость и виртуозная техника, необходимые исполнительницам некоторых более ранних вердиевских партий, таких, как Джильда или Виолетта.

Некоторые примадонны XX в., в т.ч. Каллас, уверенно чувствовали себя во всех областях итальянского оперного репертуара от Беллини до Пуччини. Другие, в т.ч. Сазерленд, предпочитали оперы мастеров бельканто начала XIX в. и виртуозную музыку XVIII в. Образцом для современных моцартовских сопрано остаётся Шварцкопф, она же оказала значительное влияние на современную культуру камерного пения. За последнее время выросло число сопрано, специализирующихся на сложном современном репертуаре и на аутентичном исполнении музыки XVII – XVIII в.в., где от певицы требуются не столько блистательные голосовые данные, сколько интеллект, утончённая музыкальность и безупречное исполнение сложнейших пассажей.

 

Бэттл Кэтлин р.1948 – американская певица (лирико-колоратурное сопрано). Училась в консерватории г.Цинциннати. Профессиональный дебют состоялся в 1972 на фестивале в Сполетто (партия сопрано в «Немецком реквиеме» Брамса). Вскоре после этого была приглашена Ливайном в Метрополитен-опера. Обладательница несильного, идеально выравненного во всех регистрах голоса и безупречной техники. Обычно выступает в партиях субреток и инженю. (Блонда, Сюзанна, Церлина, Деспина, Памина, Адина, Цербинетта, София, Зденка («Арабелла» Р.Штрауса), в камерном репертуаре.

Варади Юлия р.1941 – румынская певица (сопрано). Училась в Бухаресте. Пела в Италии, зап. Германии и др странах. Её голос, с развитым меццо-сопрановым регистром, превосходно звучит в таких разнохарактерных партиях, как Донна Анна, Донна Эльвира, Графиня, Вителлия, Леонора, Виолетта, Баттерфлай, Лю, Арабелла. Яркая эмоциональность сочетается с ясностью и благородством фразировки. Выступает с мужем – Фишером-Дискау.

Гулегина Мария р.1959 – русская певица (драматическое сопрано). Одна из известнейших драм. сопрано мира. По накалу и драматизму исполнения партий часто сравнивается с Марией Каллас. Поёт в лучших оперных театрах мира. Последнее время исполняет и партии романтического бельканто – Эльвира («Эрнани»), Леонора («Сила судьбы»), Тоска, Леди Макбет.

Гурякова Ольга – русская певица (сопрано). Солистка Муз.театра Станиславского и Немировича-Данченко. За исполнение партии Мими ей присуждена Российская оперная премия «Casta Diva» и национальная театральная премия «Золотая маска». Поёт Эльвиру, Гориславу, Дездемону, Милитрису, Маргариту. Исполнила Марию в «Мазепе» в Метрополитен-опера, Иоланту в Карнеги-холл, Недду в Венской опере, Татьяну в «Дойче-опер», Наташу Ростову в Париже. Поёт в Большом («Игрок» Прокофьева»), Мариинском.

Кабалье Монсеррат р.1933 – испанская певица (сопрано). Училась в Барселоне. Одна из ведущих певиц того поколения, которое пришло на смену Калласс и Сазерленд. Блистательное владение бельканто и колоратурной техникой. Поёт партии в операх Беллини, Россини, Верди, Пуччини, Моцарта (Церлина, Фьордилиджи), Гуно, Р.Штрауса.

Каллас Мария (1923 – 1977) – греческая певица (сопрано). Училась в Афинской консерватории. Произвела революцию в современном исполнительском искусстве, возродив почти забытый со времён Пасты, Малибран, Гризи феномен «безграничного сопрано» с диапазоном в две с половиной октавы, богато нюансированным звучанием во всех регистрах. Помимо уникальных голосовых данных обладала огромным талантом трагической актрисы. Партии в операх Беллини и Доницетти – Норма, Имоджена, Амина, Лючия, Анна Болейн. Верди – Макбет, Леонора, Виолетта, Елена, Амелия. Россини – Розина, Фьорилла. Керубини – «Медея». Пуччини – Турундот, Тоска, Баттерфлай.

Мелба Нелли (1861 – 1931) – австралийская певица (колоратурное сопрано). По нац. шотландка. Сценическое имя взяла в память о г. Мельбурн. Выступала в крупнейших оп. театрах Европы, Америки, Австралии, (в т.ч. в Мариинском театре в 1891). Широчайшие певческие возможности и драматическая одарённость позволяли певице исполнять партии Маргариты, Лакме, Мими, Эльзы, Недды. Президент Мельбурнской консерватории.

Нежданова Антонина Васильевна (1873 – 1950) – русская певица (лирико-колоратурное сопрано). Училась в Московской консерватории у известного итальянского педагога Умберто Мазетти (1869 – 1919). 40 лет была ведущей солисткой Большого театра. Пение и сценическая игра отличались простотой и искренностью. Постоянным партнёром долгие годы был Л.Собинов. Пела все самые значительные лирико-колоратурные партии из классических русских опер: Людмилу, Антониду, Татьяну, Иоланту, Снегурочку, Марфу, Шемаханскую царицу, а также Розину, Эльзу, Джульетту, Лакме. Постоянным аккомпаниатором в концертах был её муж Н. Голованов.

Нильсон Биргит р.1918 – шведская певица (драматическое сопрано). Училась в Стокгольме. Долгие годы была ведущей вагнеровской певицей мира. Обладательница голоса необычайной силы, яркого, насыщенного тембра, глубокий музыкант. Изольда, Брюнгильда, Леонора («Фиделио» Бетховена»), Турандот, Саломея, Электра.

Норман Джесси р.1945 – американская певица (сопрано). Училась в США. Одна из самых разносторонних певиц современности. Исполняет оп.партии всевозможных амплуа (Кармен, Ариадна, Саломея и др), и богатейший концертный репертуар от Баха и Шуберта до Шёнберга, Берга и Гершвина, демонстрируя яркие вокальные данные, утончённую музыкальность и чувство стиля

Риччарелли Катя р.1946 – итальянская певица (лирико-драматическое сопрано). Училась в Венеции. Известна прежде всего, как исполнительница центральных ролей в операх Верди (Леонора, Елизавета Валуа, Амелия, Аида, Дездемона, Алиса).

Сазерленд, дэйм Джоан р.1926 – австралийская певица (сопрано). Училась в Сиднее и Лондоне. Под руководством своего мужа Р.Бонинга совершенствовалась в репертуаре бельканто. Обладала великолепно отшлифованным голосом ясного, серебристого тембра, безупречно владела колоратурной техникой, неподражаемо исполняла партии в произведениях Генделя, Беллини, Доницетти, Верди, Моцарта. Оставила сцену в 1990.

Стратас Тереза р.1938 – канадская певица (сопрано) греческого происхождения. Училась в Торонто. Вершинами карьеры яркой, разносторонней актрисы с подвижным высоким голосом стали исполнение заглавной партии в первой постановке полной версии оперы Берга «Лулу» (1979, Париж) и участие в фильме-опере «Травиата» (1983), режиссёр Ф.Дзефирелли, дирижёр Д.Ливайн.

Те Канава, дэйм Кири р.1944 – новозеландская певица (лирическое сопрано). Обладала мягким голосом исключительной красоты, безупречно владела бельканто, отличалась благородной манерой сценического поведения. Среди партий – Донна Эльвира, Фьордилиджи, Памина, Виолетта, Микаэла, Манон Леско, Мими, Тоска, Маршальша, Арабелла, Мадлен.

Флеминг Рене – американская певица. Блистает в партиях бельканто, имеет несколько премий Грэмми. Обладательница огромного оперного и камерного репертуара. Поёт в современных спектаклях («Трамвай Желание» Андре Превена).

Френи Мирелла р.1935 – итальянская певица (лирическое сопрано). Мастерски исполняла как лирические партии (Нанетта, Мими, Лю, Татьяна, Микаэла), так и партии, требующие большой силы и широкого диапазона (Виолетта, Елизавета Валуа, Аида, Дездемона, Баттерфлай, Тоска). Снималась во многих фильмах-операх у Ф.Дзефирелли.

Шварцкопф, дэйм Элизабет р.1915 – немецкая певица (лирико-колоратурное сопрано). Была непревзойдённой исполнительницей центральных партий в операх Моцарта (Констанца, Графиня, Донна Эльвира, Фьордилиджи, Памина) и Р.Штрауса (Маршальша, Ариадна, Мадлен). Прославилась и как интерпретатор камерно-вокальной лирики Моцарта, Шуберта, Шумана, Вольфа. Наряду с Фишером-Дискау олицетворяет расцвет немецкой вокальной школы первых послевоенных десятилетий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.