Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспекты






При изучении темы «Формирование пермских говоров» студентам необходимо изучить и законспектировать 2 статьи:

1) статья Е.Н. Поляковой «Формирование пермских говоров»;

2) статья Л.А. Грузберг «Говор деревни Акчим как типично пермский говор» (см. список литературы по пермской диалектологии). Работа со словарями является важной частью в преподавании «Русской диалектологии». Студентам необходимо составить подробное описание 3 диалектных словарей[1], в том числе фразеологических, из предложенного списка литературы по следующему плану: · автор или редактор; · составители; · место и год издания; · тип словаря; · анализ словарной статьи; · дополнительные сведения, сопровождающие слово; · яркие примеры.· Дополнительное задание (по выбору) Одним из заданий в работе со словарями будет создание портрета диалектного слова: выбранное студентом диалектное слово проверяется по всем диалектным словарям. При этом рассматриваются следующие вопросы: · наличие/отсутствие в словаре; · значение (-ия) слова; · системные связи (если возможно отследить); · географическая отнесенность; · грамматические, стилистические пометы и др.В качестве слова для портрета желательно выбрать слово, которое в говорах используется не только в прямом значении, но и приобрело переносное значение, а также стало частью фразеологизма (например, котомка).Слово проверяется по 5-ти словарям, три из которых являются обязательными:

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. СПб., 1863.

2. Словарь пермских говоров / под ред. А.Н. Борисовой, К.Н. Прокошевой. Пермь, 2000-2001. Т. 1-2.

3. Словарь русских народных говоров. В 46 вып. М.; Л.; СПб., 1965-2013 https://iling.spb.ru

Для анализа желательно выбрать слово многозначное, в котором одно из значений будет переносным. В этом случае необходимо узнать, не входит ли слово в диалектные фразеологизмы.

 

Наименование раздела дисциплины   Тема Формы самостоятельной работы Учебно-методическое обеспечение
Введение Основные понятия диалектологии. Составление глоссария См. список литературы
Лексика русских говоров Диалектная лексикография Работа со словарями
Диалектное членение русского языка Формирование и развитие пермских говоров. Конспект

 

1. Фонд оценочных средств:

Разделы, темы дисциплины Код формируемой компетенции Оценочное средство
1. Фонетический строй русских говоров СК-1, СК-2 тест
Диалектное членение русского языка.Формирование пермских говоров ПК-4, СК-1, СК-2 письменная работа

Вопросы к зачету

1. Предмет и основные понятия диалектологии.

2. Диалекты в их отношении к другим языковым категориям (национальный язык, литературный язык, социальные диалекты, просторечие).

3. Связь диалектологии с другими науками. Научное и практическое значение курса " Русская диалектология".

4. Различительные особенности русских говоров в области ударного вокализма (количественные и качественные различия гласных фонем литературного языка и говоров).

5. Гласные первого предударного слога после твердых согласных. Оканье и его типы.

6. Гласные первого предударного слога после твердых согласных. Аканье и его типы.

7. Гласные второго предударного и заударных слогов. Начальные о и а в безударном слоге.

8. Гласные первого предударного слога после мягких согласных (в окающих говорах).

9. Гласные первого предударного слога после мягких согласных (в акающих говорах).

10. Основные типы яканья.

11. Консонантизм. Фонемы < г> и < g>.

12. Консонантизм. Фонемы < в> и < ф>.

13. Консонантизм. Фонемы < ц> и < ч>.

14. Шипящие согласные.

15. Особенности губных и плавных согласных.

16. Звуковые процессы в области согласных (ассимиляция, диссимиляция и др.).

17. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.

18. Различительные особенности имен существительных, прилагательных и местоимений.

19. Диалектные глагольные формы.

20. Диалектные синтаксические особенности (в построении словосочетаний, простого и сложного предложений).

21. Структура диалектного словаря. Диалектное слово, его признаки. Типы диалектных слов.

22. Семантические связи слов в говоре (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия).

23. Фразеология, типы фразеологических единиц.

24. Диалектное словообразование.

25. Диалектная лексико-фразеография.

26. Диалектное членение русского языка.

27. Характеристика пермских говоров.

28. Методы изучения говоров. Лингвистическая

Практическое задание на зачете по курсу «Русская диалектология» может быть следующего содержания.

 

Задание 1. Прочитайте текст. Объясните особенности произношения ударных гласных в выделенных словах.

Йа, колды́ молода́ была́, шы́ пко баска́ была́: здоро́ ва, круглол'и́ ч'а, красношшо́ ка, с косо́ й до́ лгой. Па́ рн'и на м'ен'а́ бо́ л'но за́ р'ил'ис'а, а мн'е толды́ од'и́ н то́ ко по с'е́ рч'у-то был. Ох, и со́ хла йа по йом! Б'еда́ ет'! Н'е пр'ив'ед'и́ во́ спод'и йе́ к-ту. Шы́ пко ч'ежоло́, а йа и в'и́ душку н'е пока́ зывала. А но́ н'е ет' он ч'о: познако́ м'ач'а да и вза́ муш ч'е́ р'ез два дн'и л'ит'а́ т. Б'еда́ с им'а́.

Ч'о́ -то кры́ л'ч'а разлом'и́ ло: н'е́ погот' в'и́ нно бу́ д'от. Воро́ ны вон в'иш ка́ ркайут; г дожжу́ га́ лк'и то́ жо быва́ т табун'а́ ч'а.

У нас с'им'йа́ бол'ша́ была́, йа са́ ма п'е́ рва. Т'а́ т'к'а с ма́ мкой ро́ б'ит' уйду́ т, а йа п'есту́ н'н'ич'ет' остайу́ с'а. Забазла́ йут роб'а́ ты-т'е во фс'о го́ рло и н'е знаш, к кото́ рому б'ежа́ т'. Посл'и́ н'н'а у нас Онф'и́ ска была́; в зы́ пк'е ишо́ кач'а́ лас'а.

С'ижу́ од'и́ нова, кач'е́ йу зы́ пку-ту, в'ер'о́ фка-то воз'м'и́ да и отч'еп'и́ с' от о́ ч'епа-то. Зы́ пка и бу́ ́ хнулас'а. Ох и пов'ер'ешша́ ла д'е́ фка-та у м'ен'а́; йа шы́ пко п'ер'еполоха́ лас'а.

Задание 2. Определите тип безударного вокализма после твердых согласных, подтвердите примерами.

Задание 3. Опишите особенности употребления аффрикат в данном говоре.

Задание 4. Найдите в тексте примеры комбинаторных изменений звуков (ассимиляции, диссимиляции и пр.), выпишите, указывая название звукового процесса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.