Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УТВЕРЖДАЮ. Проректор по образовательной политике






Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2013 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Педагогическая и возрастная психология»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

профиля подготовки «Образование в области иностранного языка (английского)»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Педагогическая и возрастная психология ». ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 24 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование.

 

Автор: старший преподаватель кафедры педагогической психологии В.А. Лебедева
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ Н.О. Садовникова

 

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 21 февраля 2013 г. № 7.

 

Заведующая кафедрой педагогической психологии   О.Н. Шахматова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 26 февраля 2013 г. № 6.

 

Председатель методической комиссии ИПс   О.В. Мухлынина
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИПс   И.И. Хасанова

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© В.А. Лебедева, 2013

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области педагогического образования, комплексная дисциплина «Педагогическая и возрастная психология» предполагает следующие цели ее освоения.

Учебная цель: формирование, развитие и повышение психолого-педагогической компетенции в сфере актуальных проблем психологии возрастного развития и формирование психолого-педагогической направленности бакалавров профиля «Образование в области иностранного языка».

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая возрастные особенности психических процессов в онтогенезе.

Предмет ее исследования – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося и зрелого человека. Ветвями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология возрастного человека и геронтопсихология.

Возрастная психология призвана сформировать у студентов понимание процессов развития психики ребенка, основных закономерностей психического развития и формирования личности растущего человека. Она учит понимать внутренний мир человека на ранних этапах его жизненного пути, выявлять его интересы, склонности к потенциальной возможности; устанавливать причины отставания в учебе и неадекватного поведения, выбирать наиболее эффективные пути устранения этих причин.

Педагогическая психология – это отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения, воспитания, а также психологические основы педагогической деятельности.

Методологические аспекты учебного курса раскрывают содержание основных научных принципов, служащих пониманию центральной проблемы педагогической психологии – взаимосвязи обучения и развития.

Педагогическая психология вооружает будущего специалиста знаниями, необходимыми для проектирования разного типа учебно-воспитательных ситуаций и прогнозирования поведения, что позволяет управлять интеллектуальным и личностным развитием учащихся и педагогов. Эти знания помогают осуществлять квалифицированную профессиональную деятельность педагога-психолога, эффективно взаимодействовать с педагогами, учащимися и их родителями.

Воспитательная цель: формирование этических норм и нравственной готовности к выполнению профессиональной деятельности педагога.

Профессионально-корпоративная цель: формирование профессиональной психолого-педагогической позиции и систематизирование теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Педагогическая и возрастная психология» входит в базовую (общепрофессиональную) часть модуля «Психология» профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению 050100.62 Педагогическое образование (профиль подготовки: «Образование в области иностранного языка»).

Данная дисциплина призвана сформировать у обучающихся представление о психолого-педагогических особенностях образовательного процесса, специфике построения отношений, коммуникации и целостного безопасного пространства взаимодействия участников этого процесса и об особенностях возрастного развития. Данная дисциплина последовательно опирается на приобретенные обучающимися знания основ психических процессов и функционирования психологических механизмов, умения применению психологической диагностики в образовательном процессе, приобретенные при прохождении таких дисциплин, как «История психологии», «Общая психология», «Социальная психология». Погружение в педагогические и психологические аспекты проблемы построения эффективного взаимодействия педагога и учащихся, а также других участников образовательного процесса, достигается тем, что реализация этой дисциплины идет одновременно с такими курсами, как «Педагогика». Также данная дисциплина подготавливает обучающихся и дает им возможность целостно и структурно формировать представление о протекании психологических процессов, образовании психологических феноменов и активизации специфических форм поведения участников педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах.

Необходимым условием для изучения данной учебной дисциплины «Педагогическая и возрастная психология» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Общая психология»:

Знания: основных психолого-педагогических категорий (общение, взаимодействие, педагог, восприятие, поведение, субъект, личность, обучающийся, воспитанник, группа, обучение, воспитание, возраст, возрастные особенности, периодизация, движущие силы и др.);

Умения: применять методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников.

2.2. Из курса «Социальная психология»:

Знания: основ построения взаимодействия участников образовательного процесса;

Владения: способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

2.3. Из курса «Педагогика»:

Знания: целей образования, обучения и основ построения педагогического взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их возрастных особенностей;

Владения: готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

Приобретенные в ходе изучения данной дисциплины знания, умения, навыки и профессиональные компетенции впоследствии обеспечат успешное изучение дисциплины «Методика обучения иностранному языку» и других дисциплин профессионального цикла, а также адекватное прохождение разделов педагогической практики, подразумевающих элементы психолого-педагогической деятельности.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· особенности взаимодействия с коллегами и работы в коллективе (ОК-7);

· социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).

Уметь:

· организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

· использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

· способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

· способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4).

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов)  
 
Общая трудоемкость дисциплины 3 (108)  
Аудиторные занятия    
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия -  
лабораторные работы -  
другие виды аудиторных занятий -  
Самостоятельная работа    
изучение теоретического курса    
курсовая работа -  
домашние задания    
подготовка к экзамену    
Вид промежуточного контроля экзамен  

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
Раздел 1. Возрастная психология
  Предмет, задачи и методы возрастной психологии   1-2       Еженед. Диагностика по методике «Несуществующее животное»
  Условия, источники и движущие силы психического развития, проблема возраста и возрастной периодизации психического развития 3-5       Еженед. Участие в семинарском занятии; Подготовка докладов на тему «Теории психического развития в отечественной психологии»
  Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования     -   Еженед. Рефлексивный дневник «Бортовой журнал»
  Особенности развития ребенка в разных возрастах 7-8       Еженед. Работа с периодизациями психического развитияКонтрольная работа по разделу Возрастной психологии
Раздел 2. Педагогическая психология
  Предмет, задачи и методы педагогической психологии   9-10       Еженед. Участие в семинарском занятии; Подготовка докладов на тему «Теории обучения»
  Понятие учебной деятельности.     -   Еженед. Рефлексивный дневник «Бортовой журнал»
Окончание таблицы 2
  Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости   12-13         Еженед. Участие в семинарском занятии; Подготовка докладов
  Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению       -   Еженед. Рефлексивный дневник «Бортовой журнал»
  Психологическая сущность воспитания, его критерии   15-16       Еженед. Участие в семинарском занятии; Подготовка докладов на тему «Институты воспитания в России и за рубежом»
  Психология личности педагога. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы   17-18         Еженед. Участие в практическом занятии; Анализ педагогической деятельности
  Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Педагог как субъект педагогической деятельности   19-20       Еженед. Контрольная работа по разделу Педагогической психологии Диагностика студентов по профессионально-педагогическим компетенциям
  Подготовка к экзамену              
  Всего за курс             Экзамен

 

4.3. Содержание дисциплины

Раздел 1. Возрастная психология






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.