Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Организация самостоятельной работы студентов






Темы для самостоятельного изучения:

Тема 1: «Реформы второй половины XIX века в удельной и государственной деревне»

Студентам следует:

- назвать основные законодательные акты, связанные с освобождением удельных и государственных крестьян;

- определить численность данных категорий крестьянства по ревизии1858 г.;

- выяснить нормы наделения землей;

- выяснить особенности выкупной операции;

- выяснить характер повинностей за выкупаемую землю;

- организацию самоуправления;

- выяснить реальный объем прав собственности на надельную землю;

- следует так же сравнить размеры наделов освобождаемых удельных, государственных и помещичьих крестьян, сделать выводы.

 

Формы самостоятельной работы:

Используя документы и учебные пособия, составить таблицу:

 

Категории крестьян Показатели:
Численность Нормы надела Выкупная операция Повинность Самоуправ-ление
Помещичьи            
Государственные            
Удельные            

 

Проблемное задание: в чем отличие реформ в государственной и удельной деревне от помещичьих крестьян по реформе 1961?

Форма отчетности: проверка таблицы; собеседование по проблемному заданию.

Источники и литература:

1. Законодательство России XIX века. – М., 1970.

2. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 гг. – М., 1978.

3. Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной России. – Воронеж, 1983.

4. Чернуха В.Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России (60-70-е годы XIX в.). – Л., 1972.

 

Тема 2: Русское народничество в 80-90-е гг. XIX в.

 

Формы самостоятельной работы:

Изучить тему по учебным пособиям; составить конспект статьи Антонова В.Ф. «Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности» журнал «Вопросы истории», 1991, № 3.

Формы отчетности:

Проверка конспекта; беседа по проблеме – Что общего и в чем отличие либеральных народников от революционных?

Источники и литература:

1. Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности.//Вопросы истории, 1991, № 3.

2. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX – начала ХХ вв.: Избранные произведения. – М., 1994.

3. Балуев Б.П. Либеральное народничество на рубеже XIX – ХХ вв. – М., 1995.

4. Зверев В.В. Н.Ф. Даниэльсон, В.П. Воронцов: Два портрета на фоне русского капитализма. – М., 1997.

5. Михайловский Н.К. Литературная критика и воспоминания. – М., 1995.

 

Тема 3: Первые рабочие организации в России 70-х годов XIX в. Рабочий вопрос в политике правительства.

 

Формы самостоятельной работы:

- Используя учебные пособия и Хрестоматию», составить хронику первых стачек и определить их характер.

- Составить таблицу «Первые рабочие организации в России в 70-е гг. XIX в.»

 

Название и даты Организаторы Членство Деятельность
       

 

Форма отчетности:

- проверка хроники и таблицы;

- собеседование по проблеме: рабочее движение в России и на Западе - первые шаги и во 2 пол. XIX в.

 

Источники и литература:

1. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг. (Под ред. В.Г. Тюкавкина) – М., 1990. Гл. 8, с. 147-160. Особое внимание обратить на документы №№ 3, 5 – «Устав Южнороссийского союза рабочих» и «Программа Северного союза русских рабочих».

2. Кузнецов И.В., Захарова А.Ф. Практикум по истории СССР XIX. – М., 1970, Тема 6, с. 334-340.

3. История СССР 1861-1917 гг. (Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М., 1990. Гл. 10, с. 118-122, 124-126, учебник)

4. История СССР XIX – начала ХХ вв. (Под ред. И.А. Федосова) – М., 1987, (учебник), гл. 17, параграфы 1, 2, с. 277-283.

Дополнительная:

1. История рабочего класса СССР: Рабочий класс России от зарождения и до начала ХХ века – М., 1983.

2. Корольчук Э.А. «Северный союз русских рабочих» и рабочее движение 70-х гг. XIX в. в Петербурге. – М., 1971.

3. Ленин В.И. Объяснение закона о штрафах взимаемых с рабочих на фабриках и заводах. ППС Т.2.

4. Россия в революционной ситуации на рубеже 1870-1880 г. – М., 1983.

5. Хрестоматия по истории СССР (1861-1917). Гл. 10, док. № 5 – фабричный закон 1866 года.

 

Тема 4: Социально-политическая обстановка в стране после первой русской революции (1907-1914 гг.)

Формы самостоятельной работы:

- Подготовить сообщения (малые группы):

1. Оценка революции 1905-1907 гг. – сб «Вехи».

2. 2. Революционное движение: Ленинские события 1912 г.

3. Национальный вопрос – Дело Бейлиса

- Используя учебные пособия, выясните особенности социально-политической жизни страны в 1907-1914 гг.

Формы отчетности:

- обсуждение сообщений.

- собеседование по проблемам темы.

 

Источники и литература:

1. История национальных политических партий России. Материалы международной конференции. – М., 1997.

2. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. – Кишинев, 1988. (или др. изд.)

3. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. – М., 1992.

4. Степанов С.А. «Черная сотня» в России. 1907-1914. – М., 1992.

5. Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907-1914. – М., 1991

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.