Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хорошо выглядеть 1 страница






" Улыбнись маме и nаne! "

" Мои мать и сестра, сидя за столом, старались перекричать друг друга и разошлись не на шутку. Мама орала так, что стала вся красная. И тут зазвонил телефон. Она взяла трубку и, не моргнув глазом, сказала: – А, Мэри, здравствуй. Как дела? Нет, не занята. Как раз тебя вспоминала. Её голос прямо источал мёд. Я так и уставилась на неё. Нет, правда, как можно измениться вот так, мгновенно? Она всегда учила нас, что как бы ты себя ни чувствовал, показывать это за пределами семьи нельзя". Джилл, 21 год, студентка

Майкл рос в музее. " У нас были диваны, на которые никому не разрешалось садиться, и портьеры, к которым не полагалось прикасаться. Половина дома была покрыта толстыми пластиковыми чехлами. Картина настоящего уюта", – смеётся он.

В доме у Майкла никого и близко не подпускали к мебели. Всё было исключительно для показухи. " Большой обеденный стол орехового дерева использовали раз в год, на Рождество, когда собирались гости. Только тогда вынимали " приличный" фарфор и " приличное" серебро. Все прочие вечера мы втискивались в душную кухню, по очереди ели с надколотых тарелок и пили из банок из-под варенья".

Ничто в доме не было достаточно чисто для матери Майкла. " Грязь, занесённая в дом с обувью, доводила её до слез, – вспоминает он. – Даже отцу доставалось, если он ставил стакан на какой-нибудь из её приставных столиков. А от таких вещей, как отпечатки пальцев на буфете или мыльное пятно на кафеле в ванной, она просто бесилась.

Когда я пошёл в школу и стал бывать у моих товарищей, меня поразило, как люди входят в дом и, не снимая обуви, идут в ней прямо по свежевычищенным коврам и навощённому паркету. У нас дома такого не бывало".

Вы спросите: ну и что такого ужасного в чистом, налаженном, красивом доме? Ничего. Но навязчивая идея наших родителей, чтобы всё " выглядело хорошо", редко ограничивается сверкающими полами и сияющими чистотой кухонными шкафами.

Для чрезмерно любящих родителей нет, пожалуй, ничего важнее того, как их семья, и особенно дети, выглядят со стороны. Когда отец Майкла ввязался в борьбу с администрацией школьного округа, длившуюся ещё долго после окончания сыном школы, Майкл понял, насколько важно для его родителей было, чтобы он " выглядел хорошо" в глазах сверстников, учителей, соседей и родственников.

" Мать с отцом хотели, чтобы я был самым популярным мальчиком в округе, – вспоминает Майкл. – Всем полагалось меня любить. Если во втором классе было тридцать дней рождения, а меня приглашали только на двадцать девять, то этот тридцатый, куда меня не позвали, их просто убивал. Они допытывались, что я такого сделал этому мальчику или девочке, что они меня так ненавидят".

И популярность – это ещё не всё. С самого первого дня приготовительного класса родители внушали Майклу, что самые высокие оценки в школе – это жизненно важно. " Сами они никогда в колледже не учились. Они росли в годы великой депрессии, и об этом просто не могло быть и речи. А мама даже и школу не окончила, но я об этом не знал до двадцати трёх лет, пока дядюшка не проболтался. Она бросила школу шестнадцати лет и пошла работать бухгалтером. Я так думаю, что мои родители хотели, чтобы у их детей были все возможности, каких не было у них. О колледже они начали говорить, когда я ещё не был даже в старших классах. В общем, давили изо всех сил".

А Майкл отнюдь не был примерным учеником. Уже в четвёртом классе у него начались проблемы, и родители нанимали ему одного репетитора за другим. " Ничего серьёзного, просто я медленно читал. Сказать по правде, я никогда особенно не любил читать. В школе мне было трудно усидеть на месте. Гораздо интересней было потусоваться с друзьями, поиграть в бейсбол. Я уже начинал формироваться во вполне приличного спортсмена, но родителям этого было слишком мало. Они считали, что вдобавок к этому я должен быть ещё и первым учеником в классе. Когда появились проблемы с чтением, репетитор стал приходить к нам каждый день после школы и заставлять меня по полтора часа сидеть и читать вслух. Мама сидела рядом и слушала, пока один из репетиторов не сказал, что в её присутствии я нервничаю".

Способности к чтению у Майкла улучшились, но родители продолжали приглашать репетиторов, потому что хотели помочь ему избежать школьных проблем в будущем. Но " сага с проблемами" разворачивалась дальше. " Выяснилось, что очень легко заставить репетиторов делать за меня домашние задания. Я напирал на то, что родители оказывают на меня давление. Я ныл:

– Если я получу за это задание меньше пятёрки, они меня не выпустят из дома.

Большинство репетиторов, познакомившись с моими родителями, мне верили. После этого переманить их на свою сторону было легко. Может быть, я был уверен, что получу " неуд", если сделаю работу сам. Не знаю. Но родители бы просто умерли, если бы узнали, кто на самом деле зарабатывает эти прекрасные оценки".

К началу старших классов у Майкла накопилась солидная история высоких успехов в учёбе. Но его собственных заслуг в этом было мало. " Я говорил родителям, что на контрольных на меня нападает ступор, и я не могу сосредоточиться. Так я объяснял позорные оценки, которые получал, когда никто не сидел рядом и не помогал. Сказать по правде, я за все старшие классы не одолел ни одной книги.

Родители отвели меня к психиатру, чтобы тот помог мне преодолеть " страх перед экзаменом". Отец встречался с завучем, добиваясь для меня особых привилегий. Мне очень много помогали. Всё шло прекрасно до предпоследнего класса".

В тот год учительница английского вернула Майклу его семестровое сочинение, где вместо оценки было написано большими красными буквами: " Подойти ко мне".

– Это не ваша работа, – утверждала она, не слушая горячих возражений Майкла.

На следующий день родители Майкла пришли в школу, чтобы поговорить с учительницей. " Она показала им пачку работ, которые я написал в классе. Это были жуткие работы. Отец же продолжал настаивать, что контрольное сочинение написано мной. Я чувствовал себя дураком. Конечно, писал его не я. Я не написал сам ни одного сочинения за все старшие классы, но признаться в этом никак не мог. И я клялся и божился, что работа моя. Я говорил, что все остальные работы, написанные в классе, такие дрянные потому, что я очень волновался из-за учительницы".

Учительница оставалась непоколебима. Отец Майкла был вне себя. " Мне даже стало жалко учительницу. Отец наступал на неё с такой силой, что она даже заплакала. От стыда я готов был заползти под стол. Потом он пошёл к директору. Ничего не добившись и там, он пошёл к попечителю учебных заведений. Мои оценки за весь семестр зависели от того, уступит ли учительница английского, и поэтому родители не сдавались. Они наняли адвоката и заявили протест в местный отдел народного образования.

В нашем городке эта тяжба вызвала много шума. Когда наш дом стали осаждать журналисты и отец начал давать им интервью, я думал, что умру".

Майкл не спал ночами, ворочался в постели, мучаясь чувством вины. " Я просто не мог сказать отцу, как всё было на самом деле. Он всё твердил, как сильно в меня верит. Каково было мне сказать ему правду, если вся моя жизнь была сплошной обман? "

Несмотря на возражения Майкла, родители подали в суд на администрацию школьного округа. Их стремление добиться " справедливости", сколько бы времени на это ни понадобилось, не знало границ.

Наконец, когда Майкл был уже на первом курсе колледжа, его тётя уговорила родителей отозвать иск. " Понятия не имею, – устало вздыхает Майкл, – чем ей удалось околдовать отца. Для него этот иск стал любимой игрушкой. Если б мог, он, наверно, довёл бы его до Верховного суда".

Когда родители Майкла ввязались в борьбу со школьным округом против несправедливости, учинённой, как они полагали, их сыну, они действовали из побуждений любви. Они возлагали огромные надежды на успешность Майкла. Они тратили время, энергию и деньги, чтобы её добиться.

Но их родительская любовь была чрезмерной. Их ожидания и надежды имели больше отношения к их мечтам, чем к способностям Майкла. То, что началось как желание поддержать сына в его школьных проблемах, переросло в навязчивую идею.

Майкл рос, как на арене, где упасть нельзя. Когда родители столкнулись с не очень серьёзной проблемой замедленного чтения, они уберегли его от неудач и разочарований, окружив кольцом " помощников", чтобы те постоянно направляли его и ограждали от падений.

Но кого старались защитить родители Майкла на самом деле? На поверхностный взгляд кажется, будто всё, что они предпринимали, делалось ради Майкла, но на самом деле ими в немалой степени двигали собственные побуждения. Их неодолимое желание, чтобы Майкл " хорошо выглядел", во многом порождалось неуверенностью в том, достаточно ли хорошие они родители. Если бы Майкл был ученик " номер один" в классе, они были бы родители " номер один". За громадными вложениями в школьные успехи Майкла стоял страх, что их сочтут плохими родителями, если он провалится. Майкл должен был быть идеальным во всех отношениях, чтобы оградить их от этих ужасающих негативных суждений.

Популярность Майкла, его оценки и спортивные успехи сделались для его родителей их собственными достижениями. Они бессознательно рассматривали Майкла как продолжение самих себя. Им было не до чувств и потребностей сына, потому что ими слишком сильно двигали их собственные. Это проявилось, например, в том, что они готовы были довести конфликт Майкла с учительницей до суда, невзирая на его возражения. Если они и осознавали, как унизительно для сына их поведение, это было для них второстепенным. Гораздо важнее было воплотить через Майкла свои мечты.

Майкл рос под чудовищным давлением. Он не имел никакого стимула решать собственные проблемы, потому что родители сразу же очень глубоко проникали в любую из них. Едва у него случалась неудача, они тут же слали ему на выручку спасательную команду. Хотя родители Майкла действовали из лучших побуждений, желая сыну преодолеть трудности с чтением, их усилия помочь ему подрывали его самостоятельность и усиливали зависимость. Сами того не осознавая, они поощряли зависимость Майкла от посторонней помощи, чтобы не допустить никаких рискованных действий с его стороны, чреватых тем, что при его средних способностях сделали бы трудно осуществимыми их мечты о колледже и последующем профессиональном успехе.

Юности свойственно легко приспосабливаться к окружающей среде. Майкл чувствовал страх родителей перед его самостоятельностью и вывел из этого, что если постарается самостоятельно сделать домашнее задание, то непременно провалится. Вместо того чтобы пойти на риск, он сделался умелым манипулятором. Он хитростью добивался того, что задания выполняли за него другие, а сам при этом пассивно наблюдал. Таков был его метод приспособления к жёсткой семейной системе. Он делал то же, что делают многие дети, чьи успехи становятся навязчивой идеей родителей. Он нашёл творческое решение стоявшей перед ним задачи – всегда " выглядеть хорошо" – и так уцелел.

Хотя Майклу удалось преподнести родителям столь необходимые им школьные успехи, обмануть самого себя он не мог. Пусть его изворотливость и помогла ему уйти из-под абсолютного контроля своих родителей, но он жил в постоянном страхе разоблачения. Его самолюбие глубоко страдало при мысли о том, какой липой были все его высокие оценки. Семестровое сочинение с начертанным на нём " Подойти ко мне" стало воплощением его самых страшных опасений.

Очень может быть, что родители Майкла с самого начала подозревали, что наделавшее столько шуму сочинение было чужой работой. Почему же тогда они с таким упрямством добивались своего, вплоть до решимости через суд доказать, что их сына обвинили в списывании ложно?

Неприятие правды стало для родителей Майкла такой же привычкой, как манипулирование и ложь для него самого. Признать правду значило бы для них впустить в дом суровую действительность. Майкл оказывался не только плохим учеником, но ещё и весьма способным к обману юношей. Об этом узнали бы все: учителя, одноклассники, соседи, друзья. И сами они стали бы выглядеть весьма неадекватно как родители, допустившие такое безобразие.

С их точки зрения, это было неприемлемо. Уж лучше отрицать все, чем признать, что их сын такой же средний, погрешимый" и несовершенный, как и они сами. Чувствовать себя спокойно они могли только до тех пор, пока всё отрицали.

А способны они были всё отрицать потому, что сын усердно искал путей оградить их от правды. Но что делают такого рода родители, когда неудачи детей смотрят им в лицо с такой очевидностью, что отрицать их уже невозможно? Примером тому служит история Сюзан.

" Мой дядюшка рассказал мне историю о моей матери, которая, случись она в другой семье, была бы просто уморительной, – тихо смеётся Сюзан. – Мне было месяца три, когда она прочла в каком-то журнале статью об одарённых детях. Там говорилось, что одарённые дети в младенчестве начинают самостоятельно переворачиваться в колыбели на несколько месяцев раньше обычных младенцев. Ну а я не переворачивалась и вообще не проявляла никаких признаков особой одарённости. Дядюшка клянётся, что после этой статьи мать каждый день часами просиживала у моей колыбели, переворачивая меня, – она думала, что может меня научить".

На Сюзан всё детство обрушивались лавины больших материнских надежд. Она вспоминает, как её сравнивали с другими детьми и заставляли быть лучше их. Больше всего её раздражали сравнения с кузиной Мелиссой. " Мать постоянно соревновалась с моей тётей, – рассказывает Сюзан. – Всё, что было у кузины Мелиссы, должно было быть и у меня. Мы были одного возраста и ходили в одну школу. Меня беспрерывно таскали на уроки балета, фортепьяно, фигурного катания – куда только не таскали! – просто потому, что эти уроки брала кузина Мелисса. Мать приходила туда и подавала советы со стороны. У меня ничего не получалось, я была настоящий увалень. А Мелисса, конечно, была хороша во всём, и для моей матери это было просто " караул".

Мать старалась свести Сюзан и Мелиссу вместе, но, как легко себе представить, они не выносили друг друга. " Мне никак не удавалось объяснить матери, что я никогда не буду такой, как Мелисса. Во-первых, Мелисса была маленькая и изящная, а я высокая и ширококостная. Мелисса непрерывно говорила и смеялась, никогда ни в чём не бывая серьёзной. А я была тихая и застенчивая. Мелисса дружила со всеми вокруг, она была самой популярной девочкой в своём классе. У меня была пара подруг, и мы не вписывались в окружение Мелиссы. В шестом классе, когда мы начали ходить на совместные вечеринки с мальчиками, мальчишки дрались между собой, чтобы потанцевать с Мелиссой и её подругами. А со мной никто из них даже и говорить не хотел. В смысле общения я была по сравнению с Мелиссой " ноль". Я уверена, что она меня стыдилась".

Хотя у Сюзан было немало достоинств, они блекли по сравнению с популярностью Мелиссы, особенно в глазах её матери. " Училась я гораздо лучше Мелиссы, потому что она вечно филонила. Мать радовалась моим оценкам, но не могла понять, почему я не так популярна. Она постоянно мне бубнила, что я гораздо интереснее, чем Мелисса. Она заламывала надо мной руки, она заваливала меня советами.

– Ты должна больше улыбаться. Кто тебя заметит, если ты не улыбаешься? Убери волосы с глаз. Заправь блузку. Почему ты так тихо говоришь? Тебя не слышно. И постарайся не всегда выглядеть такой скучающей.

Мать делала попытки выстроить для дочери социальную жизнь. " Однажды я застала её на кухне с парой девочек, пришедших ко мне позаниматься, – она обсуждала с ними, кто мог бы быть мне подходящим парнем. Я была всего только в восьмом классе, а она уже беспокоилась. Я пришла в ужас, готова была её убить. Я поклялась, что никогда больше не буду с ней разговаривать, но долго злиться на неё не могла. Да и как было злиться, если она без конца повторяла, что делает всё ради меня, потому что хочет видеть меня счастливой? Я знала, что так оно и есть. И я не стала обижаться, как и в сотне других случаев, когда она вмешивалась в мою жизнь".

Мать страстно надеялась, что в старших классах у Сюзан всё пойдёт по-другому. Всё и пошло по-другому, но не так, как ожидала мать. " В старших классах было гораздо больше народу. Я подружилась с одной группкой девочек, которые мне по-настоящему нравились. Они не были самыми популярными в школе, но с ними я чувствовала себя уютно, меня принимали. А мать их всех возненавидела. Она обвинила их в том, что назвала моим " падением". Раньше я всегда училась на " отлично", а теперь появились четвёрки и тройки. Я перестала одеваться так, как хотела мать, и ходила в школу в потрёпанных джинсах и футболках, как и все мои подруги. Я перестала стараться войти в окружение Мелиссы. Приходя из школы, я ела то, что находила в холодильнике, и начала прибавлять в весе. Это стало для матери последней каплей. Этого она вынести не могла. Она стала пилить отца, чтобы переехать из этого района за город. Она говорила, что эта школа, куда я хожу, сделает из меня калеку на всю жизнь. К июню моего первого года в старших классах мы уже укладывались".

В то лето перед переездом мать взялась решительно переделывать Сюзан, собираясь сделать так, чтобы в пригороде у дочери всё было совершенно по-другому. " Для матери это был звёздный час, – улыбается Сюзан. – Она водила меня по магазинам, приговаривая " Нам нет преград", и я набила гардероб новыми шмотками. Она повела меня к врачу, и тот назначил диету, чтобы сбросить набранный мною лишний вес. Она заплатила за стрижку и укладку у лучшего в городе визажиста.

Всё лето материнские наставления шли сплошным потоком. Сюзан была рада избавиться от призрака Мелиссы и решила прислушаться к материнскому совету. " Я начала привыкать к мысли, что смогу переделать себя и прийти в новую школу совершенно другим человеком. Я подумала: может быть, на этот раз мать права".

Учебный год в новой школе Сюзан начала с большими надеждами. Но новое, очень просторное школьное здание, учителя и классы, полные незнакомых лиц, её пугали. Она чувствовала себя более одинокой, чем прежде, потому что была слишком застенчива, чтобы навязываться в друзья. Она бродила в одиночестве по коридорам этой новой школы и понимала, что, несмотря на все родительские старания, для неё ничто не изменилось. " Должна признаться, я была по-настоящему подавлена тем, как всё обернулось, – говорит Сюзан, тихо качая головой. – Поначалу, знаете, мне казалось, что всё будет по-другому. Но, видите ли, снаружи я, может быть, и выглядела прекрасно, а внутри был сплошной кавардак. Только уже далеко за двадцать я поняла, что это нормально – быть тем, кто есть, а вовсе не обязательно быть тем, кем хочет видеть меня мать. Но тогда я чувствовала себя ужасно".

В детстве Сюзан металась между самостоятельностью и уступчивостью. На неё постоянно обрушивались прямые и очень мощные внушения, что она недостаточно хороша. Мать старалась сделать из неё " набор качеств", отвечающий её собственным высоким стандартам. Она не умела поставить себя на место дочери с её истинными чувствами, с её прогрессирующей застенчивостью – реакцией на вечные сравнения с пользовавшейся всеобщей популярностью кузиной Мелиссой.

Неудивительно, что Сюзан, достигнув подросткового возраста, взбунтовалась. Зревшую внутри неё бурю она стала выражать пассивно-агрессивным поведением – толстела, меньше занималась, неряшливо одевалась, зная, что это вызовет раздражение у матери.

Сюзан не стала тем, чего от неё хотела мать, и это со временем начало настолько бросаться в глаза, что вся система семейных устоев зашаталась. Её растущая самостоятельность начала угрожать колоссальной потребности матери её контролировать, потребности, коренящейся в её хрупкой самооценке; хрупкой потому, что она зиждилась на достижениях дочери. Мать Сюзан снова встала " у руля", заставив семью переехать в другой район. Аргументировала она это пользой для Сюзан, а на самом деле целилась ее исправить, заставить ее снова " хорошо выглядеть", вместо того чтобы принять её такой, как есть. Однако же все свои проблемы семья привезла в багаже вместе с вещами. В новом районе для Сюзан ничего не изменилось. Она получила урок, что попытка жить согласно материнским " должна" – дорогостоящая попытка.

При всех различиях в деталях, истории Майкла и Сюзан объединяет нечто общее: оба они росли на арене, где нельзя падать и даже просто иметь проблемы. Оба знали, как важно для родителей, чтобы они " прилично выглядели", и потому очень старались им угодить.

Для таких родителей, как родители Майкла и Сюзан, жизненно важно, чтобы их дети имели достижения и хорошо себя рекомендовали. Существенно важно, чтобы они " хорошо выглядели". Спору нет, большинство родителей радуются достижениям своих детей и способствуют их успехам. Но если наши родители любят нас безмерно, наши успехи и провалы становятся для них причиной страшного беспокойства.

Если окружающие нами не восхищаются, родители расстраиваются. Если наши таланты остаются незамеченными, они начинают вмешиваться, не зная меры. Они хотят " починить", что не так, и сделать, чтобы мы снова " хорошо выглядели". Это общий семейный заговор. Мы – хранители семейных тайн, скрывающие наши подлинные мысли и чувства. Улыбнись маме с папой! " Выгляди хорошо" – ради нас.

В детстве мы приучаемся понимать, что, когда мы " не смотримся", наши родители недовольны. Они бранят нас. " Ты не можешь этого делать! ", или " Как это будет выглядеть? ", или " Не говори так! Что подумают люди? ". Когда мы хихикаем и смеёмся, нам велят успокоиться и перестать вести себя так глупо.

Мы приводим доводы за свою самостоятельность, и они смотрят на нас с удивлением. " Пожалуйста, – говорят они, – будь тем, кем хочешь, но разве обязательно кричать об этом на весь мир? Мы любим тебя таким, какой ты есть, но разве обязательно тёте Салли знать, что ты провалил математику? " Большой привет от безоговорочной любви и поддержки.

Один из факторов формирования нашей личности в детстве – приспособление к окружающей среде. Если среда нас поддерживает и питает, если она гибка, мы обретаем свободу выражать свою индивидуальность. Но если она жестка, если многого требует и накладывает строгие условия, нам приходится подгонять своё поведение под потребности окружающих. Мы подменяем своё истинное " я" подставным, более приемлемым для наших родителей, чья любовь и одобрение нам необходимы позарез. По сути дела, мы поступаемся собой и становимся тем, чего от нас хотят родители.

Это подставное " я" – маска, притворство. И всё же оно очень убедительно. Оно обманывает многих. Оно обманывает нас самих.

Подставное " я" может принимать много обличий: " жертва", тихоня, простак, бунтарь, критик. Для тех, кто жил в детстве под постоянным родительским давлением, наиболее часто встречающейся адаптацией подставного я является г-н Совершенный", на втором месте – постоянно пребывающий в состоянии депрессии и фрустрации " г-н Непонятый". У всех наших масок одно общее: они призваны прикрыть те стороны нашей личности, которые мы считаем неприемлемыми для окружающих.

Чтобы понять себя, нам надо понять наше прошлое. Когда мы почувствовали неприязнь к тем или иным сторонам себя? Как создали мы " подставное я" для самозащиты? Для ответа на эти вопросы надо заглянуть в прошлое, в начальные годы нашей жизни.

С момента рождения и примерно к трём годам ребёнок переходит из той фазы, когда он не различает границ между собой и матерью, к той, когда он начинает осознавать себя как отдельное и целое, с талантами и чертами характера, принадлежащими ему и только ему. Это называется обособлением и индивидуализацией, и это процесс как физический, так и эмоциональный.

Родители могут способствовать или препятствовать этому процессу. Если ребёнка принимают и поддерживают, пусть не всё время, но хотя бы большую часть жизни, он чувствует, что открывать своё истинное " я" миру безопасно. Он понимает: " Быть собою – нормально" и " Меня любят таким, каков я есть".

Однако, когда родительская любовь чрезмерна, процесс обособления внушает родителям болезненное состояние тревоги. Потребности детей входят в конфликт с потребностями родителей. Потребность детей в спонтанности и индивидуализации ставит под угрозу родительскую потребность контролировать. Родитель ощущает постоянное и неодолимое желание прекратить такое неправильное поведение и продолжать осуществлять строгий контроль. В результате зарождающееся чувство самосознания оказывается под угрозой.

Спору нет, иногда хорошо, что наше поведение формируют и контролируют. Не все наши детские порывы разумны и отвечают нашим интересам. И тем не менее, данная родителям власть формировать наше поведение так, чтобы мы становились цивилизованными людьми, способными жить в обществе, – это та же самая власть, которую можно употребить во зло: чтобы лишить нас независимости и заставить отвечать совершенно нереалистическим запросам.

Самое мощное и разрушительное орудие формирования детского поведения заключено в отказе любить. Самый большой страх, живущий в любом человеческом существе, – страх быть покинутым. В ранние годы чувство одиночества равносильно смерти. Отказ в любви может быть воспринят как одиночество. Чтобы этого избежать, дети пойдут на всё, вплоть до потери собственной личности. В качестве защитной реакции на этот страх они постараются отвечать родительским ожиданиям. Если им велят никогда не плакать, они постараются не плакать. Если им велят не огрызаться и не оправдываться перед родителями, они научатся подавлять свои чувства. Если они ощущают больше любви к себе тогда, когда приносят домой сплошные пятёрки, или попадают в спортивную команду школы, или играют без ошибок музыкальную пьесу, они приучатся к мысли, что для того, чтобы их любили, надо хорошо себя зарекомендовать.

Несмотря на то, что уже в три года мы можем осознать, что являемся чем-то отдельным от мамы, процесс обособления и индивидуации продолжается всю жизнь. Наш опыт и переживания усиливают или ослабляют чувство собственного " я". Естественные эмоции и порывы могут так или иначе подавляться. Если нас больше всего ценят за какие-то особые таланты или конкретные способности, а не просто за то, что мы " вот такие люди", мы приучаемся отказываться от тех своих состояний или чувств, которые " не смотрятся" достаточно хорошо, чтобы срывать аплодисменты. Мы приучаемся " хорошо выглядеть".

" Хорошо выглядеть" – вовсе не то же самое, что проявлять уверенность в себе. Это способ защищаться – маска, скрывающая наше истинное лицо и наши истинные чувства, происходящая от усвоенных нами и сделанных своими желаний и требований наших родителей. Надевая на себя эту маску уже взрослыми, мы предохраняем себя от глубокой обиды, напоминающей нам о той первой боли, которую мы ощутили в детстве, когда нас не приняли до конца те, кого мы глубоко любили и в ком нуждались. Многие взрослые сегодня могут живо описать случаи из своего прошлого, когда потребность в " фальшивом я", приемлемом для родителей, оборачивалась такими последствиями, которые им никогда не забыть.

Кевин: " В детстве нам никогда не позволяли носить джинсы. Мать считала, что это неприлично. Мы с ней спорили о каждой одёжке, что я надевал. Бывало, спущусь в столовую, одетый для семейного рождественского ужина, она окинет меня взглядом и скажет:

– Ах, Кевин, тебе надо пойти переодеться. Что это за брюки на тебе! Ты ведь не хочешь поставить меня в неловкое положение перед тётей Джуди? Когда я стал постарше, я начал отказываться, и тогда вступал отец:

– Да ладно, Кевин. Ну я тебя прошу. Ты же не хочешь, чтобы из-за тебя мама заболела.

Чушь какая-то. Мама заболеет из-за моей одежды, ага... Но кончалось тем, что я надевал то, что она хотела".

ДЖО: " Я приехал домой на весенние каникулы и решил зайти к отцу на работу. Он устроил мне экскурсию, представил своим сотрудникам.

" Это мой сын Джо, – говорил отец. – Он работает над магистерской диссертацией".

Он повторял эти слова всем, с кем меня знакомил, снова и снова. Для большинства людей в этом нет ничего особенного, но надо знать моего отца. Недостаточно быть просто Джо – я должен был быть " Джо Такой-то". Я должен был иметь какие-нибудь достижения или создавать что-либо значительное. Иначе я не отвечал его требованиям".

Сэнди: " Мои родители не позволяли мне писать в школьных медицинских анкетах, что у меня эпилепсия. Она у меня в очень слабой форме, подавляемой лекарствами, но и при этом они не хотели, чтобы кто-либо знал. Они говорили, что тогда все будут относиться ко мне по-другому. Я думаю, они защищали себя или просто стыдились, что произвели на свет такое " ущербное" дитя, или ещё что-нибудь в этом роде. Я часто задумываюсь, что было бы, если бы у меня случился припадок в школе? Кто бы тогда знал, что со мной происходит? Трудно поверить, чтобы родители могли идти на такой риск, но они шли".

Кинт: " Вы не можете себе представить, что началось у нас в доме, когда я решила не поступать в колледж, а идти работать. Сначала я сообщила эту новость матери. Она заперлась у себя в спальне, а позже я слышала, как она рассказывала отцу. Это звучало так, как если бы она говорила: " О, Стенли, наша дочь умерла. За что нам такое? " Потом я два года слушала, как она сообщает знакомым, что я подаю документы в разные колледжи. И вдруг я сама начинаю говорить всем родственникам и знакомым то же самое, – а ведь чёрта с два я собиралась снова когда-нибудь идти учиться! "






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.