Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1. Риски в логистике и направления их минимизации






Логистическая система в любой практической реализации — от процесса перемещения грузов до процессов товародвижения в рыночном пространстве — охватывает множество разнородных элементов, функционирование которых находится под влиянием различных факторов и сопряжено с определенным риском. Одним из принципов логистики является надежность, что означает необходимость сведения к минимуму или полной нейтрализации риска функционирования логистической системы.

Риск — основное понятие страхования. Под риском понимается вероятность наступления страхового случая. Риск и страховой случай аналогичны понятиям теории надежности, где надежность есть вероятность наступления отказа или вероятность безотказной работы системы.

Риск логистической системы как составной части предпринимательства включает следующие элементы:

- коммерческий риск - выражается в срыве поставок или недопоставке продукции, нарушениях сроков поставки, невы­полнении финансовых обязательств, потере части дохода (при­были) вследствие нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т. п.;

- риск утраты имущества – связан с неблагоприятными природными условиями, включая стихийные бедствия;

- риск, обусловленный хищениями и кражей товарно-матери­альных ценностей, включая угон транспортных средств;

- экологический риск - выражается в ущербе окружающее среде, например, при транспортировке или хранении продукции;

- риск возникновения гражданской ответственности в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности;

- технический риск - связан с эксплуатацией технические средств логистической системы.

Основными причинами возникновения риска являются три фактора внешней среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенностью, случайностью, противодействием, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и - если возможно - снижать, уменьшать и предотвращать.

Неопределенность рассматривается как сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на результирующие показатели логистической деятельности. Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и в большинстве случаев возникают под воздействием факторов внешней среды. Противодействие - намеренное сопротивление обстоятельствам и участников логистического процесса его выполнению.

Для снижения значимости негативных явлений (рисков) обычно создается система " управления риском", которая включает ряд видов деятельности – таких, как идентификация риска, оценка рисков и определение ущербов.

Идентификация риска означает выявление источников риска, их видов и возможного ущерб. К наиболее распространенным относят логистические риски, связанные с выполнением соответствующих функций: производства, хранения, маркировки и упаковки, консолидации и разукрупнения, транспортировки различными видами транспорта, документирования, расчетов, распределения и т.д.

Риски, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном перевозочном средстве, включают пожары, дорожно-транспортные происшествия, угон или пропажу транспортного средства, взрывы, повреждения при погрузке, укладке, выгрузке, приеме товара; утрату или повреждение тары, упаковки, утрату или неправильное оформление документов, халатность персонала и т.д.

К рискам, воздействующим на грузы извне, относят ДТП, климат, запреты властей, неплатежеспособность или банкротство субподрядчиков, ошибки в оформлении процедур платежей, задержка в пути, утрата или повреждение груза при хранении, складировании и других операциях на складах и при подготовке к транспортировке, высокая концентрация груза, низкий уровень квалификации работников и т.п.

Риски, воздействующие на внешние объекты из-за происшествий с грузом, включают жертвы аварий, несчастных случаев, ожидание выполнения операций, повреждение собственности подрядчика, повреждение чужого имущества, таможенные риски и т.д.

К прочим риски можно отнести затраты на спасение, ликвидацию последствий аварий, затраты на сюрвейера или юриста и другие необходимые затраты.

Эксперты или специалисты могут идентифицировать возможные риски до их появления. Важно выделить влияющие на величину риска факторы. К ним относят: вид товара и его упаковку; средство транспортировки (вид транспорта, число транспортных средств и их характеристики); сроки и продолжительность транспортировки и транспортные пути и т.п.

Идентификация риска позволяет впоследствии получить количественную и качественную оценку риска - оценка вероятности наступления опасности, прогнозирование вероятного уровня потерь по стоимости или в натуральном измерении. Полученные оценки позволяют разработать организационно-технические мероприятия для предотвращения (контроля) риска с целью минимизации ущерба и регулирования убытков.

Риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном выражении, если ущерб поддается измерению в денежной форме. В относительном выражении риск определяется величиной возможных потерь, отнесенной к любой базе: имущество предприятия; общие затраты ресурсов; ожидаемый доход (прибыль).

Способность управлять рисками, т.е. снижать, компенсировать и предотвращать потери, определяется после выявления характера риска и получения его количественных и качественных оценок. При оценке рисков применяются несколько основных подходов и множество методов.

Согласно теоретическому подходу риск рассчитывается:

- на основе логических рассуждений, эмпирически - путем экстраполяции прошлых ситуаций и прогнозирования их на будущее;

- на основе статистики - путем изучения статистики потерь с установлением частоты появления определенных уровней потерь;

- экспертно - на основе оценок и информации, полученной от экспертов;

- расчетно-аналитически - путем построения кривой распределения вероятностей потерь.

Выбор методов оценки риска чаще всего связан с обстоятельствами и необходимой точностью оценок ущербов (прибылей) от невыполнения договоров, сделок и других операций.

Разнообразные методы оценки риска - от простейших, позволяющих сориентироваться в сложившейся ситуации, до современных математических методов - позволяют получить точные количественные оценки с прогнозируемой динамикой.

Результаты оценки, как правило, позволяют в дальнейшем принять решение о мерах компенсации, снижения или предотвращения логистического риска, в основе которых лежат существующие и постоянно модифицируемые методы. В их числе:

1. Диверсификация - распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала в логистические системы, которые непосредственно не связаны между собой, что способствует снижению риска и уменьшению потерь.

2. Передача риска (снижение риска) - передающая сторона (трансфера) передает риск принимающей стороне (трансфери) на основе заключения контракта.

3. Лимитирование - установление предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.

4. Страхование - передача или распределение рисков, возникающих у одного лица, между рядом лиц.

5. Устранение риска - отказ от некоторых видов деятельности, связанных с риском.

Минимизация рисков, возникающих в логистических системах, основывается на ряде организационно-экономических мероприятий, целенаправленно и превентивно уменьшающих вероятность возникновения рисков:

- наличие достоверной, своевременной и полной информации;

- управленческие воздействиях в ЛС, снижающие вероятность возникновения рисков и уменьшающие их негативные последствия.

- использование нормативных материалов - для правильного реагирования на возникновение рисковых ситуаций;

- наличие развитой логистической инфраструктуры: транспортной и информационной;

- страхование процессов транспортировки, складирования, грузопереработки.

- предотвращение дальнейшего ущерба от рисков.

Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть уменьшены посредством:

- эффективной работы персонала, занятого в логистическом процессе;

- прямого страхования логистических рисков специализированными страховыми компаниями. Взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования. Договор страхования предусматривает две стороны: страхователь — участник логистического процесса, например владелец товаров (грузов) или транспортных средств, и страховщик - юридическое лицо, принимающее на себя те или иные риски. Согласно договору страхования, страхователь уплачивает так называемые страховые премии страховщику, а последний возмещает ущерб в случае наступления страхового события.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.