Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика начального обучения русскому языку как педагогическая наука






Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.).

Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.

Задачи:

Зачем учить? Цели обучения (цели, которые ставит сам ученик).

Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.

Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.

Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.

Методические основы: философская теория познания (гнесеология), диалектический материализм, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.

Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения.

Основные разделы методики:

Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа — это его оружие в борьбе за освобождение, за политическое сознание, за культуру. Общепризнанны огромные успехи методики обучения грамоте в СССР.

«Методика чтения». Задача предмета «Чтение» в начальных классах, как известно, состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.

«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков — когда нет еще достаточной грамматической основы.

«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения — анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Методика должна также обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса, их связной речи.

Связь с другими науками: лингвистика, психология, педагогика (принципы).

Русский язык как учебный предмет. Программы, УМК. Цели обучения русскому языку, содержание программ и планируемые результаты обучения русскому языку. Сравнительный анализ двух УМК по русскому языку.

Учебный предмет – это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности.

Цели: 1. Познавательная (формирует у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формир. На этой основе знаково символического и логического мышления учеников – анализ, сравнение, обобщение)

2. Социокультурная (формирование коммуникативной компетенции)

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе оп­ределяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая людей в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настрое­ний (эмоциональная сфера). Умения и навыки в области родного языка являются необходимым условием и средством учебного тру­да учащихся.

Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребенка, на успеш­ное усвоение знаний по всем предметам.

Основной задачей начального обучения русскому языку явля­ется организация регулярного, интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка.

Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах состоят:

1. в развитии устной и письменной речи — в связи с чтени­ем, письмом, с изучением грамматического материала, с наблю­дениями, с общественной деятельностью учащихся;

2. в обучении детей грамоте в Iклассе, т.е. элементарному правильному и осознанному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений;

3. в изучении литературной нормы — грамматически, орфог­рафически и пунктуационно правильного письма, орфоэпически правильного произношения и овладения выразительностью речи;

4. в изучении теоретического материала по грамматике, фо­нетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;

5. в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грам­матики, в овладении ими умением воспринимать литературное про­изведение, в овладении читательскими умениями.

Содержание и объем учебного предмета «Русский язык» опре­делено программой — государственным документом, обязательным для выполнения; программа также указывает требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Программа начальной школы по русскому языку состоит из трех разделов:

· «Обучение грамоте и развитие речи»;

· «Грамматика, правописание и развитие речи»;

· «Чтение и развитие речи».

Помимо этого она содержит подразделы: «Внеклассное чтение, Чистописание».

Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребенок учится расчленять речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и зву­ки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует раз­витию фонематического (речевого) слуха, т.е. умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идет обучение письму. Важно в это время научить детей правильно писать буквы, чи­тать и списывать с печатного и письменного текстов, писать под диктовку и т.д.

Чтение и развитие речи имеет своей задачей сообщение на­чальных сведений по литературе, формирование и совершенство­вание навыка правильного, беглого, сознательного и выразитель­ного чтения.

Умение читать служит воспитанию нравственных качеств лич­ности, познанию окружающего мира. В целях достижения главной цели учитель обучает детей приемам, позволяющим воспринять и понять читаемое, а также выразить свое понимание и отношение к произведению. Классная работа по чтению углубляется и расширя­ется на уроках внеклассного чтения.

Внеклассное чтение имеет своей задачей организацию самосто­ятельного чтения, обучение приемам работы с книгой.

Грамматика и правописание основной своей целью ставят оз­накомление с элементами всех разделов языкознания, усвоение деть­ми самых необходимых грамматических понятий, овладение уме­ниями, основанными на орфографических и пунктуационных пра­вилах.

Следует добиваться, чтобы дети поняли и закрепили сведения о языке, приобрели путем упражнений умения применять знания на практике, пользовались в своей речи элементами литературного языка. При обучении грамоте, чтению и грамматике особое место поэтому занимает работа по развитию речи.

Развитие речи предполагает выработку умений и навыков ус­тной и письменной речи.

Дети должны научиться владеть устной и письменной речью. Большое внимание уделяется культуре речи. Специальных уроков по развитию речи не предусматривается, в связи с этим такая ра­бота присутствует на всех уроках по языку.

В настоящее время Министерством образования РФ для начальной школы рекомендовано несколько УМК. Рассмотрим особенности некоторых из них.

1. УМК «Школа России» Авторский коллектив: В.Г. Горецкий и др. «Русская азбука». Л.М. Зеленина и др. «Русский язык». Л.Ф. Климанова и др. «Родная речь». Главная концептуальная идея комплекта, сформулированная авторами: «Школа России должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития». В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все то, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы. Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностно- развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование. Цели обучения русскому языку: духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи. Основные особенности построения программы: изучение языка в единстве всех его сторон (фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса), постепенное нарастание трудностей в предъявлении учебного материала, постоянный возврат к уже изученному, но на новой основе (принцип концентризма), проблемно- поисковый подход в организации обучения, развитие творческих способностей ребенка, ежедневная работа над обогащением его речевой практики.

2. УМК «Гармония» Авторский коллектив: М.С. Соловейчик и др. Букварь (в 2-х частях) М.С. Соловейчик и др. Русский язык. К тайнам нашего языка. О.В. Кубасова. Литературное чтение. Мои любимые страницы. Особенности комплекта: преодоление объективно сложившегося в конце ХХ начале ХХI вв. противоречия между традиционной и развивающей системами в начальном образовании на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению педагогических и методических проблем; воплощение основных направлений модернизации школьного образования; обеспечение условий для формирования у младших школьников основ учебной деятельности. Общая характеристика программы по русскому языку: цель обучения – осознание ребенком себя как языковой личности и формирование у него на этой основе уважения к языку и себе как его носителю. Осуществление коммуникативного подхода в изучении языка; обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития орфографической зоркости и орфографического самоконтроля; расширение круга сведений о способах выполнения языковых и речевых действий; введение в программу сведений по культуре речи; развитие речи детей путем знакомства 23 их с конкретными стилями и жанрами (записки, письма, поздравления, загадки, дневниковые записи, воспоминания, словесные зарисовки и др.); тщательный отбор и проработка дидактического материала в учебниках.

3. УМК «Школа – 2100» Авторский коллектив: Е.В. Бунеева и др. Моя любимая азбука. Р.Н. Бунеев и др. Учебники по чтению из серии «Свободный ум». Е.В. Бунеева и др. Русский язык. Педагогические принципы, положенные в основу комплекта: личностно- ориентированные (адаптивности, развития, комфортности); культурно- ориентированые (картины мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип); деятельностно-ориентированные принципы (обучения деятельности, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития), опора на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Особенности программы по русскому языку: формирование орфографической зоркости детей на основе целенаправленной работы над составом слова, его лексическим значением в сочетании со звуко-буквенным анализом; введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм; состав слова и лексика – «сквозные» темы курса; увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации; сведения о частях речи вводятся раньше – в период обучения грамоте; изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного обучения; выдержан единый подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.

4. УМК «Перспективная начальная школа» Авторский коллектив: 24 Агаркова Н.Г. и др. Азбука Чуракова Н.А.и др. Русский язык. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной работы с работой в малых группах, коллективной работой позволяют создать педагогические условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика. Основное содержание системы «Перспективная начальная школа»: формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале из таких областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществоведение, экономика, искусство, физическая культура. Преподавание каждого предмета базируется на интерактивной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

5. Образовательная система обучения Л.В. Занкова Авторы учебников: Н.В. Нечаева и др. «Азбука» В.Ю. Свиридова и др. «Литературное чтение» Н.В. Нечаева и др. «Русский язык».

6. «Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» Авторы учебников: В.В. Репкин «Букварь» Н.Г. Агаркова. Письмо. Тетрадь для 1 класса. В.В. Репкин. Русский язык.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.