Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы работы над текстом






При работе с любым текстом (печатным/ звуковым/ видео) можно выделить три основные этапа работы: дотекстовый (предтекстовый), текстовый и послетекстовый.

Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Дотекстовый этап (этап антиципации)

Цели:

- определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения;

- создать необходимый уровень мотивации у учащихся;

- сократить уровень языковых и ре­чевых трудностей;

- предотвратить трудности, связанные с содержанием текста;

- развивать языковую догадку учащихся.

На данном этапе можно предложить следующие направления работы, упражнения и задания для учащихся:

1. Работа с заголовком.

По заголовку можно попросить учащихся определить: тематику текста, перечень поднимаемых в нём проблем, ключевые слова и выражения и т.д. Можно задать вопрос, почему текст называется именно так. Если текст не имеет названия, то можно дать задание после прочтения предложить свое название и аргументировать свой выбор.

2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора (если он указан). Примерные вопросы к учащимся:

- Что вы знаете об этом авторе? Читали ли вы его произведения?

- К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

- Кто, по-вашему, будет главным героем, его профес­сия, национальность?

- Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. Примерные вопросы к учащимся:

- Посмотрите на картинку и скажите, о чем будет текст.

- Просмотрите видеосюжет и скажите, о чем будет текст.

- Разгадайте кроссворд, ключевое слово будет название текста.

- Прослушайте перед чтением фонозапись о том же событии, но в описании другого автора и скажите, о чем будет текст.

- Предварять чтение изучением таблиц, схем, терминов.

4. Ознакомление с новой лексикой и определение тематики/ проблематики текста на основе языковой догадки. Примерные задания для учащихся:

- Чтение за учителем написанных на доске незнакомых слов, а также имен собственных, географических и исторических названий с целью снятия фонетических трудностей.

- Предъявление новых слов, содержащих известные словообразовательные элементы, а также интернациональных слов, о значении которых учащиеся могут догадаться.

- Ознакомление с имеющимися в тексте фразеологизмами и словами, употребляемыми в переносном значении.

- Предъявление новых слов с дополнительной задачей – не только снять языковые трудности, но и определить основную идею текста.

- Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чём этот текст.

- Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.

- Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

- Предваряющая чтение беседа учителя (что вы знаете/помните о …).

- Предварительное чтение текста на аналогичную тему с целью повторения лексики и необходимых выражений (для быстрых видов чтения).

Текстовый этап.

Цели:

- проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;

- продолжить формирование и совершенствование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания для учащихся:

1. Найди/выбери/прочти/соедини/вставь:

* ответы на предложенные вопросы;

* подтверждение правильности/ ложности утвержде­ний;

* подходящий заголовок к каждому из абзацев;

* подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте;

* предложения со следующими словами/грамматическими явлениями/идиоматическими выражениями и т.д.;

* глаголы/прилагательные/эпитеты и другие тропы, используемые автором при описании...;

* описание внешности/места, события/отношения кого-то к чему-то и т.д.

2. Догадайся:

* о значении слова по контексту;

* какой из предложенных переводов/ какая дефиниция наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;

* как будут развиваться события во второй главе/ части текста.

Послетекстовый этап

Цели:

- проконтролировать понимание прочитанного;

- использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания для учащихся:

- Опровергни мои утверждения или согласись с ними.

- Ответь на вопросы.

- Исправь фактические ошибки в предложениях из текста.

- Расположи предложения в логической последовательности.

- Докажи, что...

- Охарактеризуй....

- Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.

- С каким из данных выражений был бы не согласен автор.

- Составь план текста, выделив его основные мысли.

- Расскажи текст от лица главного героя /злодея /на­блюдателя /сплетника /журналиста и т.д.

- Кратко изложи содержание текста /составь аннота­цию к тексту /дай рецензию на текст и т.д.

- Подумай, что могло бы случиться, если бы... При­думай новый конец текста.

- Придумай новое название.

- Подбери/ отбери пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.

- На основе ситуации текста напиши собственный текст в другом жанре.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.