Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приоритеты и экономические механизмы государственного регулирования системы здравоохранения региона






1. Сущность инновационного развития системы здравоохранения региона

Сущность инновационного развития системы здравоохранения региона заключается в создании и использовании инноваций в системе здравоохранения как в области профилактики и лечении заболеваний, так и в области социально-экономического развития учреждений здравоохранения, их организационно – управленческой деятельности в плане ориентации государственной политики в сфере здравоохранения на комплексный подход к охране здоровья населения, на расширение диапазона медицинских услуг и их принципиальное качественное улучшение в целях увеличения продолжительности жизни граждан, укрепления их здоровья, повышение работоспособности, а следовательно улучшение качества трудовой деятельности.

 

2. Специфика организации и управления инновационной деятельностью в здравоохранении

Спецификой здравоохранения является то, что она тесно связана с другими сферами общественной жизни. Технические и социальные инновации в любой из отраслей, смежных со здравоохранением, неизбежно повлекут изменения и в здравоохранении. Поэтому внедрение инноваций требуется не только на уровне самого медицинского учреждения, но в первую очередь на уровне государства в целом посредством реализации государственной инновационной политики в сфере здравоохранения.

 

3. Классификация инноваций в системе здравоохранения региона

Спецификация организации и управления инновационной деятельностью в здравоохранении, определение ключевых направлений и приоритетов ее развития отражаются, в том числе и через классификацию инноваций. Проведенное исследование показало, что несмотря то, что к проблеме классификации инноваций обращалось достаточно большое количество как зарубежных, так и отечественных исследователей, результатом чего является разработка десятков классификаций инноваций на основе различных подходов, в существующих работах практически отсутствуют целостные классификации инноваций в сфере здравоохранения. Поэтому целесообразно выстроить классификацию на основе как известных, адаптированных нами к сфере здравоохранения, так и предлагаемых нами признаков:

- характер удовлетворяемых потребностей (удовлетворяющие существующие потребности, создающие потребности);

- роль в лечебном процессе (обеспечивающие (инновации в сфере организации здравоохранения, инновации в сфере подготовки мед персонала, инновации в сфере средств диагностики, инновации в сфере средств мониторинга заболеваний, инновации в сфере фармацевтики, инновации в сфере производства средств медицинского назначения), медицинские инновации (медицинские инновации в сфере профилактики заболеваний, диагностические инновации, связанные с изобретением новых способов диагностики, инновации в хирургической технике, инновации в сфере консервативного лечения, внедрение нано технологий в лечебный процесс и тд.);

- сфера проявления (продуктовые (новые услуги здравоохранения), процессные (новые методы, способы и способы диагностики, лечения и профилактики заболеваний), организационно-управленческие (новые методы организации труда медицинского персонала, организации приема пациентов, схемы и методы управления и тд.), маркетинговые (новые приемы и методы маркетингового сопровождения услуг здравоохранения), экономические, обеспечивающие внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности учреждений здравоохранения; информационно-технологические, направленные на автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков в сфере здравоохранения; социальные, направленные на повышение доступности услуг здравоохранения для населения);

- степень новизны (радикальные (принципиально новые услуги здравоохранения, методы и средства лечения), революционные (связаны с появлением новых методов (способов, приемов) профилактики, диагностики и лечения на базе имеющихся препаратов (оборудования) или новых комбинаций их применения), инкрементальные (использование новых лекарственных средств и технических систем), конкурентоспособных по цене и основным параметрам медицинской эффективности);

- сила воздействия (точечные (реализуемые в масштабах учреждения здравоохранения) и системные (реализуемые в масштабах той или иной системы здравоохранения);

- характер проявления эффекта для учреждения здравоохранения (запаздывающие, современные, опережающие);

- приоритетность и специфика внедрения (инновации-лидеры, инновации-последователи, «терпящие» инновации);

- сроки полезного использования (до 1 года, от 1 года до 5 лет, свыше 5 лет);

- источник инициирования инновации (инициированные вышестоящими органами управления, инициированные учреждениями здравоохранения на основе собственных разработок, изучения мнения пациентов, в результате конкурентного давления).

Учет новых классификационных признаков позволяет учреждениям здравоохранения более обосновано выстраивать собственную инновационную политику.

 

4. Классификация и характеристика факторов инновационного развития учреждений здравоохранения региона

Под фактором понимается условие, причина или параметр, влияющие на характер и интенсивность инновационного развития учреждения здравоохранения.

Факторы инновационного развития учреждений здравоохранения регионов подразделяют по определенным признакам.

По признаку длительности воздействия факторы делятся на долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные оказывают долговременное влияние на уровень инновационного развития (глобализация, эффективность государственной инновационной политики и т.д.).

Краткосрочные – влияют на уровень инновационного развития в течение небольшого промежутка времени (колебания рыночного спроса на те или иные виды услуг здравоохранения, получение краткосрочных преимуществ и т.д.).

По признаку среды воздействия выделяют внешние объективные, внешние субъектиные и внутренние (контролирующие) факторы.

К внешним объективным фактором относятся экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность учреждений здравоохранения, нарастающее воздействие НТП, глобальные структурные сдвиги в экономике.

Внешние субъективные факторы характеризуются государственной инновационной политикой, тенденциями развития российской экономики, характером конкуренции на конкретных рынках медицинских услуг, изменением потребительского спроса, уровнем бюрократизации и коррупции.

Внутренние факторы характеризуются научно-техническим, маркетинговым, техническим, кадровым потенциалом, финансовыми и информационными ресурсами, мотивированным руководством и способностью менеджмента учреждения здравоохранения к инновационному развитию.

По источникам возникновения факторы подразделяют на:

- социальные (социально-демографические, социально-культурные, социально-образовательные, социально-психологические);

- экономические (возможность и способность учреждения здравоохранения по финансированию инновационного развития);

- организационно-управленческие (инновационные способности менеджеров, их умение создать эффективную систему управления инновационным развитием учреждения здравоохранения);

-научно-технические (формирующие научно-технический потенциал).

По характеру влияния различают сдерживающие и стимулирующие факторы.

Сдерживающие факторы характеризуются неблагоприятной институционной средой, недостатком ресурсного обеспечения, отсутствием полной и своевременной информации о медицинских инновационных технологиях, децентрализацией системой управления инновационным развитием здравоохранения, временным разрывом между НИР и НИОКР и их практической реализации, недостаточностью быстрого насыщения сферы здравоохранения информационно-коммуникационными технологиями, высоким уровнем бюрократизации и коррупции.

Стимулирующие факторы характеризуются государственной политикой по развитию здравоохранения, благоприятной институциональной средой, высоким научным потенциалом, осуществлением подготовки и закрепления классифицированных кадров в отечественной медицинской науке.

По степени возникновения выделяют определяющие, существенные, оказывающие умеренное влияние факторы. Определяющие факторы характеризуются определенным влиянием на уровень инновационного развития.

По характеру меж факторного взаимодействия выделяют следующие факторы:

- независимые (государственная инновационная политика, управленческий потенциал учреждения здравоохранения);

- взаимосвязанные (качество образование, кадровый потенциал учреждения здравоохранения).

По характеру проявления выделяют фактора прямого воздействия и косвенного воздействия. Первые характеризуются мерами прямого регулирования инновационного развития учреждений здравоохранения. Инновационным потенциалом учреждений здравоохранения. Косвенное воздействие характеризуется институциональным регулированием инновационного развития учреждений здравоохранения.

По степени предсказуемости различают случайные и закономерные факторы.

Случайные факторы характеризуются изменением конъюнктуры рынка медицинских услуг, получением незапланированных преференций.

Закономерные характеризуются эффективной государственной политикой, институциональной средой и ростом экономики.

5. Управление инфраструктурой медицинских организаций

В современных условиях глобализации бизнес-процессов необходимы инновационные подходы к организации и управлению работой лечебно-профилактических учреждений. К важнейшей области управления деятельностью медицинских учреждений относится управление их инфраструктурой, которая представляет собой систему обеспечения нормального состояния ресурсов, которые участвуют в процессе оказания медицинских услуг.

Актуальность решения вопросов, относящихся к управлению инфраструктурой мед. учреждений, объясняется следующим:

- тесной зависимостью результатов ее функционирования от уровня инфраструктурного обеспечения процесса оказания медицинских услуг;

- высоким удельным весом расходов на инфраструктуру в общих издержках организаций здравоохранения;

- наличием значительных резервов повышения эффективности функционирования инфраструктуры и возможностей рациональной ее организации.

В рамках лечебного учреждения инфраструктура представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных статических и динамических систем, таких как: здания и сооружения с прилегающими территориями; системы обеспечения комфорта, поддерживающие необходимую температуру, давление, влажность; и так далее. Таким образом, инфраструктура способствует осуществлению основного технологического процесса – оказанию мед услуг.

Изменение свойств инфраструктуры может быть реализована по следующим причинам:

- изменение состояния окружающей среды;

- смена жизненного цикла технологии «основного производства»;

- окончание жизненного цикла самой инфраструктуры;

- усовершенствование инфраструктуры.

В процессе развития здравоохранения новые методики лечения требуют соответствующих изменений зданий, сооружений – инфраструктуры, - для внедрения новой техники. Таким образом, чрезвычайное разнообразие инфраструктуры лечебных учреждений и ее модернизация требует от персонала достаточно глубоких универсальных знаний в области эксплуатации этой самой инфраструктуры.

На данный момент руководителями инфраструктурных являются специалисты, имеющие определенную инженерную подготовку, однако этого не достаточно для решения технологических, технических, управленческих задач, связанных с эксплуатацией инфраструктуры.

В рамках управления инфраструктурой мед организаций актуальность приобретает проблема частичной или полной передачи функций инфраструктурного обеспечения сторонними организациями, где необходимо проведение сравнительного анализа совокупных издержек при выборе варианта обслуживания. Однако минимизация издержек не должна приводить к ухудшению качества и объема предоставляемых инфраструктурных услуг. Также следует ориентироваться на жизненный цикл мед технологий.

 

6. Направления совершенствования государственного управления развитием системы здравоохранения в регионе

Качество и результативность медицинской помощи в целом по России в настоящее время нельзя признать удовлетворительным. Это связано с невысоким уровнем государственного финансирования здравоохранения, чрезмерной загруженностью врачей второстепенной работой, которую должен и может выполнять средний медицинский персонал, а также низким уровнем качества управления в социальном комплексе в целом и в здравоохранении в частности. Низкая восприимчивость современного менеджмента в здравоохранении к социальным и управленческим инновациям является, на наш взгляд, одной из основных проблем, затрудняющих формирование адекватного сегодняшним вызовам сбалансированного социального комплекса. Задача выхода РФ на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктует новые требования к системе управления здравоохранением, использование и внедрение инновационных управленческих технологий. Основная проблема заключается в том, что система здравоохранения, механизмы ее существования и развития остались старыми или были разрушены, не будучи замещены другими.

 

7. Структура современного рынка медицинских услуг

 

8. Основные принципы развития рынка медицинских услуг

Можно выделить основные принципы развития рынка медицинских слуг:

- эволюционность

- умеренность

- гибкость

- последовательность

- определенная ограниченность в масштабах

- принятие мер по сдерживанию негативных факторов рыночных отношений в медицине

- устойчивость

- действенность

- подконтрольность.

9. Развитие рынка медицинских инноваций

Прошу прощения, ответ на данный вопрос мною не найден.

10. Комплексная оценка эффективности управления региональной системой здравоохранения

Комплексная оценка эффективности управления региональной системой здравоохранения обеспечивается расчетом интегрального оценочного показателя, позволяющего учесть влияние многочисленных социальных и экономических аспектов системы здравоохранения. Интегральный показатель - коэффициент общей эффективности (Кэфф.) - определяется как средняя взвешенная арифметическая величина оценочных показателей отдельных компонентов эффективности (Кэ - экономический, Км -медицинский, Кс - социальный) и соответствующих коэффициентов весомости (Вэ - экономический. Вм - медицинский Вс - социальный):

Кэфф.=[(Кэ x Вэк) + (Км х Вм) + (Кс х Вс)] /3.

11. Стратегический подход к разработке и реализации политики в сфере здравоохранения, прогнозировании на региональном уровне

Стратегический характер системы здравоохранения диктует необходимость стратегического подхода при разработке и реализации политики в сфере здравоохранения, прогнозировании на региональном уровне.

Анализ внешней среды является важным аспектом стратегического управления системой здравоохранения, определяющими показателями которого могут служить:

- состояние экономики региона (национальный доход на душу населения; уровень потребления отдельных материальных благ; влияние экономического кризиса; дефицит рабочей силы);

- уровень НТП;

- демографические тенденции (общая численность населения в регионе; здоровье населения, характеризуемое, в свою очередь, целым набором частных параметров – младенческая смертность, половозрастная структура населения и др.);

- экологические показатели (содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; утечка химических веществ; ультрафиолетовое излучение; содержание пестицидов в пищевых продуктах и др.);

- качество социальной защищенности населения региона.

Адаптивность объясняет целенаправленное изменение параметров системы здравоохранения в соответствии с изменениями внешней среды. Указанный критерий обусловлен тем, что динамика и разнообразие факторов внешней и внутренней среды, а также требования, предъявляемые к управлению устойчивой системой здравоохранения, вызывают необходимость своевременного внесения корректив в систему управления.

12. Использование современных технологий управления в совершенствовании системы управления здравоохранением региона

Совершенствование системы управления здравоохранением и повышение эффективности ее деятельности невозможны без использования современных технологий управления. В коммерческом секторе механизмы решения подобных проблем давно отработаны. Это, прежде всего, внедрение систем менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ИСО серии 9000, отражающих передовую практику организации деятельности. В силу определенного сходства бизнес - систем и государственных систем как " производителей" определенных видов продуктов (услуг), внедрение в них систем менеджмента качества базируется на общих подходах. Международный Стандарт ИСО 9001: 2000 " Системы менеджмента качества. Требования" содержит минимальные требования, которые предъявляются во всем мире к любым организациям, в тон числе и государственным организациям. В настоящее время в России сформирована нормативно-правовая база, способствующая развитию механизмов саморегулирования в самых разных областях предпринимательской и профессиональной деятельности, направленных на повышение качества выполняемых работ и оказываемых услуг. Полагаем. что указанная база хорошо применима и к здравоохранению.

13. Приоритеты развития региональной системы здравоохранения

К приоритетам развития региональной системы здравоохранения можно отнести следующие направления:

· реструктуризация медико-санитарной помощи в пользу эффективных амбулаторно-поликлинических форм ее предоставления, укрепление всех звеньев отрасли;

· изменение сметного финансирования сети объектов схемами подушевого возмещения расходов на предоставление медицинских услуг и оплатой государственного заказа;

· постепенный переход от участковой сети заведений здравоохранения к обслуживания на основах общей врачебной практики (семейной медицине);

· внедрение стационарнозаменяющих технологий предоставления медпомощи (дневных стационаров, стационаров на дому, ориентированных на смену профиля деятельности в зависимости от потребностей);

· совершенствование территориальной организации и спецификации кроватного фонда согласно показателям его использования;

· повышение доступности скорой и неотложной помощи;

· оптимизация структуры медицинского персонала, за счет сокращения на первичном уровне системы здравоохранения контингента врачей-специалистов и наращивание численности врачей общей практики (семейных) и среднего медицинского персонала;

· повышение уровня оплаты труда медицинского персонала, материальное стимулирование улучшения качества медпомощи, усиление взаимосвязи между качественными и количественными показателями оказания медпомощи и оплатой труда;

· расширение лечебно-диагностической и медико-социальной медпомощи на дому;

· стимулирование деятельности по разработке и внедрению инновационных технологий медицинского обслуживания, конкурентоспособности отечественного медицинского оборудования и аппаратуры информатизации системы здравоохранения;

· совершенствование медицинских стандартов, постепенное внедрение обязательного медицинского страхования (в том числе отладке механизмов мобилизации ресурсов на его проведение среди различных слоев работающего и неработающего населения, обработке организационных основ функционирования, контроля и регулирования деятельности в лице фонда ОМС, его взаимоотношениями с застрахованными и страхователями);

· повышение эффективности регулирования, контроля деятельности и взаимоотношений субъектов добровольного медицинского страхования, в частности, социальной защитой застрахованных негосударственными страховщиками и медицинского персонала, привлеченного к выполнению соответствующих соглашений;

· поддержка санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактике инфекционных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, прежде всего, участковыми заведениями здравоохранения и врачами общей практики;

· мониторинг и прогнозирование важных характеристик состояния здоровья и системы здравоохранения, в частности, показателями физического развития и продолжительности жизни, уровней и структуры заболеваемости и смертности населения (детской, материнской, лиц трудоспособного возраста), соотношение стационарной и амбулаторно-поликлинической медпомощи, распределения кроватного фонда по специализации и интенсивности лечебно-диагностического процесса, средней продолжительности пребывания в стационаре.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.