Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма обучения – очная, заочная






МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Рег. №_ Б-17-ТС __

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________ П.Б. Акмаров

" _____" __________________20__ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине

Экономика сельского хозяйства

Направление подготовки «Агроинженерия»

Профиль подготовки «Технические системы в агробизнесе»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

 

Ответственные за подготовку: профессор И.А.Мухина

Ижевск 2012


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Рег. №___

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________ П.Б. Акмаров

" _____" __________________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Экономика сельского хозяйства

Направление подготовки «Агроинженерия»

Профиль подготовки «Технические системы в агробизнесе»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

 

 

Ижевск 2012


 

При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) в основу положены:

1) ФГОС ВПО по направлению подготовки «Агроинженерия» (бакалавриат), утвержденный приказом МОН РФ № 15708 «17» декабря 2009 г.

2) Учебный план направления «Агроинженерия профиль Механизация сельского хозяйства», одобренный Ученым советом ФГБОУ ВПО ИжГСХА протокол № ___ от «___» ___________20__г.

Рабочая программа дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры Экономики АПК протокол № 1 от «21» сентября 2011 г.

 

Заведующий кафедрой _________________________ (И.М.Гоголев)

Рабочая программа дисциплины (модуля) одобрена на заседании выпускающей кафедры «Сельхозмашины» протокол № 7 от «12» апреля 2012 г.

 

Заведующий кафедрой _________________________ (П.Л.Максимов)

 

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией экономического факультета протокол № 130 от «02» _02_2012 г.

 

Председатель методической

комиссии экономического факультета _____________________________ (И.А.Мухина)

 

Разработчики:

профессор   _____________________   И.А.Мухина  
     

Ó И.А., Мухина, 2012

Ó ФГБОУ ВПО ИжГСХА, 2012


 

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Экономика сельского хозяйства»

 

Целью освоения дисциплины (модуля) «Экономика сельского хозяйства» является - системное, целостное представление о базовых принципах, закономерностях, механизме экономики сельского хозяйства, обеспечение соответствующего теоретического уровня и практической направленности в системе обучения и будущей деятельности бакалавра по инженерным направлениям в сельском хозяйстве.

 

Задачи дисциплины –

овладение экономическими основами сельскохозяйственного производства;

изучение рыночных отношений в сельскохозяйственном производстве; ресурсной базы сельского хозяйства и ее эффективности; издержек производства и себестоимость продукции; ценообразования и формирования цены в условиях рынка; экономики технического сервиса; экономической эффективности производства продукции земледелия и животноводства; расширенного воспроизводства и накопления; инвестиций и экономической эффективности их использования.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть основными требованиями, характеризующими профессиональную деятельность бакалавров.

 

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
эффективное использование и сервисное обслуживание сельскохозяйственной
техники, машин и оборудования, средств электрификации и автоматизации
технологических процессов при производстве, хранении и переработке
продукции растениеводства и животноводства; разработку технических средств
для технологической модернизации сельскохозяйственного производства.

 

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
машинные технологии и системы машин для производства, хранения и

транспортирования продукции растениеводства и животноводства; технологии и средства мелкосерийного производства сельскохозяйственной техники; технологии технического обслуживания, диагностирования и ремонта машин и оборудования; методы и средства испытания машин; машины, установки, аппараты, приборы и оборудование для хранения и первичной переработки продукции растениеводства и животноводства, а также технологии и технические средства перерабатывающих цехов и предприятий;

электрифицированные и автоматизированные сельскохозяйственные технологические процессы, электрооборудование, энергетические установки и средства автоматизации сельскохозяйственного и бытового назначения; энергосберегающие технологии и системы электро-, тепло-, водо- и газоснабжения сельскохозяйственных потребителей, экологически чистые системы канализации и утилизации отходов животноводства и растениеводства.

Бакалавр по направлению подготовки 110800 Агроинженерия готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

производственно-технологическая;

организационно-управленческая; научно-исследовательская; проектная.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

 

Бакалавр по направлению подготовки 110800 Агроинженерия должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профилем подготовки и видами профессиональной деятельности:

производственно-технологическая деятельность:

эффективное использование сельскохозяйственной техники и технологического оборудования для производства и первичной переработки продукции растениеводства и животноводства на предприятиях различных организационно-правовых форм;

применение современных технологий технического обслуживания, хранения, ремонта и восстановления деталей машин для обеспечения постоянной работоспособности машин и оборудования;

осуществление производственного контроля параметров

технологических процессов, контроля качества продукции и оказываемых услуг технического сервиса;

организация метрологической поверки основных средств измерений для оценки качества производимой, перерабатываемой и хранимой сельскохозяйственной продукции;

монтаж, наладка и поддержание режимов работы электрифицированных и автоматизированных сельскохозяйственных технологических процессов, машин и установок, в том числе работающих непосредственно в контакте с биологическими объектами;

техническое обслуживание, ремонт электрооборудования, энергетических сельскохозяйственных установок, средств автоматики и связи, контрольно-измерительных приборов, микропроцессорных средств и вычислительной техники;

эксплуатация систем электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, а также утилизация отходов сельскохозяйственного производства;

ведение технической документации, связанной с монтажом, наладкой и эксплуатацией оборудования, средств автоматики и энергетических установок сельскохозяйственных предприятий;

организационно-управленческая деятельность:

организация работ по применению ресурсосберегающих машинных технологий для производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;

обеспечение высокой работоспособности и сохранности машин, механизмов и технологического оборудования;

управление работой коллективов исполнителей и обеспечение безопасности труда;

организация материально-технического обеспечения инженерных систем;

разработка оперативных планов работы первичных производственных коллективов;

научно-исследовательская деятельность:

участие в проведении научных исследований по утвержденным методикам;

участие в экспериментальных исследованиях, составлении их описания и выводов;

участие в стандартных и сертификационных испытаниях сельскохозяйственной техники, электрооборудования и средств автоматизации.

участие в разработке новых машинных технологий и технических средств;

проектная деятельность:

участие в проектировании технологических процессов производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники на основе современных методов и технических средств;

участие в проектировании систем электрификации и автоматизации технологических процессов и объектов инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий.


2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП «Экономика сельского хозяйства»

Дисциплина «Экономика сельского хозяйства» включена в цикл Б.1 Гуманитарный и социально-экономический цикл, вариативная часть.

В ходе изучения дисциплины большое внимание уделяется аспектам, связанным с методологическими особенностями дисциплины, которые носят собирательный, междисциплинарный и прикладной характер.

Эти особенности заключаются в следующем:

во-первых, основой дисциплины является современная теория и практика экономики сельского хозяйства (понятийный аппарат, методология);

во-вторых, дисциплина использует категории, понятия и методы других отраслей знаний и учебных дисциплин (философии, экономической теории, информатики и математики и др.);

в-третьих, изложение дисциплины базируется на нормативных документах и обширной информационной базе.

 

Организация изучения дисциплины предусматривает чтение лекций, проведение практических занятий, самостоятельную работу студентов по темам дисциплины.

«Экономика сельского хозяйства» как учебная дисциплина в системе подготовки бакалавров связана с дисциплинами учебного плана:

в теоретико-методологическом направлении – с «Философией», «Экономической теорией»,

в направлении, обеспечивающим изучение количественных форм экономических явлений и процессов – с «Математикой», «Информационными технологиями»

в направлении, обеспечивающим связь и взаимосвязь экономических процессов хозяйствующего субъекта - с «Основами менеджмента и маркетинга», «Экономика агротехсервиса».

 

2.2 Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)

Экономика сельского хозяйства

 

Код дисциплины (модуля) Содержательно-логические связи
коды и название учебных дисциплин (модулей), практик
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля) для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает опорой
Б.3. Б.1.02 (Экономическая теория) Б 3.04 (Математика) Б.3.05 (Информационные технологии)   Б.3.05 (Основы менеджмента и маркетинга) Б.3.06 (Экономика агротехсервиса)  

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) «Экономика сельского хозяйства»

 

3.1 Перечень общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций

Номер/индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть
ОК-1 владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения цели и задачи, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне в сельском хозяйстве объяснять взаимосвязи и экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных
    ОК-8 использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне методологией экономического исследования
    ОК-14 способность ориентироваться в базовых положениях экономической теории и особенностях рыночной экономики основные категории и закономерности экономического общества, сущность макро- и микроэкономики применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и других ограничений

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) «Экономика сельского хозяйства»

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4, 5 зачетных единиц, 150 часов.

4.1 Структура дисциплины

№ п/п Семестр Недели семестра Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах) Форма: -текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра); -промежуточной аттестации (по семестрам) КРС
всего лекция практические занятия лаб. занятия семинары СРС
      Модуль 1. Экономические основы сельскохозяйственного производства; рыночные отношения в сельскохозяйственном производстве              
      Предмет, метод, цели и задачи курса. Структура национальной экономики. Понятие агропромышленного комплекса (АПК).     -       Экспресс-опрос на лекции
      Рыночные отношения в сельском хозяйстве, понятие сельхозорганизации.     -       Экспресс-опрос на лекции
      Показатели выпуска продукции. Валовая, товарная, чистая продукция     -       Контрольная работа (5 задач)
      Модуль 2. Ресурсный потенциал сельского хозяйства и оценка его эффективности              
      Земельные ресурсы как специфический ресурс предприятий АПК.              
      Основной капитал. Основные фонды, их определение, оценка и переоценка. Альтернативные способы приобретения ОФ             Экспресс-опрос на лекции
      Оборотные фонды, оборотные средства, их состав.              
      Трудовые ресурсы предприятия, движение и состав персонала предприятия. Эффективность использования рабочего времени, трудовых ресурсов             Экспресс-опрос на лекции
      Экономическая оценка инвестиций. Экономическая эффективность технических средств              
      Модуль 3. Эффективность деятельности сельскохозяйственной организации              
      Издержки производства и себестоимость продукции              
      Формирование и обоснование цены реализации продукции              
      Эффективность интенсификации производства. Прибыль, рентабельность, оценка динамики              
      Эффективность растениеводства и животноводства              
      Подготовка к экзамену, проведение экзамена              
Итого                    

 


4.2 Матрица формируемых дисциплиной компетенций

Разделы и темы дисциплины Кол-во часов   Компетенции (вместо цифр – шифр и номер компетенции из ФГОС ВПО)  
        общее количество компетенций
Модуль 1. Экономические основы сельскохозяйственного производства; рыночные отношения в сельскохозяйственном производстве   ОК-1 ОК-8 ОК-14    
Предмет, метод, цели и задачи курса. Структура национальной экономики. Понятие агропромышленного комплекса (АПК).   ОК-1 ОК-8 ОК-14    
Рыночные отношения в сельском хозяйстве, понятие сельхозорганизации.   ОК-1 ОК-8 ОК-14    
Показатели выпуска продукции. Валовая, товарная, чистая продукция   ОК-1 ОК-8 ОК-14    
Модуль 2. Ресурсный потенциал сельского хозяйства и оценка его эффективности     ОК-8 ОК-14    
Земельные ресурсы как специфический ресурс предприятий АПК.     ОК-8 ОК-14    
Основной капитал. Основные фонды, их определение, оценка и переоценка. Альтернативные способы приобретения ОФ     ОК-8 ОК-14    
Оборотные фонды, оборотные средства, их состав.     ОК-8 ОК-14    
Трудовые ресурсы предприятия, движение и состав персонала предприятия. Эффективность использования рабочего времени, трудовых ресурсов     ОК-8 ОК-14    
Экономическая оценка инвестиций. Экономическая эффективность технических средств     ОК-8 ОК-14    
Модуль 3. Эффективность деятельности сельскохозяйственной организации   ОК-1 ОК-8 ОК-14    
Издержки производства и себестоимость продукции     ОК-8 ОК-14    
Формирование и обоснование цены реализации продукции     ОК-8 ОК-14    
Эффективность интенсификации производства. Прибыль, рентабельность, оценка динамики     ОК-8 ОК-14    
Эффективность растениеводства и животноводства   ОК-1 ОК-8 ОК-14    
Подготовка к экзамену, проведение экзамена            
Итого            
               

 

4.3 Содержание разделов дисциплины (модуля)

Название раздела Содержание раздела в дидактических единицах
  Модуль 1. Экономические основы сельскохозяйственного производства; рыночные отношения в сельскохозяйственном производстве
  Предмет, метод, цели и задачи курса. Структура национальной экономики. Понятие агропромышленного комплекса (АПК). Понятие экономики сельского хозяйства Сущ­ность, содержание и определение понятий: " производственная и непроизвод­ственная сфера", " подразделения народного хозяйства" (сектор экономики), " отраслевой комплекс", " отрасль", " подотрасль", а также отраслей, оказы­вающий рыночные и нерыночные услуги. Экономическая классификация отраслей, комплексов, секторов, под­разделений, принятая в Российской Федерации.
  Рыночные отношения в сельском хозяйстве, понятие сельхозорганизации. Понятие предпринимательства, субъекты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства. Классификация предприятий по отраслевой принадлежности, по ха­рактеру потребляемого сырья, по назначению готовой продукции, по типам производства и методам организации производственного процесса, по степе­ни специализации, механизации и автоматизации, по времени работы в тече­ние года. Предприятие как единство техниче­ской, экономической, социальной и организационной систем, их характери­стика. Формы собственности предприятий в России, динамика их разви­тия. Организационно-правовые формы организаций.
  Показатели выпуска продукции. Валовая, товарная, чистая продукция Понятие производственной программы предприятия, характеристика ееразделов, показателей и назначение. Ее преемственность и отличие от плана производства и реализации продукции. Исходные материалы для разработки производственной программы: объем, номенклатура, ассортимент и сроки поставок продукции, организации производственного процесса и технологического цикла.
  Модуль 2. Ресурсный потенциал сельского хозяйства и оценка его эффективности
  Земельные ресурсы как специфический ресурс предприятий АПК. Кадастровая оценка земли, учет земель, категории земель. Эффективность использования земли
  Основной капитал. Основные фонды, их определение, оценка и переоценка. Альтернативные способы приобретения ОФ Классификация основных фондов и ее экономическое назначение. Виды оценок основных средств. Необходимость переоценок в организации. Особенности переоценки основных средств. Лизинг. Участники лизинговой сделки. Арендные отношения. Франчайзинг.
  Оборотные фонды, оборотные средства, их состав. Оборотные средства организации: понятие, состав и классификация Нормирование оборотных средств. Основные принципы нормирования обо­ротных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции.
  Трудовые ресурсы предприятия, движение и состав персонала предприятия. Эффективность использования рабочего времени, трудовых ресурсов Понятие " рабочая сила", " трудовые ресурсы", " кадры", " персонал". Состав и структура производственного персонала предприятия. Понятие профессии, специальности, квалификации. Производительность труда, показатели ее измерения на уровне пред­приятия: выработка и трудоемкость продукции. Факторы изменения производительности труда, их классификация. Организация труда на предпри­ятии. Виды норм труда и их обоснование. Оплата и мотивация труда. Принципы организации оплаты труда. Та­рифная система организации и регулирования заработной платы на предпри­ятиях. Понятие тарифных разрядов, ставок, коэффициентов, сеток. Особен­ности их применения для различных категорий персонала предприятия
  Экономическая оценка инвестиций. Экономическая эффективность технических средств Эффективность инвестиций: чистый дисконтированный доход, индекс доходности. Система показателей использования зерноуборочных комбайнов, тракторов, автомобильного парка и технического обрудования.
  Модуль 3. Эффективность деятельности сельскохозяйственной организации
  Издержки производства и себестоимость продукции Состав расходов по экономическим элементам. Виды материальных расходов, их группировка и методы оценки. Состав расходов на оплату труда, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прочих расходов. Состав и назначение внепроизводственных расходов. Понятие себестоимости продукции, ее виды. Производственная себестоимость валовой и товарной продукции. Смета расходов на производство, се назначение и порядок разработки. Калькуляция себестоимости продукции, методы ее составления. Назначение планирования и учета затрат в калькуля­ционном разрезе.
  Формирование и обоснование цены реализации продукции Виды цен и основы их классификации: сфера функционирования, зона и время действия, способ разработки, форма утверждения и пр. Основные этапы формирования ценовой политики предприятия. Ме­тоды ценообразования и системы модификации цен.  
  Эффективность интенсификации производства. Прибыль, рентабельность, оценка динамики Интенсивность и эффективность интенсификации. Система показателей эффективности использования затрат на производство и реализацию продукции. Доходы предприятия. Состав доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационных доходов. Прибыль организации (предприятия), ее виды, порядок определения. Методы планирования прибыли. Распределение прибыли и его особенности на предприятиях различных форм собственности.
  Эффективность растениеводства и животноводства Стоимостные и натуральные показатели эффективности растениеводства и животноводства. Качество и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.

 


4.4 Лабораторный практикум (не предусмотрен планом)

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (час.)

4.5 Практические занятия

№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудоемкость (час.)
  Модуль 1. Экономические основы сельскохозяйственного производства; рыночные отношения в сельскохозяйственном производстве  
  Предмет, метод, цели и задачи курса. Структура национальной экономики. Понятие агропромышленного комплекса (АПК). Предприятие и предпринимательство в рыночной среде. Входной контроль. Знакомство с основными показателями деятельности предприятии по годовым отчетам. *табл.1  
  Рыночные отношения в сельском хозяйстве, понятие сельхозорганизации. Производственная и организационная структура предприятия. Расчет коэффициента специализации. * табл.2, 3  
  Показатели выпуска продукции. Валовая, товарная, чистая продукция Валовая, товарная, чистая продукция. Решение задач. ** №1-8  
  Модуль 2. Ресурсный потенциал сельского хозяйства и оценка его эффективности  
  Земельные ресурсы как специфический ресурс предприятий АПК. Земельные ресурсы как специфический ресурс предприятий АПК. Расчет показателей по данным годовых отчетов. Расчет показателей по данным годовых отчетов *16, 17, 18  
  Основной капитал. Основные фонды, их определение, оценка и переоценка. Альтернативные способы приобретения ОФ Основные фонды, их определение, оценка и переоценка. Эффективность использования основных фондов Расчет показателей по данным годовых отчетов. *табл.9-12  
  Оборотные фонды, оборотные средства, их состав. Оборотные фонды, оборотные средства, их состав, классификация, оборачиваемость. Расчет показателей по данным годовых отчетов. *табл.13  
  Трудовые ресурсы предприятия, движение и состав персонала предприятия. Эффективность использования рабочего времени, трудовых ресурсов Трудовые ресурсы предприятия, движение и состав персонала предприятия. Производительность труда, способы оценки производительности труда. Определение показателей производительности труда в таблицах рабочей тетради *14, 15  
  Экономическая оценка инвестиций. Экономическая эффективность технических средств Расчет показателей по данным годовых отчетов. *6, 7    
  Модуль 3. Эффективность деятельности сельскохозяйственной организации  
  Издержки производства и себестоимость продукции Издержки производства и себестоимость продукции. Расчет точки безубыточности. Структура затрат на продукцию растениеводства и продукцию животноводства. Работа с годовыми отчетами. *19, 20  
  Формирование и обоснование цены реализации продукции Решение задач **24, 25  
  Эффективность интенсификации производства. Прибыль, рентабельность, оценка динамики Прибыль, рентабельность, оценка динамики финансовых показателей. Определение показателей в таблицах рабочей тетради *21, 22  
  Эффективность растениеводства и животноводства Определение показателей в таблицах рабочей тетради  

*Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине «Экономика сельского хозяйства. Направление Агроинженерия профиль Механизация сельского хозяйства» // Мухина И.А. - Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА. - 2012, 48 с.

 

4.6 Содержание самостоятельной работы и формы ее контроля

 

Самостоятельная работа – деятельность студентов, как по заданию преподавателя, так и по собственной инициативе, направленная на закрепление, расширение и углубление полученных знаний, умений и навыков, на выработку навыков самостоятельного активного поиска новых, дополнительных знаний, на подготовку к предстоящим занятиям.

Необходимость самостоятельного изучения каждым обучаемым учебной дисциплины в целом и данного раздела и темы обоснована:

1) большим объемом учебного материала;

2) ограниченным числом учебных аудиторных часов;

3) самообразованием и самовоспитанием студентов, вытекающим из научных, педагогических, учебно-методических (дидактических), воспитательных, психологических аспектов учебного процесса.

В самостоятельную работу по дисциплине «Экономика сельского хозяйства» входят:

§ выполнение работы по заполнению рабочей тетради, являющейся результатом самоподготовки студента по окончании 8 семестра изучения дисциплины «Экономика сельского хозяйства»;

§ выполнение рефератов, домашних заданий;

§ работа с литературой и подготовка к текущим занятиям, в том числе к экзамену;

§ консультации по материалам занятий, по выполнению контрольных работ, домашних заданий; по подготовке к текущему и промежуточному контролю знаний.

Можно сформулировать основные требования к видам самостоятельной работы.

 

Работа с литературой и подготовка к занятию включает в себя текущую работу над учебным материалом, изучение указанной в программе и рекомендованной преподавателем дополнительной литературы, конспектирование и ознакомление с конспектами изданных лекций, изучение программных материалов.

О предстоящей сдаче экзамена студенты ставятся в известность при проведении организационного собрания. При подготовке к ней они пользуются программой и списком вопросов, которые должны быть в библиотеке вуза и на кафедре. Вопросы в экзаменационных билетах должны соответствовать программе дисциплины. На самостоятельное изучение должно быть выделено не более 5% от общего материала при дневной форме обучения.

Консультации по материалам занятий, по выполнению контрольных работ, домашних заданий – одна из форм руководства и помощи студентам в их самостоятельной работе. Со стороны преподавателя они проводятся путем ответов на вопросы или показа дополнительных материалов, разъясняющих суть отдельных вопросов.

Консультации могут быть индивидуальными или групповыми. На консультации разрешаются вопросы, возникающие у слушателей при самостоятельном изучении учебного материала, расширяются их знания по отдельным темам, оказывается методическая помощь в выработке правильных и рациональных методов самостоятельной работы.

Консультации организуются кафедрами в часы самоподготовки в соответствии с распорядком дня. График консультаций объявляется студентам. Посещение консультаций студентами добровольное.

Все виды самостоятельной работы студентов должны быть регламентированы по времени.

Трудоемкость всех заданий студентам для самостоятельной работы по дисциплине «Экономика сельского хозяйства» такова, чтобы время, необходимое для освоения текущего учебного материала и подготовки к занятиям, не превышало в сумме время, отводимое на самостоятельную работу.

Самостоятельной работой студенты обязаны заниматься систематически, планомерно и целеустремленно с первых дней учебы. Они должны выполнять все задания, предусмотренные учебно-тематическим планом и графиком, тщательно готовиться к занятиям, своевременно разрабатывать все виды самостоятельных работ.

Использование времени для самостоятельной работы планируется студентами по их усмотрению в соответствии с объемом учебного материала, индивидуальными особенностями и личным опытом работы.

 

№ п/п Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Всего часов Содержание самостоятельной работы Форма контроля
  Модуль 1. Экономические основы сельскохозяйственного производства; рыночные отношения в сельскохозяйственном производстве
  Предмет, метод, цели и задачи курса. Структура национальной экономики. Понятие агропромышленного комплекса (АПК).   Работа с учебной литературой, подготовка к лекции  
  Рыночные отношения в сельском хозяйстве, понятие сельхозорганизации.   Работа с учебной литературой, подготовка к лекции Экспресс-опрос на лекции
  Показатели выпуска продукции. Валовая, товарная, чистая продукция   Работа с учебной литературой, подготовка к лекции  
  Модуль 2. Ресурсный потенциал сельского хозяйства и оценка его эффективности
  Земельные ресурсы как специфический ресурс предприятий АПК.   Решение задач из учебника (***) по теме Контрольная работа (5 задач)
  Основной капитал. Основные фонды, их определение, оценка и переоценка. Альтернативные способы приобретения ОФ   Работа с учебной литературой, подготовка выводов по таблицам рабочей тетради. Подготовка материалов по курсовой работе Экспресс-опрос на лекции
  Оборотные фонды, оборотные средства, их состав.   Работа с учебной литературой, подготовка выводов по таблицам рабочей тетради Проверка таблиц во время практических занятий
  Трудовые ресурсы предприятия, движение и состав персонала предприятия. Эффективность использования рабочего времени, трудовых ресурсов   Работа с учебной литературой, подготовка выводов по таблицам рабочей тетради Проверка таблиц во время практических занятий
  Экономическая оценка инвестиций. Экономическая эффективность технических средств   Работа с учебной литературой, подготовка выводов по таблицам рабочей тетради Проверка таблиц во время практических занятий
  Модуль 3. Эффективность деятельности сельскохозяйственной организации
  Издержки производства и себестоимость продукции   Работа с учебной литературой, решение задач из учебника (***) по теме Проверка заданий
  Формирование и обоснование цены реализации продукции   Работа с учебной литературой, решение задач из учебника (***) по теме Предварительная проверка 2-й главы курсовой работы
  Эффективность интенсификации производства. Прибыль, рентабельность, оценка динамики   Работа с учебной литературой, подготовка выводов по таблицам рабочей тетради Проверка таблиц во время практических занятий
  Эффективность растениеводства и животноводства   Работа с учебной литературой, подготовка выводов по таблицам рабочей тетради Тестирование (допуск к экзамену)
  Подготовка к экзамену, защита курсовой работы     Защита курсовой работы в «зачетную неделю»
         

Примечание.

1. Проверка таблиц по рабочей тетради и материалов по курсовой работе проводится дополнительно во время консультаций (среда с 14.20 до 16.30; суббота с 9.00 до 12.00)

2. Для самостоятельной работы используются следующие материалы

*** Мухина И.А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2008 г.

*** Электронное учебное пособие «Экономика организации (предприятия)». Разработано с использованием ПО SunRav Bookoffice. Требования к аппаратным средствам - компьютер уровня Pentium 500. Тип носителя - CD/DVD. Зарегистрировано 28.02. 2008 г. в «Государственном координационном центре информационных технологий», свидетельство № 10044, № регистрации 50200800449







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.