Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Эмпирическое исследование уровня концентрации внимания и эффективности работы.






Цель исследования: определение точности избирательности внимания эффективности работы.
Проблема исследования: выявление факторов, влияющих на данные показатели.

Задачи:

1) Ознакомиться с методикой Мюнстерберга (см. Приложение 1).

2) Проведение эмпирического исследования.

3) Обработка результатов.

Тест Мюнстерберга предназначен для диагностики избирательности внимания. Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.

Оборудование: корректурные бланки для испытуемых.

(На каждом бланке напечатано по 7 строк сплошных букв, среди этих букв размещены 25 существительных в именительном падеже, единственном числе)

Обработка результатов:

1. У каждого испытуемого подсчитывается:
N - общее количество найденных слов,
r – количество неправильно подчеркнутых слов,

p – количество пропущенных слов.

2. По формуле 1 подсчитывается показатель точности избирательности внимания (А):

3. Эффективность работы (ЭФР) рассчитывается по формуле 2:

Где M – общее количество правильно подчёркнутых слов, а
F – общее количество слов в тексте (по ключу).
Результаты вы можете увидеть в таблице 2:

Испытуемый N r p A ЭФР, %
1. Бабадей Алла       0, 72  
2. Байсуров Ибрагим       0, 56  
3. Богачева Полина       0, 8  
4. Гурбатова Мария       0, 93  
5. Джафарова Ума       0, 77  
6. Дмитриева Анастасия       0, 72  
7. Кукушкина Елизавета       0, 71  
8. Паэгле Дарья       0, 77  
9. Хизриева Карина       0, 74  
10. Чухрова Олеся       0, 76  
11. Шкарбанёва Юлия       0, 77  

 

IV. Выводы:

1. Из подученных данных можно заключить, что у 10 из 11 (91%) испытуемых показали хорошую точность избирательности внимания (А ≥ 0, 70), и лишь у одного из испытуемых (9%) данный показатель находится на довольно низком уровне (A=0, 56). Фактором различий в данных является состояние каждого испытуемого и окружающая обстановка.

2. 4 из 11 испытуемых показали высокую эффективность работы (90% и выше);
5 из 11 показали нормальную эффективность работы (70-89%);
2 из 11 показали низкую эффективность работы (ниже 70%). На эффективность работы главным образом повлияли (помимо вышеназванных): а) наличие интереса к объекту внимания, а также б) волевого усилия, компенсирующего отсутствие первого из названных факторов. Оба пункта характеризуют такой вид внимания как произвольное внимание. Оно формируется в детстве под воздействием воспитания, но также его можно развить, выполняя различные упражнения на внимание (см. Приложение 2). Помимо этого, различия в результатах можно обосновать индивидуальными особенностями внимания (см. II часть, главу 1, § 3).

 

V. Заключение:

Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

 

VI. Список использованной литературы:

1. Козубовский В. М.// Общая психология: познавательные процессы. – Мн., 2008.

2. Титченер Э. // Внимание. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.

3. Дмитриева Н.Ю. // Общая психология. Шпаргалки. –М.: 2008. - 32 с.

4. https://psy-diplom.ru/shpargalki/psikhologiya-vnimaniya/

5. https://psycabi.net/testy/579-test-myunsterberga-na-vospriyatie-i-vnimanie-diagnostika-izbiratelnosti-vnimaniya

6. https://stud-baza.ru/vnimanie-referat-psihologiya-49045

7. https://www.kraskizhizni.com/poleznoe/1519-zadania-vnimanie

8. https://litlbetr.ru/razvitie-intellekta/razvitie-kontsentratsii-vnimaniya-uprazhneniya-igry.html

VII. Приложения.

Приложение 1.

Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание
(Диагностика избирательности внимания):

Инструкция. В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача — как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты.

Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость».

 

Тестовый материал. бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьодлрконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэприаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщнруцтргшчтлрлвоснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

 

Обработка результатов. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Ключ. Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.