Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа № 5






Тема: Среда программирования. Тестирование готовой программы

Цель: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.

Оборудование: персональный компьютер, среда программирования Turbo Pascal.

Краткие теоретические сведения:

Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

  • Прост для обучения.

· Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.

· Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.

· Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.

  • Надежность разрабатываемых программ.

Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

Основные файлы Турбо Паскаля:

· Turbo.exe - исполняемый файл интегрированной среды программирования;

· urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;

· Turbo.tp - файл конфигурации системы;

· Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.

Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.

Для входа в меню можно воспользоваться одним из способ:

  • с помощью " мышки";
  • с помощью клавиши F10;
  • с помощью комбинации Alt+< выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Общие горячие клавиши:

  • F1 - выводит окно подсказки;
  • F2 - сохраняет файл активного окна;
  • F3 - появление диалогового окна и возможность открыть файл;
  • F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор;
  • F5 - масштабирует диалоговое окно;
  • F6 - переходит к следующему открытому окну;

· F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;

· F8 - запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;

  • F9 - компилирование программы в текущем окне;
  • F10 - возвращение в меню.

Команды меню File:

· Open-F3 - открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),

· New - создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),

· Save-F2 - сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),

· Save as - сохранить с новым именем,

· Save all - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),

· Change dir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),

· Print - печать файла,

· Get info - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,

· DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),

  • Exit - выход и выгрузка из памяти.

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

1. Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

3. раздел описания модулей (uses);

  • раздел описания меток (label);
  • раздел описания констант (const);
  • раздел описания типов данных (type);
  • раздел описания переменных (var);
  • раздел описания процедур и функций;
  • раздел описания операторов.

Общая структура программы на языке Паскаль:

Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}
Uses...; {раздел описания модулей}
Var..; {раздел объявления переменных}

Begin {начало исполнительной части программы}
... {последовательность
... операторов}
End. {конец программы}

Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:

Program Summa;
Uses
Crt; {Подключаем модуль Crt}
Var
number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число}
number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число}
rezult {переменная, в которой будет содержаться результат}
: integer; {указывает тип целых чисел}
Begin
ClrScr; {Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt}
Write ('Введите первое число ');
{Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
Readln (number1);
{Введенное пользователем число считываем в переменную number1}
Write ('Введите второе число ');
{Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
Readln (number2);
{Введенное пользователем число считываем в переменную number2}
rezult: = number1 + number2;
{Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult}
Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult);
{Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи}
Readln; {Процедура задержки экрана}
End.

Ход работы:

Задание 1. Изучите внешний вид системы программирования Турбо Паскаль.

Задание 2. Откройте файл, в который Вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.

Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий. Ответьте на вопросы:

1. Какое назначение переменных number1, number2, rezult?

2. Что обозначает строка: number1, number2, rezult: integer;?

3. Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет.

4. Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием?

5. Как вы понимаете запись: readln(number1);?

6. Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора: rezult: = number1 + number2;?

7. Что делает оператор присваивания в этой программе?

Задание 3. Измените программу, выполненную в задании 2 так, чтобы она находила произведение двух чисел. Сохраните текстом программы в файле Proizv.pas. Результат покажите преподавателю.

Содержание отчета

Отчет должен содержать:

1. Название работы

2. Цель работы

3. Задание и его решение

4. Вывод по работе

? Контрольные вопросы:

1. Что такое среда программирования?

2. Опишите среду программирования Turbo Pascal.

3. Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal?

4. Какова структура программы на языке Pascal?

5. Как осуществить запуск программы?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.