Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПЗ № 3: Новеллистика П. Мериме.






Список художественных текстов

 

1. Стендаль Ф. Ванина Ванини. Красное и черное.

2. Бальзак О. де Гобсек. Отец Горио.

3. Мериме П. Кармен. Этрусская ваза. Локис.

4. Диккенс Ч. Оливер Твист. Домби и сын.

5. Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

6. Бронте Ш. Джен Эйр.

7. Гейне Г. Лирика. Германия. Зимняя сказка.

8. Флобер Г. Госпожа Бовари.

9. Бодлер Ш. Цветы зла.

10. Ирвинг В. Рип ван Винкль Сонная лощина. Жених-призрак.

11. По Э.А. Падение дома Ашеров. Колодец и маятник. Убийство на улице Морг. Тайна Мари Роже.

12. Уитмен У. Листья травы.

13. Твен М. Дилогия о детстве: Приключения Тома Сойера и Гека Финна.

14. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате.

Практические занятия

ПЗ №1: Новеллистика Ф. Стендаля. Новелла «Ванина Ванини»

1. Италия в жизни и произведениях Ф. Стендаля: «итальянское бегство». Цикл «Итальянские хроники». Своеобразие новеллистических произведений писателя.

2. Новелла «Ванина Ванини»: своеобразие проблематики и стиля:

а) эпоха и нравы в новелле «Ванина Ванини»;

б) система образов в новелле, принцип «бинарности», эволюция главных героев новеллы;

в) концепция и классификация любовного чувства у Стендаля, отражение её в новелле, эффект «кристаллизации любви» в произведении;

г) «кольцевая» композиция;

д) перипетийный сюжет и его повороты, авантюрное начало в новелле;

е) финальный диалог и его ключевая роль в новелле: причина признания Ванины в своем предательстве;

ж) роль подтекста в передаче состояний и мыслей персонажей;

з) авторская позиция и способы ее выражения в тексте;

и) проблематика новеллы: конфликт «личного» и «общественного», женского и мужского начал, героического и обыденного, разума и сердца; проблема молодого человека и выбора пути в новелле.

Литература

1. Стендаль Ф. Ванина Ванини.

2.Храповицкая Г. Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830 — 1860 гг.). М., 2005.

 

3. Бент М. И. Поэт действительности и знаток человеческого сердца // Литература в школе. 1983. № 1. С. 57–60

4. Мюллер-Кочеткова Т. Стендаль. Встречи с прошлым и настоящим. Рига, 1989

5. Нерлих М. Стендаль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций) / Пер. с нем., коммент., рус. библиогр. М. И. Бента. – Челябинск: Урал ЛТД, 1999.

6. Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. M.-Л., 1960

7. Реизов Б. Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978.

8. Фрид Я. В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.

ПЗ № 2: Повесть Бальзака «Гобсек»

1. " Человеческая комедия" Бальзака и место в ней повести " Гобсек".

2. История создания повести.

3. Особенности композиции произведения.

4. Система образов:

а) представители финансовой аристократии;

б) поиск положительных героев;

в) персонажи второго плана, принципы их создания, связь с главными героями.

5. Образ Гобсека и приемы его создания:

а) портрет;

б) окружающая среда;

в) эволюция образа;

r) философия героя;

е) романтическое и реалистическое в персонаже;

6. Эволюция образа Гобсека.

7. Гобсек — человек своего времени, опора общества.

8. Эстетические представления Бальзака и методы изображения действительности.

9. Изучение произведения в школе.

Литература

1.Бальзак О. Гобсек.

2.Храповицкая Г. Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830 — 1860 гг.).М., 2005.

3.Верцман И. Е. Проблемы художественного познания. М., 1967

4.Вюрмсер А. Бесчеловеческая комедия. М., 1967.

5.Гербстман А. И. Оноре Бальзак. Очерк творчества. М., 1972.

6.История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьевой. — М., 2000 (гл. " Бальзак").

 

ПЗ № 3: Новеллистика П. Мериме.

1.Эволюция новеллы в творчестве Мериме: от сборника «Мозаика» до «Локиса»

2.Основные тематические группы новелл:

а) «экзотические» новеллы: «естественный человек» и «местный колорит»; Италия и Испания в изображении Мериме: Маттео Фальконе. Таманго. Коломба. Кармен;

б) новеллы о нравах и жизни светского общества, социально-психологические новеллы Мериме, особенности изображения светского общества: Этрусская ваза. Арсена Гийо. Двойная ошибка.

в) группа новелл с фантастическими мотивами, особенности фантастического у Мериме: Души чистилища, Венера Илльская, Локис, Джуман.

3. Сочетание романтических и реалистических тенденций.

4. Проблематика и поэтика новелл: жанровая специфика, особенности композиции, образ рассказчика, приёмы создания персонажей.

3. Новелла «Кармен» – вершина творческого мастерства Мериме:

а) место «Кармен» в новеллистике Мериме;

б) соединение в произведении черт новеллы и романа, очерка и новеллы;

в) конфликт в новелле;

г) два центра в структуре произведения и их функции;

д) столкновение двух национальных характеров /Кармен и Хосе/;

е) функция рамочного рассказа /повествование этнографа/;

ж) романтическое и реалистическое начало в новелле;

и) проблема «местного колорита» и «нравственного колорита».

4.“Венера Илльская”:

а) два центра в структуре произведения и их функции;

б) философское звучание новеллы.

5.«Локис»:

а) выражение противостояния западноевропейского и восточноевропейского типов сознания (Пруссия – Литва), цивилизации и естественного мира, рационализма и иррационализма, объективности и народнопоэтического мифологизма.

Литература

1.Мериме П. Этрусская ваза. Кармен. Венера Илльская. Локис.

2.Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830 — 1860 гг.). М., 2005.

3.Луков В.А. Проспер Мериме. Исследование персональной модели литературного творчества» М., 1984.

4.Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987.

5. Кирнозе З.И. Образ Кармен в новелле Мериме // З.И Кирнозе. Практикум по истории французской литературы. Учебное пособие. М., 1991. С. 84-89. (Кармен) (После статьи есть библиография).

6.Смирнов А. Проспер Мериме и его новеллы // Мериме П. Новеллы. М., 1978.

ПЗ № 4: Роман Ч. Диккенса «Оливер Твист»

1. Общественная позиция молодого Диккенса. Представления писателя о путях социального прогресса общества.

2. Положительный герой. Принципы и приемы его создания.

3. Основная тематика и проблематика романа " Оливер Твист".

4. Образ ребенка и тема детства.

5. " Злодеи" и " чудаки" в романе.

6. Город и его роль в судьбах героев.

7. Авторская позиция в романе.

8. Особенности художественного метода Ч.Диккенса.

Литература

1.Диккенс Ч. Оливер Твист.

2.Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830 — 1860 гг.). М., 2005.

3. Вайсман Н. И. Бесприютное детство: методич. Рекомендации. Благовещенск, 1991.

4.Ивашева В. В. Творчество Диккенса. М., 1954.

5.Ивашева В. В. Английский роман XIX века в его современном звучании. М., 1973 (гл. " Диккенс").

6.Катарский И. М. Диккенс. М., 1960.

7.Катарский И. М. Диккенс и его время. М., 1966.

8.Луков, В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебн. пособие для студентов вузов. М., 2003.

9.Михальская, Н. П. Чарльз Диккенс. М., 1987.

10. Урнов, В. М. Вехи традиций в английской литературе. М., 1986.

ПЗ № 5: Роман Ш. Бронте «Джен Эйр»

1. История создания романа. Судьба семьи Ш. Бронте и ее отражение в романе.

2. Тематика и проблематика произведения:

а) женщина современном мире;

б) проблема воспитания детей;

в) взгляды на брак и любовь;

г) критика религиозного фанатизма;

е) эксплуатация детского труда, бесправие рабочих.

3. " Джен Эйр" как манифест борьбы за права женщин.

4. Образ свободолюбивой и мятежной женщины.

5. Стиль и язык романа.

6. Соединение реалистического и романтического начал в произведении.

Литература

1.Бронте Ш. Джен Эйр.

2.Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830 — 1860 гг.). М., 2005.

3.Алексеев М. П. Из истории английской литературы. М.; Л., 1960 (творчество Ш. Бронте).

4.Ивашева, В. В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М., 1974.

5.История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьевой. — М., 2000.

6.Клименко, Е. И. Английская литература первой половины XIX в. Л., 1971 (глава " Бронте").

7.Тугушева, М. Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества. М., 1982.

ПЗ № 6: Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари»

1. Эстетика Г.Флобера. Значение образа «башни из слоновой кости».

2. Противоречие между эстетикой и художественной практикой писателя.

3.Полемика Флобера с романтиками 2-й половины XIX века и тенденциозной литературой. Сатирический образ псевдоромантической литературы в романе и её роль в драме судьбы главной героини.

4.Проблема идеала в эстетике и творчестве Г.Флобера и её решение в романе «Госпожа Бовари».

5.Судьба Эммы Бовари. Двойственность образа.

6.Критика мещанства и духовного убожества обывательский среды в романе.

7.Образ аптекаря Омэ, его социальное значение.

8. Особенности реализма Флобера, отличие его художественного метода от метода Стендаля и Бальзака.

Литература

1. Флобер Г. Госпожа Бовари.

2.Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830 — 1860 гг.). М., 2005.

3.Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.

4.Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. М., 1955.

5.Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1969.

 

ПЗ № 7: Проблематика, темы и идеи сборника Ш. Бодлера «Цветы зла»

1. Место сборника стихотворений «Цветы зла» в творчестве Бодлера.

2.Основные положения эстетической программы Бодлера.

3.Структура и циклы сборника.

4.Адресаты стихотворений Бодлера.

5.Теория соответствий. История идеи соответствий. Связь с мистической философией и эстетикой немецкого романтизма.

6.Тема природы и города в «Цветах зла».

7.Точка зрения Бодлера на религию и ее отражение в сборнике.

Литература

1. Бодлер Ш. Цветы зла. М, 1970.

2. Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

3. Бодлер Ш. Об искусстве. М, 1986.

4.Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. 4.История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830 — 1860 гг.). М., 2005.

5. Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М„ 1970. С. 233-288.

6. Бибиков В. Три портрета. Стендаль. Флобер. Бодлер. СПб., 1890.

7. Валери П. Положение Бодлера// Валери П. Об искусстве. М., 1993. С. 338-353.

8. Левик В. «Есть красота у нас, что древним неизвестна» // Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986. С. 5-16.

9. Нольман М.Л. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М, 1979.

10.Нольман М.Л. Координаты бодлеровского стиля. (Стихотворение «L'аmor du mesonge») // Стилистические проблемы французской литературы. Л., 1974. С. 165-174.

11.Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

12.Приходько И. С. К проблеме выражения авторской личности в сборнике Ш. Бодлера «Цветы зла» // Проблемы личности автора в художественном произведении на материале западноевропейской литературы. Владимир, 1982. С. 109-123.

13.Эткинд Е.Г. О внешнем и внутреннем пространстве в поэзии Бодлера // Стилистические проблемы французской литературы. Л,, 1974. С. 189-208.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.