Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины нежелания передать полномочия






(мнение американского исследователя Уильяма Ньюмена)

§ Заблуждение «Я это делаю лучше». Но, выполняя работу, которую может выполнить подчиненный, руководитель, с одной стороны, меньше времени уделяет чисто управленческим вопросам, а с другой − ставит препятствия на пути совершенствования квалификации подчиненных.

§ Отсутствие способности руководить. Если слишком много времени уделяется повседневной работе, то снижается возможность уделять достаточно времени перспективным вопросам.

§ Отсутствие доверия к подчиненным. Недоверие к подчиненным ведет к потере у них инициативы.

§ Боязнь риска. У руководителя возникает ощущение повышенной ответственности, если делегируемые полномочия будут некачественно выполнены.

§ Недостаточный контроль за исполнением полномочий. Приводит к недостатку информации о ходе выполнения поставленной задачи и, как следствие, к невозможности внесения руководителем корректив в процесс ее выполнения.

 

 

 

С а м о с т о я т е л ь н а я п и с ь м е н н а я р а б о т а

1. Обоснуйте, что означает делегирование управленческих полномочий.

2. Объясните, для чего необходимо делегировать управленческие полномочия.

Имейте в виду, что делегируемые проблемы требуют различного контроля:

§ текущего контроля за ходом и результатами исполнения;

§ обычного контроля или самоконтроля с поэтапным информированием менеджера;

§ специального контроля в отношении отдельных элементов (когда полномочия делегируются выборочно);

§ полного контроля без отклонения от предписываемых действий.

3. Какие виды полномочий делегируются, а какие нет и при каких обстоятельствах?

4. Что дает делегирование полномочий руководителю и исполнителям?

5. Сделайте выбор причин блокирования процесса делегирования:

§ подчиненный считает, что удобнее заручиться мнением руководителя, чем принимать решения самому;

§ подчиненный боится критики совершенных им ошибок: чем больше ответственности, тем больше вероятности совершить новую ошибку;

§ у подчиненного отсутствуют информация и ресурсы для выполнения задания;

§ подчиненный считает, что у него и так больше работы, чем он может сделать;

§ подчиненный не уверен в себе;

§ у подчиненного нет стимулов дополнительной ответственности.

6. Обоснуйте, какие из перечисленных действий могут быть делегированы, а какие – нет:

§ прием на работу новых сотрудников; ознакомление гостей с организацией;

§ изложение на общем собрании программы работы на будущий год;

§ присутствие на совещании по обмену опытом;

§ разработка проекта документа;

§ подготовка списка лиц, представляемых к поощрению;

§ принятие решений об увольнении.

7. Как вы считаете, почему некоторые руководители неохотно делегируют свои функции? Что препятствует менеджеру делегировать свои полномочия: боязнь утратить власть, нежелание делиться ею, недоверие к сослуживцам («все испортят»), самомнение («я лучше сделаю»), нежелание отказаться от своих полномочий, потерять авторитет (боязнь перемен)?

 

 

5. Рабочее место руководителя

и информационное обеспечение работы менеджера

Самостоятельная работа

Т е м ы д л я к о н т р о л ь н ы х р а б о т

и р е ф е р а т о в

1. Обоснуйте важность правильной организации рабочего места руководителя.

2. Назовите основные правила организации рабочего места.

3. Сформулируйте ваши предложения по рациональной планировке рабочего места менеджера.

4. Раскройте сущность понятий и процессов: «информация», «информационный обмен», «отбор, кодирование, передача, расшифровка информации», «документ», «реквизит».

5. Определите, какова роль информации в работе менеджера. Аргументируйте свою точку зрения.

6. Назовите пути использования многосторонней управленческой информации, дифференциации ее по целям назначения, содержанию и другим аспектам управления и формам его обеспечения.

6. Обозначьте, каковы этапность и структура информационного обмена.

7. Изложите диагностику внутренней и внешней информации и их классификацию (по объему, источникам, способам распределения, степени готовности для использования), возможность их закрепления и хранения.

8. Назовите виды служебных документов и требования к ним.

9. Выделите особенности механизации управленческого труда, технические средства, используемые в управленческой информации.

10. Изложите требования, предъявляемые к служебным документам руководителя.

11. Представьте ваше понимание техники личного труда руководителя.

12. Определите, каково назначение средств механизации управленческого труда: календаря-еженедельника; «органайзера»; «тайм-менеджера» (ТМ); электронной записной книжки; персонального компьютера руководителя; визитной карточки; записной книжки менеджера; ЭВМ; визуальных, аудио- и аудиовизуальных средств.

13. Изложите методику разработки паспорта рабочего места по вашей должности или должности, планируемой к замещению, соответственно разделам паспорта (назначение и общая характеристика, планировка рабочего места; функции и задачи управления; регламентирующая информация; мебель; технические средства; загрузка рабочего времени, условия труда; оплата труда; охрана труда; социальные льготы; критерии эффективности труда) с учетом методических указаний к разработке паспорта:

− сбор необходимой первичной информации на предприятии (регламентирующая документация: устав, правила трудового договора учредителей, внутреннего распорядка, должностных инструкций, положения о подразделениях, коллективный договор и т. д.);

− обоснованность планировки рабочего места в соответствии с функциями и задачами управления, рациональность размещения мебели, технических средств;

− использование показателей эффективности внедрения типовых рабочих мест менеджера с экономическим обоснованием выбора наиболее экономичного и необходимого для эффективности труда;

− техника личной работы руководителя: выбор современных технологий и средств организации личного труда руководителя с учетом принципов фиксации информации и техники работы;

− выбор инструментов нового поколения личной работы менеджера, обоснование их достоинств и недостатков, классификация средств механизации и автоматизации управленческого труда.

14. Сформулируйте (письменно) основные требования к организации рабочего места: а) студента, б) руководителя.

 

 

6. Коммуникации в работе менеджера

 

Тема «Коммуникации в работе менеджера»

Лекция

1. Межличностные коммуникации в работе менеджера как способ эффективного общения и передачи информации.

2. Виды коммуникации: вербальные, невербальные.

3. Классификация факторов, влияющих на коммуникации.

4. Виды и техника убеждающих воздействий.

 

Тема «Пути достижения эффективности

коммуникативного процесса руководителя»

Практическое занятие

Т е м ы д л я о б с у ж д е н и я

1. Выбор действенных способов коммуникации: слушание и его виды по отношению к собеседнику.

2. Техника активного слушания с использованием выразительных средств: кивок, поддакивание, уточнение, обращение к чувствам, признание роли собеседника.

3. Диалог: культура, исключение назойливости, косноязычия, использование методики Д. Карнеги.

 

Тема «Принципы современных деловых отношений»

Практическое занятие

Т е м ы д л я о б с у ж д е н и я

1. Постановка целей делового общения.

2. Владение содержанием делового общения

3. Следование нормам деловой этики и правилам служебной субординации.

4. Коммуникативная привлекательность менеджера: расположение к себе собеседников, партнеров обликом, поведением, делом.

5. Умение владеть собой, соблюдение требований культуры взаимоотношений.

6. Создание благоприятного климата делового общения, свободных, доверительных, сотруднических отношений с выражением знаков внимания.

7. Постановка вопросов и техника ответов на них.

8. Выработка целесообразного, аргументированного и доказательного решения в процессе делового общения.

З а д а н и я

1. Подготовить самостоятельно и провести на занятии в группе деловую беседу на избранную тему или переговоры по конкретной проблеме.

2. Подготовить публичное выступление, обосновав и аргументировав актуальность избранной темы.

3. Провести рефлексию подготовки, исполнения и влиятельности своего публичного выступления (самоанализ организации, проведения и результативности делового общения).

Тема «Подготовка и проведение собраний и совещаний»

Семинар

З а д а н и е 1

Найдите в словарях подсказки и попробуйте сформулировать самостоятельно определения понятий «деловое собрание» и «деловое совещание». Объясните, чем одно отличается от другого.

 

 

 

П л а н с е м и н а р а

1. Деловые совещания, собрания: целесообразность их проведения.

2. Виды собраний и совещаний (проблемные, инструктивные, оперативные, производственные).

3. Процесс подготовки и проведения совещания, собрания.

§ Организация и планирование:

− повестка дня, состав участников, регламент проведения;

− техническая подготовка: место проведения, время начала обсуждения, регламент работы, документы для участников (наглядные пособия в виде таблиц, схем, диаграмм, планшетов, слайдов и т.д.), микрофон, трибуна, диапроектор, блокноты, ручки и т. п.;

− подготовка доклада, выступлений, организация обсуждения (прений).

§ Проведение:

− формулирование и согласование целей с участниками совещания;

− фиксирование процесса обсуждения вопросов, вынесенных на повестку дня (протоколирование, сбор материалов);

− обобщение информации, полученной в ходе обсуждения;

− выводы, следующие из обсуждения проблемы, полезные для дальнейшей организации деятельности;

− психологическая атмосфера в ходе обсуждения;

− принятие решения.

§ Подведение итогов собрания, совещания после его проведения:

− рефлексия организационно-управленческих действий руководителя;

− анализ хода состоявшегося разговора;

− осмысление итогов для принятия письменных решений, распоряжений.

 

 

 

 

З а д а н и е

Составьте алгоритм подготовки руководителем делового совещания (собрания).

З а д а н и е

Обоснуйте целесообразность проведения делового совещания в вашей организации.

 

 

Тема «Имидж менеджера»

Семинар

Т е м ы д л я о б с у ж д е н и я

1. Внешняя привлекательность.

2. Соблюдение правил делового этикета.

3. Организация презентаций.

4. Роль СМИ в формировании имиджа менеджера.

 

 

Т е м ы д л я с а м о к о н т р о л я

1. Визитная карточка и ее назначение.

2. Цветовая гамма одежды. Принципы ее подбора.

3. Современный этикет. Регламентация поведения людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

 

 

В о п р о с ы и т е м ы д л я с а м о к о н т р о л я

1. Основные факторы, влияющие на эффективность коммуникации.

2. Специфика вербальной коммуникации.

3. Особенности невербальной коммуникации.

4. Пути достижения эффективных межличностных коммуникаций.

5. В чем отличие собраний от совещаний и какова их эффективность и значимость?

6. Роль менеджера в подготовке и проведении собраний и совещаний.

7. Управление процессом обсуждения проблем и активизации аудитории.

8. Основные виды воздействия в ситуации делового общения.

9. Как вы понимаете выражение «Учитесь властвовать собой»?

10. В чем заключается культура общения, культура взаимоотношений менеджера?

11. Назовите основные формы слушания и раскройте технические приемы и средства его выражения, например, при активном слушании приемы поощрения (поддакивание, кивок); прояснения (уточнение, переформулировка); отражение (обращение к чувствам); поведение (промежуточное уточнение итогов, признание значимости собеседника). Аналогично при слушании: оборонительном, скептическом, наступательном, располагающем и др.

12. Условия успешности делового общения.

13. Основные правила слушания.

14. В чем отличие менеджера от лидера?

15. Какой должна быть техника ведения переговоров?

 

Контрольные задания

Выполнить письменно

· Раскройте содержание понятий «собрание», «совещание», «проблемное совещание», «деловая беседа».

· Чем отличается собрание от совещания?

· Приведите примеры деловых бесед. Можно ли считать деловой беседой семинарское занятие, экзамен, консультацию?

· Как вы будете готовиться к деловой беседе? Опишите примеры из своей практики.

 

 

7. Работоспособность и самоконтроль

в деятельности менеджера

 

Тема «Самоорганизация здоровья руководителя»

лекция

Самостоятельная работа

З а д а н и е

Выполнить письменно

· Опишите влияние физических нагрузок на вашу работоспособность.

· Дайте обоснование правилам рационального питания.

· Сколько времени необходимо отводить для сна?

· Какие основные правила закаливания организма вы используете? Дайте им характеристику.

· Охарактеризуйте рациональные приемы труда руководителя.

· Ваше понимание атмосферы доброжелательности.

· Каковы особенности гигиены умственного труда?

· Опишите распорядок жизнедеятельности делового человека.

 

 

 

Тема «Самоконтроль процесса деятельности»

З а д а н и е

При приеме на работу для определения того, стоит ли брать кандидата, всегда проводится собеседование. Чтобы оценить компетентность претендента на должность, его профессионализм, стремление к росту и т. п., можно задать разные вопросы, поставить перед ним различные задачи.

Несколько примерных вопросов

1. Кем вы хотите видеть себя через 3–5 лет (имеется в виду профессиональный рост)?

2. Почему вы решили сменить работу?

3. Если бы вы смогли что-нибудь изменить на вашем предыдущем месте работы, что бы вы сделали?

4. Опишите лучшего человека, с которым вам приходилось работать.

5. Какие люди больше всего вас раздражают?

6. Какую помощь вы хотели бы получить от организации, если бы начали в ней работать?

Продлите этот ряд. Какие вопросы вы могли бы задать на месте работодателя? А какие хотели бы услышать на месте претендента на работу?

 

Литература на электронных носителях

Петров В.В. Школы менеджмента (электронный ресурс): учеб. пособия для вузов. М.: ИД «Равновесие», 2005.

Принятие решений: инструменты руководителя (электронный ресурс). М.: ИД «Равновесие», 2004.

Управление персоналом (электронный ресурс). Саратов: Диполь, 2003.

Управление персоналом (электронный ресурс). М.: ИД «Равновесие», 2007.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.