Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистические игры без экспериментов

ВВЕДЕНИЕ

Во многих практических задачах управления приходится анализировать ситуации, в которых одной из оперирующих сторон выступает " природа", особенностью которой является безразличие к исходу операции. Несмотря на то, что в этих задачах нет сознательного противника (как, например, в случае конфликтной ситуации), сложность проблемы заключается в том, что оперирующая сторона не может представить себе образ действия " природы".

Для решения таких задач используется теория статистических игр, рассматривающая две большие группы ситуаций:

- статистические игры, в которых невозможно проведение экспериментов;

- статистические игры с возможностью проведения экспериментов.

В настоящей лабораторной работе изучаются простейшие приближенные методы решения статистических игр.

Цель работы. Ознакомление с основными понятиями теории статистических игр и изучение приближенных методов решения статистических игр с возможностью проведения экспериментов и без экспериментов.

ЗАДАНИЕ

1. Ознакомиться с предлагаемыми методами решения статистических

2. Реализовать подпрограмму генерации игровой ситуации, в соответствии с

реализуемым методом решения игры.

3. Построить алгоритм одного из рассматриваемых методов, указанного

преподавателем.

4. Разработать программу, реализующую построенный алгоритм.

5. Сделать итоговые выводы по результатам работы программы.

6. Оформить отчет о выполненной лабораторной работе, отчитаться преподавателю.

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

Для выполнения работы используются ПЭВМ с процессором не ниже 386. При написании программ могут использоваться такие языки программирования, как BASIC, PASCAL, С++.

Статистические игры без экспериментов

Ситуация с формальной точки зрения совпадает с матричной игрой, т.к. может быть задана в виде таблицы выигрышей оперирующей стороны, строки которой соответствуют нашим стратегиям xi, а столбцы - стратегиям " природы". Пj которые здесь называются возможными состояниями природы.

Отличие от стратегической теории игр концептуальное: мы не можем приписать природе какой-либо осознанный или целенаправленный образ поведения. Матрица выигрышей в конкретном случае может имеет следующий вид:

xij П1 П2 П3 П4
x1        
x2        
x3        
qj 0, 1 0, 2 0, 5 0, 2

Существует другой способ описания ситуации - задание матрицы риска. Для этого в каждом столбце находим максимальное значение выигрыша

j =maxiaij Затем строим величину - риск в ситуации rij.

Для нашего примера матрица риска такова:

Возможны три ситуации, связанные с данной задачей:

1. Известны вероятности, с которыми наступает состояние " природы".

2. Вероятности не известны, но по их значениях можно судить с некоторой достоверностью (на основании нашего опыта или опыта эксперта).

3. Ничего не знаем о вероятностях.

Рассмотрим первый случай. Вероятности известны, но в то же время нет никакой возможности их уточнить. В этой ситуации можно поступить следующим образом: либо максимизировать средний выигрыш, либо минимизировать средний риск.

Пусть - вероятность состояний " природы" Пj (qj ® p(Пj)). Тогда средний выигрыш будет равен:

a1 = 2*0.1+4*0.2+5*0.5+9*0.2=5.30; аналогиxно рассчитываем a2 и a3

a2 = 4, 50;

a3 = 5, 00;

Рассмотрим случай неидеального эксперимента.

В этом случае мы имеем следующие исходные данные:

1. Стратегии статистика = (x1, x2,..., xm)

2. Вектор состояния природы = П1, П2,..., Пn.

3. Вектор априорных вероятностей = q1, q2,..., qn.

4. Матрицу выигрышей

5. Множество возможных исходов единичного эксперимента = {S1, S2,..., Sk}

6. Матрицу условный вероятностей W = {wij =P(Sjj}

7. Стоимость эксперимента C.

В этом случае необходимо решить два вопроса:

1. Целесообразно ли проводить эксперимент?

2. Если проводить эксперимент целесообразно, то определить, какая из стратегий должна быть выбрана в качестве оптимальной. Если в результате эксперимента возникает ситуация, то используя формулу Байеса, можно рассчитать апостериорные вероятности:

Определяем для каждой стратегии средний выигрыш с учетом постериорных вероятностей:

aji -условный средний выигрыш от стратегии при условии, что эксперимент дал результат S1.

Находим соответствующий оптимально-средний выигрыш:

где il-номер стратегии при исходе S1.

Для усреднения этого результата по всем возможным исходам нужно найти вероятности каждого исхода:

Находим средний выигрыш при условии проведения эксперимента:

Необходимо сравнить полученный результат C:

Очевидно, что эксперимент следует проводить при условии:

Решающее правило задается формулой (*). Если правило (***) не выполняется, то необходимо пользоваться формулой (**).

Пример: Дана матрица платежей:

Таблица 1.

xij П1 П2 П3 П4
x1        
x2        
x3        
qj 0, 1 0, 2 0, 5 0, 2

Таблица 2.

Sij П1 П2 П3 П4
S1 0, 2 0, 9 0, 4 0, 3
S2 0, 1 0, 1 0, 5 0, 3
S3 0, 7   0, 1 0, 4

Если эксперимент не проводить, то по первой таблице мы можем легко определить оптимальную стратегию с выигрышем 5.3.

Перейдем к определению условно максимально средних выигрышей a1

и условно оптимальной стратегии xil. Начинаем с исхода S1. Определим апостериорные вероятности v11 , v21, v31, v41:

Теперь вместо первой таблицы мы имеем таблицу для исхода S1.

xij П1 П2 П3 П4 aji
x1         4.99
x2         5.385
x3         5.383
vjl 0.043 0.392 0.435 0.13  

Итак, обрабатывая эту таблицу по известному алгоритму, мы находим, что для условно оптимальная стратегия il=2, условно максимальный выигрыш a1=5.385.

Аналогично для S2

xij П1 П2 П3 П4 aji
x1         5.559
x2         4.029
x3         5.23
vjl 0.03 0.06 0.74 0.18  

Аналогично для S3

xij П1 П2 П3 П4 aji
x1         5.55
x2         3.25
x3         3.70
vjl 0.35 0.00 0.25 0.40  

Получаем:

Для S2 условно максимальный выигрыш a1=5.559

Для S3 условно максимальный выигрыш a1=5.55.

 
Ответим на вопрос: следует ли проводить эксперимент? Для этого сначала находим вероятности соответствующих исходов (по формуле полной вероятности):

0, 2
0, 42

Таким образом, максимальный средний выигрыш составит: aэкс=0.46*5.385+0.42*5.559+5.55*0.2 = 5.92, согласно (**), а = 5.3, С < aэкс - a = 5.92-5.3=0.62. Можно сделать вывод о целесообразности проведения эксперимента в случае, когда С < 0.62.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Загальні рекомендації до звіту з практики | Раздел 1. Информационные технологии




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.