Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место административного права в правовой системе РФ.






Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями:

1. конституционное право. Оно закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов госвласти. Административное право детализирует нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере госуправления, компетенцию органов исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности.

2. гражданское право. Нормы гражданского права регулируют частные правовые отношения в сфере госуправления по владению, пользованию, распоряжению имуществом, отношения, связанные с реализацией личных неимущественных прав. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и иных видов деятельности, связанной с данными отношениями. Основной объём контрольно-надзорных полномочий за субъектами гражданского права осуществляется органами исполнительной власти, что регламентируется административным правом.

3. уголовное право. Нормы административного права взаимодействуют с ним при обеспечении общественного порядка и безопасности путём применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния. Диспозиция рада норм уголовного права бланкетная и отсылает к нормативным актам, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц. Например, преступлкения против государственной власти, интересов государственной службы и в органах местного самоуправления.

4 финансовое право. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, их правовой статус, формы и методы деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, исполнением, функционированием налоговой системы.

5. земельное и экологическое право. Значительная часть отношений, отнесённых к предмету земельного и экологического права, особенно в части мер госпринуждения, регулируется нормами административного права. Система органов управления в сфере землепользования и экологии, их правовой статус, формы и методы деятельности определяются нормами административного права.

6. трудовое право. Тесно взаимодействует при регулировании вопросов госслужбы. За нарушение отдельных трудовых прав предусмотрена административная ответственность.

7. уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. В рамках административного процесса часто субсидиарно применяются нормы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

8. арбитражно-процессуальное право. Посредством норм арбитражно-процессуального права разрешаются споры с участием юридических лиц в сфере госуправления. Арбитражным судам подведомственны ряд категорий дел об административных правонарушениях.

 

 

57 Подведомственность дел об административных правонарушениях.

В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей административной деятельности и существующих в них отношений. И чтобы квалифицированно заниматься делами об административных нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его ведут органы, должностные лица, которые систематически осуществляют надзор за соблюдением соответствующих правил.

Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности имеет большое значение четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает, кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение вопросов подведомственности – необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дел об административных деликтах.

Подведомственность – неотъемлемая часть компетенции. В то же время подведомственность – это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать делами – значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и коллективных субъектов права. Для лидирующих субъектов подведомственность – это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные границы. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает делами.

Подведомственность дел может быть основана на линейной и функциональной власти (подчиненности). Так, подведомственность дел о дисциплинарных проступках базируется на линейной власти руководителя и соответственно линейной подчиненности работника (студента, военнослужащего), а подведомственность дел об административных нарушениях (как и все административное принуждение) является проявлением функциональной власти (подчиненности).

В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни органы (должностные лица) вправе расследовать дела, другие – рассматривать их и принимать постановления, третьи – рассматривать жалобы на постановления. Эта «эстафета лидирующих субъектов» характерна для всех юрисдикционных процессов. Поэтому в процессе актуален вопрос о постадийной подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает постановление и т. д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто предоставляет отсрочку исполнения постановления, составляет протокол и т. д.).

При определении подведомственности дел о проступках нужно помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.

В гл.16 КоАП РСФСР, ст. 290, 297, 449 и др. ТК РФ в иных актах решается вопрос о видовой подведомственности проступков. Она закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Постановления по этим делам выносят, жалобы рассматривают, постановления исполняют органы исполнительной власти, суды (судьи, судебные приставы-исполнители), а также арбитражные суды. Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однозначно (дела рассматривает ОВД, дела рассматривает судья), иногда – альтернативно (гражданин вправе обжаловать постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд, а значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган государственной власти).

Решив вопрос о видовой, нужно разобраться с территориальной подведомственностью. То есть нужно выяснить, какой конкретно орган исполнительной власти данного вида, какой суд (судья) должен заниматься делом. Эти правила установлены ст. 297, 358, 370 ТК РФ; ст. 256 КоАП РСФСР и некоторыми иными нормами. По общему правилу дело расследуется, рассматривается по месту совершения нарушения. Дело о нарушении таможенных правил рассматривается таможенным органом, должностное лицо которого занималось расследованием. А в какой суд может обратиться с жалобой гражданин? По общему правилу – по месту жительства гражданина. Но в ч. 2 ст. 370 ТК РФ так определена территориальная подведомственность: суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание.

Следующий уровень подведомственности – должностная. Правила должностной подведомственности определяют, кто в государственном органе должен заниматься делом. В системе ОВД такая подведомственность регламентирована частично ст. 203 КоАП РСФСР (налагать взыскания вправе начальники ОВД, их заместители, а за нарушение правил дорожного движения – работники ГИБДД). Право рассматривать дела о нарушении таможенных правил ст. 359 Кодекса предоставлено начальникам таможенных органов и их заместителям.

 

 

58 Понятие и структура административно – правовых норм.

Административно-правовая норма-установленное и санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределённо широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.

Общность административно-правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное право-одна из фундаментальных базовых отраслей российского права, а составляющие его нормы отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их сущности, роли, общественного предназначения.

Особенности административно-правовых норм но сравнению с нормами других отраслей. Собственный предмет регулирования в тех общественных отношениях, которые регулируются нормами административного права.

Императивный характер норм, он не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти. Нередко он заключается в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного в интересах граждан поведения.

Особенности структуры. Нормы всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат санкцию как последствия её несоблюдения. Санкции вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т. д.

По характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномачивающими, поощрительными. Большинство норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определённые позитивные организационные действия. Например, нормы о компетенции госорганов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан.

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия. Например, нормы, устанавливающие составы административных правонарушений.

Уполномачивающие административно-правовые нормы предоставляют определённые права и полномочия органам, должностных лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, могут отказаться от их реализации (например, нормы, предусматривающие возможность осуществлять управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления). Особая разновидность уполномачивающих норм-поощрительные, уполномачивающие субъектов на применение различных мер поощрения.

Общие особенности администратвно-правовых норм-огромное количество, многочисленность и разнообразие форм их группировки, систематизации, кодификации.

 

59 Административная ответственность: понятие, основные черты

Позитивная административная ответственность - это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность - это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1. является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

3. нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

4. фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

5. субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6. реализуется посредством применения мер административных наказаний;

7. к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

10. меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Принципы административной ответственности следующие:

–принцип законности - индивидуализация ответственности

· ответственность субъекта права лишь за свои проступки

· ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

· принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

· принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

· принцип гуманизма - принцип презумпции невиновности

· принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

1 защита правопорядка; 2 воспитание граждан в духе уважения к закону; 3 восстановление социальной справедливости; 4 предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

1 штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

2 воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

3 компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.