Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие межгруппового взаимодействия.






 

МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ -- совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Общество можно образно сравнить с " живым организмом", балансирующим на точке справедливости межгрупповых воздействий в процессе постоянного обмена социально-психологическими отношениями между его элементами, то есть такого обмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность, то есть принцип устройства, участвующих в нем социальных групп.

Взаимоотношения групп становятся звеном социальной системы и основой культуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствии с социальным контекстом.

Социальная психология-анализ малых, и больших групп, область межгрупповых отношений должна предполагать изучение отношений как между большими, так и между малыми группами. Специфика социальной психологии не в том, какие «единицы» анализа имеются в виду, а в том, каков тот угол зрения, который характеризует ее подход.

Существует несколько подходов к оценке характера межгруппового взаимодействия.

Подходы:

1. Система З.Фрейда:

1) под влиянием толпы люди обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, свои бессознательные агрессивные влечения;

2) врожденный инстинкт агрессивности и драчливости побуждает группы людей, общины и страны воевать друг с другом. Фрейд утверждал: «неизбежна групповая враждебность; функция этой враждебности в том, что она является главным средством сплочения и стабильности группы.» Механизмом формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», является Эдипов комплекс, амбивалентность эмоциональных отношений в семье, когда ребенок испытывает к отцу и любовь, и ненависть. Агрессивное поведение людей является следствием биологическизаданной агрессивности, которая направляется на враждебных соседей и способствует сохранению группы.

С позиции гипотезы фрустрации-агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, агрессивное поведение возникает тогда, когда человек или группа подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Даже если человек не испытывал непосредственно фрустирующего воздействия, а являлся лишь пассивным свидетелем сцен жестокости, у него усиливаются агрессивные реакции.

2 Концепция «авторитарной личности» Т. Адорно. Отношение к «чужим» группам зависит от процесса социализации ребенка в раннем детстве, от амбивалентности эмоциональных отношений в семье. Для этих людей характерна тенденция неприятия всех чужих групп и народов и завышения оценки собственной группы, своего народа. Авторитарная личность почтительно относится к любому представителю власти. Социальные условия могут способствовать тому, что авторитарная личность становится на какое-то время типичной в той или иной стране.

3 Теория реальных конфликтов М.Шериф утверждает, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимых групповых интересов. Конкуренция групп ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. Характеристики самого межгруппового взаимодействия приводят к появлению межгрупповой враждебности. Межгрупповая враждебность зависит исключительно от внешних факторов, изменяя внешние факторы, можно усиливать или ослабевать степень межгрупповой напряженности.

4 Когнитивный подход к оценке межгруппового взаимодействия исходит из того, что люди по-разному оценивают, воспринимают свою и чужие группы: склонны переоценивать результаты собственной группы и недооценивать результаты чужой группы, даже если и не было ситуации межгруппового соревнования.

6 Теория социальной идентичности А. Тешфел утверждает, что условием для возникновения межгрупповой являются не обязательно несовместимые интересы и цели, а порой достаточно просто наличия осознания своей принадлежности к группе, т. е. наличия социальной и этнической идентичности. Любая совокупность людей будет характеризовать себя как группу, когда субъективно воспринимаемая разница между ними меньше, чем разница между ними и другими людьми в данных условиях. Групповая сплоченность выступает как степень воспринимаемого сходства между собой и другими: поэтому разделяемые неудачи, успехи, опасности увеличивают групповую сплоченность, выступая в роли «общей участи» для людей данной группы. Самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт – упразднить различия между группами. Для успеха межгрупповых переговоров необходимо, чтобы представители сторон – групп выступали не с только с позиции своей групповой принадлежности, сколько с позиции единой группы, пытающейся найти решение проблемы. Межгрупповое сравнение является важным фактором, влияющим на социальное поведение в групповом контексте.

Межгрупповая дискриминация тесно связана в концепции Тэшфела с цепочкой когнитивных процессов: «социальная категоризация – социальная идентификация – социальное сравнение – межгрупповая дифференциация – межгрупповая дискриминация».

Деятельностный подход к оценке межгруппового взаимодействия объясняет, что объективные условия, в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы, обуславливают развитие когнитивных процессов, которые в свою очередь влияют на межгрупповое поведение и взаимодействие. Взаимозависимость между группами определяют и актуальное межгрупповое взаимодействие.

Закономерности взаимодействия между группами объясняют и особенности взаимодействия между этническими группами.

Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими этническими группами сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы – проявляется феномен этноцентризма. Этноцентризм как присущее свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона.

М.Бруэр и Д.Кешбелл выделили основные показатели этноцентризма.

 

Основные показатели этноцентризма:

1. Восприятие элементов своей культуры как «естественных», «правильных», а элементов других культур – как «неестественных и неправильных».

2. Рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных.

3. Оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных.

4. Представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу и не доверять, даже враждовать с членами других групп.

Этноцентризм выполняет полезную функцию поддерживания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов.

 

Виды этноцентризма:

1. Благожелательный (гибкий) при котором на фоне позитивного предпочтения своего народа предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру достижения.

2. Воинственный этноцентризм проявляется в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах, разрешает и оправдывает захват и угнетение других народов, даже их уничтожение. Он может перерастать в расизм, когда, например, убежденные в своем этническом превосходстве немцы считали, что евреи, цыгане и другие меньшинства – «недочеловеки», «низшая раса, достойная истребления».

В.А.Тишков дает определение «этнического конфликта как любой формы гражданского, политического, вооруженного противоборства, в котором стороны мобилизуют или страдают по признаку этнических различий.

Цели этнических конфликтов:

1. Социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия.

2. Культурно-языковые при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности.

3. Политические если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав.

4. Территориальные на основе требований изменения границ.

Для разрешения этнических конфликтов могут использоваться четыре макростратегии:

1. Применение правовых механизмов;

2. Переговоры;

3. Информационный путь;

4. Стратегия социально-политического или военного сдерживания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.