Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы теории деятельности А.Н.Леонтьева






- различные варианты систематизации принципов теории деятельности

Асмолов («основные принципы ПТД»): 1) предметности (против стимульности), 2) активности (против реактивности), 3) неадаптивной природы Д (против адаптивности), 4) опосредствования (против непосредственных ассоциативных связей), 5) интериоризации/экстериоризации (против социализации), 6) анализа «по единицам» (против анализа «по элементам»), 7) зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Давыдов («основные положения ТД»): 1) преобразовательный характер Д («цель, средство, сам процесс преобразования и его результат»); 2) целенаправленный характер Д; 3) Д связана с общением и символо-знаковыми системами; 4) культурно-исторический характер Д. +5) коллективность как исходная форма.

Давыдов, Зинченко В.П., Талызина: 1) предметность; 2) субъектность; 3) активность; 4) внешняя предметная Д – генетически исходная форма; 5) переход от коллективного к индивидуальному.
Леонтьев А.А. («исходные предпосылки ПТД»): 1) преодоление «постулата непосредственности» путем введения категории предметной деятельности; 2) идея деятельности как единства процессов преобразования и отражения действительности; 3) идея единства «внешних» и «внутренних» форм деятельности и формирования «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»; 4) идея единства субъективного и объективного, индивидуального и социального в деятельности и через деятельность; 5) историко-генетический принцип анализа, реализующий системный подход в смысле К.Маркса.

Ильясов («основные положения ДП»): 1) психология изучает психику и деятельность; 2) деятельность – специфическая активность на уровне человека и животных, регулируемая на основе психического отражения; 3) единство сознания и деятельности; 4) причиной развития психики являются не органические предпосылки (задатки) или среда, а деятельность; остальное – условия, а не причины; 5) процесс усвоения социального опыта – процесс воспроизводства деятельности, опредмеченной в объектах.

Смирнов С.Д. («основные постулаты и принципы ОПТД»): 1) [Понятие Д] «Предметная деятельность есть форма связи субъекта с миром. Она включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира». 2) [Первичность Д] «Деятельность является первичной как по отношению к субъекту, так и предмету деятельности. И субъект и объект как бы «выдифференцировываются» из деятельности». 3) [Интериоризация] «Главный канал развития субъекта — интериоризация — перевод форм высшей (?) материально-чувственной деятельности во внутренний план». 4) [Пластичность Д] «Обладая определенной пластичностью, деятельность подчиняется предмету, на который она направлена, модифицируется им, что приводит к исправлению исходного образа за счет обратных связей... Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым изменяет себя». 5) [Предметность Д] «Главной характеристикой деятельности... является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним». 6) [Социальная природа Д] «Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей... Поэтому вторая сторона деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Переход от совместной (интерпсихической) деятельности к деятельности индивидуальной (интрапсихической) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования». 7) [Опосредствованность Д] «Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми». 8) [Целенаправленность Д] «Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату». 9) [Активность Д] «Деятельность всегда представляет собой акт, инициируемый субъектом, а не запускаемый внешним воздействием». 10) [Продуктивность Д] «деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как на полюсе объекта (изменяется внешний мир в попытке достигнуть ту или иную цель), так и на полюсе субъекта (изменяется сам человек — его знания, мотивы, способности и т. д.)». 11) [Общность строения внешней и внутренней Д] «Важнейшим положением психологической теории деятельности является утверждение об общности строения деятельности внешней, материальной и деятельности внутренней, психической, осуществляемой в идеальном плане».

Соколова Е.Е. («основные положения неклассической концепции психики»): 1) дихотомия «внешнее – внутреннее» (S – R) снимается трехчленной схемой «внешняя действительность (материальная, идеальная) – процессы (внешние, внутренние) – образ»; 2) «именно деятельность есть форма, в которой или – лучше – посредством которой субъект психически отражает мир, т.е. что психика и деятельность онтологически тождественны»; 3) «психика... определяется... как ориентировочная «часть» или – лучше сказать – функция любой (внешней или внутренней) деятельности субъекта, которая (функция) может осуществляться как «в плане образа», так и в форме внешних материально-практических действий»; 4) «Специфика психического отражения мира заключается в его (отражения) смысловой природе»; 5) «Основным противоречием в неклассической психологии является не противопоставленность внешнего и внутреннего (как это было в классической психологии), а противоположность «образа» и «процесса»»; 6) «единицы анализа психики... < неотделимы> от единиц анализа деятельности»; 7) «Метод формирования психики (сознания) становится главным методом ее (его) исследования».
Тихомиров: 1) психология – наука «о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов»; 2) психическое отражение активно; 3) предметность; 4) Д входит в процесс отражения; 5) единство строения внешней и внутренней Д; 6) преобразовательный характер Д.

Талызина («принципы ДП»): 1) неразрывная связь психики и деятельности; психика – элемент практической деятельности или (у человека) может быть самостоятельной деятельностью; но неверно, что психика = деятельность; 2) первичность материальных, внешних и вторичность идеальных, внутренних видов деятельности; интериоризация; 3) социальная природа человека (и его психики).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.