Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль памяти в жизнедеятельности человека.






Определяющее значение памяти: она обеспечивает единство и целостность сознания и личности. Базовая функция памяти - «нанизывать» образования на один стержень. Основной объект для памяти - прошлое ==> основная функция памяти - фиксировать воспроизводить, работать с прошлым, изменяя тем самым поведение личности.

Иногда память может подменять восприятие и мышление; это проявляется в установках, стереотипах, иллюзиях и других ошибках памяти.

С.Л. Рубинштейн: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, Безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть»

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования учений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых сейчас находится.

3. Виды памяти: по характеру психической активности, по использованию средств для запоминания, по времени хранения информации в памяти, по наличию цели.

I. По характеру психической активности:

1) Двигательная (моторная) память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведения с достаточной точностью многообразных, сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умениях и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

2) Эмоциональная память - это память на чувства и переживания. Особенно она проявляется в человеческих отношениях. На эмоц. памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоц. переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

3) Образная память (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и т.д.)

4) Словесно-логическая память тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

 

II. По характеру целесообразности деятельности:

1) непроизвольная память (запечатление идет без участия воли, постановки целей, задач);

2) произвольная память (ставятся цель, задачи); здесь она часто отождествляется с мнемической деятельностью.

 

III. По использованию дополнительных средств :

1) опосредованная память (мнемическая деятельность опирается на использование конкретных средств);

2) непосредственная, или механическая, память (путем многократных повторений).

Когда речь идет о произвольном опосредованном запоминании, то говорят о мнемотехниках.

 

IV. По продолжительности сохранения материала:

1) мгновенная память (иконическая): представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

2) кратковременная память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

3) долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

4) оперативная память. Вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

V. По участию наследственных механизмов :

1) генотипическая память (наследственная, видовая): информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур.

2) фенотипическая память (индивидуальная)

3) импринтинг (этот термин ввел этолог Лоренц) - способность новорожденных в первые часы и дни жизни рецепторно фиксировать и запоминать подвижные предметы, находящиеся в непосредственной близости. Впоследствии эти предметы вызывают на себя устойчивую ориентировку животного. Импритинг имеет огромное приспособительное биологическое значение благодаря установлению экстренной связи детеныша с родителем.

4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Различают основные процессы памяти (п амять определяется основными мнемическими процессами): Запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Забывание - процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти (утрата информации). Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее (из долг в опер). Сохранение - процесс памяти, удержание информации в памяти и основа для воспроизведения.

Главный среди них запоминание, - которое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и дли­тельность его сохранения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает оно в форме непроиз­вольного или произвольного процесса. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством вос­становления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Наиболее простой его формой являются узнавание, осуществляе­мое в условиях повторного воспроизведения объектов, закрепившихся ранее в памяти.

Более сложным является воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспроизводятся нами. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. Забывание проявляется по-разному - от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое. Забывание может быть устойчивым, длительным и временным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.