Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития отечественной психологии






1 этап: 20-30-е гг. ХХ в.

Послереволюционный период. Начинают появляться тоталитарные тенденции и ценность какой-либо теории определяется соответствием идеала марксизма-ленинизма. На психологию наибольшее влияние. Все в науке носит ярко идеологический характер.

Новые прикладные дисциплины и направления в психологии.

1. Психотехника (Шпильрейн) – 1923 г. психотехническая лаборатория. Основное направление работы: профотбор, профориентация, исследования пропаганды. Шпильрейн расстрелян. (Платонов, Левитов Геллерштейн?)

2. Педология (Нечаев, Лазурский). Объект – ребенок. Возникла идея формирования человека (Блонски, Басов, Выготский).

3. Поведенческая школа: два направления:

- рефлексология (Осипов, Уразов)

- реактология (Блонский, Корнилов).

В это время развивается и получает практическое принятие психоанализ. Резенталь – внедрение психоанализа в практику. Активно поддерживал Троцкий. В начале 30-х гг. был запрещен (гонения на Троцкого), вплоть до 60-х гг.

В 1929 г. вышло постановление ЦК партии и было создано общество педологов-марксистов.

1932 г. Крупская организовывает дискуссию по проблемам педологии (по результатам дискуссии выходит ряд работ (Блонский – педология, Выготский – основы педологии, Басов – о некоторых задачах, предстоящих перестройке педологии).

В 1933 г. – положен конец педологии.

Перед психологией возникает основная проблема, как адаптировать марксизм к психологии. Две тенденции:

1) можно догматически взять марксизм и перенести его в психологию

2) творческая переработка идеи марксизма.

На путях второго подхода в советской психологии созданы труда, которые положили основу методологии отечественной психологии (Ананьев, Басов, Выготский, Лурия, Леонтьев, Рубинштейн, Узнадзе, Смирнов, Теплов, Зинченко).

1. Проблема материального субстрата психики и сенсорных процессов (Бехтерев, Павлов, Ананьев).

2. Анализ содержательных характеристик психики (школа Рубинштейн)

3. Изучение высших психических функций (Выготский).

4. Психологические исследования деятельности и генезиса психики (Леонтьев)

5. Проблема установки (Узнадзе).

6. Психология отношений (Лазурский, Мясищев).

7. Проблема психологии памяти (Зинченко, Смирнов)

8. Проблема индивидуальности (Теплов, Ананьев)

С 38 по 40 г. – 160 научных работ.

Основные научные достижения в 20-30-е гг.:

1. Психика стала рассматриваться как свойство высокоорганизованной материи мозга.

2. Положения об эволюционно-стадиального характера развития психики.

3. Признание человека в качестве активного деятеля в окружающей среде

4. Признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики.

 

2 этап: развитие психологии в годы ВОВ

Основная задача: психологическое обеспечение нужд военного времени.

Требования к психологическим исследованиям: прикладная направленность, существенное сокращение сроков исследование, открытость и доступность результатов для широкой жизни ученых и практиков.

Основная проблематика исследований:

1. лечение травматических повреждений

2. диагностика травм черепа и мозга

3. травмы и инфекционных токсические заболевания периферической и центральной нервной системы

4. изучение посттравматических психических изменений

Основные достижения психологии:

1. Разработаны основы по восстановлению утраченных психических функций:

- доказательства высокой пластичности нервной деятельности

- был обоснован принцип системной, а не локальной представленности психических функций в коре головного мозга

- доказательство того, что при выпадении определенного звена функциональной системы возможно не только перестройка внутри системы, но и замена выпавшего звена сохранным

(Анохин, Бернштейн, Лурия)

2. Оформление нейропсихологии (Лурия)

3. Результаты Теплова по способностям (личностные качества бойца и командира). Ум полководца, Теплов – послужила началом исследованию по общим и специальным способностям.

4. Начинают проводиться исследования в области изучения психических процессов.

В целом в этот период идеологические нападки на психологию значительно уменьшились, но после войны началась новая волна гонений на психологию.

Самое верное – это учение Павлова. Были прекращены все исследования, которые вписывались в Павловское.

В 1950 г. проводится сессия, посвященная работам Павлова. Основная задача: вскрыть недостатки, которые мешают работам Павлова. Было предложено удалить из психологии все субъективные методы и заменить психологические методы физиологическими.

Основным направлением был поиск естественно-научных основ психологии и необходимо было решить проблему: избежать сведения психических и физиологических и не допустить обособления физического от психического.

Итог: в психологии были более четко разработаны методологические основы науки, удалось отстоять самостоятельность психологии.

 

3 этап: вторая половина 60 – конец 80 гг.

Очень спокойный с точки зрения идеологических и политических воздействий на психологию период.

Контроль за наукой был не таким жестким, были созданы условия для поступательного развития психологии.

Психология была активно включена в решение практических задач, расширяется проблемное поле психологических исследований, развивается комплексный подход в познании психики.

Достижения в методологическом плане:

1. Разработка системы методологических принципов в психологии

2. Разрешение вопроса о предмете психологии как самостоятельной науки.

3. Выявление и формулировка основных законов и закономерностей психической деятельности.

4. Систематизация и уточнение категориально-понятийного аппарата психологии.

Основная научная проблематика:

1) Развитие исследований природных основ психики (Теплов, Небылицын). Последователи Раввин-Щербо, Русанов, Луревич, Лейтес, Голубева.

2) Разработка проблем познавательной деятельности человека:

- изучение порога чувствительности (Забродин, Бородин)

- проблема ощущений и их классификация (шк. Леонтьева)

- формирование образа восприятия (Зинченко)

- исследование мнемических процессов (Смирнов, Зинченко, Репнина, Середа)

- изучение проблемного и творческого мышления (Тихомиров, Лук, Пономарев, Брушлинский)

- изучение процесса решения задач (Тихомиров, Забродин)

- проблема учебной деятельности и формирование умственных действий (Гальперин, Давыдов, Эльконин, Талызина)

- разработка общепсихологических аспектов проблемы общения (Ломов)

В этот период в психологии формируются различные отрасли психологии труда, инженерная, космическая психология. Внутри социальной психологии (политическая психология, этнопсихология, психология управления).

Развиваются междисциплинарные связи и психология начинает разрабатывать проблемы на стыке различных областей знаний. Возникла проблема комплексного человекознания и проблема интеграции знаний из разных областей психологии.

Одной из первых школ, которая решает эту проблему – школа Ананьева.

В связи с возникновением множества школ и направлении появилась потребности в осмыслении и систематизации научных данных.

В качестве обобщающего подхода в 80-х гг. выступил системный подход в школе Ломова.

Существенно повышается статус психологии в этот период.

1971 г. – институт психологии РАН СССР

1972 г. – повсеместно открываются факультеты психологии (Киев, Харьков, Саратов)

В 1980 г. начинает издаваться еще один журнал по психологи.

 

4 этап: 90-е гг. и современность

Принципиально новая социальная среда.

1989 г. – устранение марксизма из психологии и усиление гуманистических тенденций.

Психология превращается в науку, ориентированную на сегодняшние потребности. Мощный рывок в прикладной психологии.

Тенденции прикладных исследований:

1. Принципиально иное распределение прикладных и фундаментальных разработок в пользу прикладных.

2. Выбор практической проблематики определяется сиюминутными экономическими и политическими задачами.

Важная особенность: разрыв между прикладными и теоретическими изысканиями.

С 1991 по 2001 г. методологическая работа была практически полностью прекращена.

С 2002 г. возобновляется интерес к теоретическим основаниям, к методологии психологии и одновременно продолжаются мощные прикладные исследования.

Брушлинский, Абульханова-Славская, Шадриков, Асмолов, Братусь.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.