Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гештальтисихология. Основные направления в области восприятия, мышления, личности. Оценка решения проблемы целостности в гештальтисихологии.






Относится к интроспективной психологи сознания.

Возникновение школы продиктовано логикой развития собственно психологического знания.

Основной идеей того времени – идея целостности. Возникает как протест против структурной психологии В. Вундта. Целое на равно сумме его частей.

Макс Вертгеймер

Вольф Келлер

Курт Коффка

Курт Левин

В 1921 г. Вертгеймер, Коффка и Келлер основали журнал «Психология исследования», который стал официальным печатным изданием школы психологии.

Центральный предмет исследования – восприятие.

Келлер изучал интеллектуальное поведение животных (антропоиды).

Проблема творческого мышления и общественных явлений – Вертгеймер.

Онтогенетическое развитие психики – Коффка

Проблема личности – Курт Левин.

Стратегическим экспериментов явилось изучение Вертгеймером фи-феномена. Открытие фи-феномена дало возможность построить идею формирования целостного образа.

Основное понятие гештальтпсихологии – образ (гештальт).

Основной постулат гештальпсихологии: первичным для психики являются целостные структуры, образы, гештальты.

Каждый гештальт имеет свои законы, свои структуры и собственные характеристики.

Закономерности функционирования гештальта сначала рассматривались как закономерности восприятия, а затем всей психической жизни человека. Психика человека и животных изображалась как целостное феноменальное поле, которое обладает определенным строением. Основные компоненты этого поля: фигура и фон, фигуро-фоновые отношения.

Хорошие фигуры – простые, симметричные, замкнутые, уравновешенные.

 

Основной предмет исследования – восприятие. Организация восприятия происходит мгновенно. Основные принципы организации восприятия:

1. Близость (близость во времени и пространстве)

2. Непрерывность (следует в одном направлении)

3. Сходство

4. Замыкание – тенденция завершения незаконченных предметов или завершение промежутков.

5. Простота – хорошие фигуры, закон прегнантности.

6. Фигура – фон.

Они не зависят от мыслительных процессов человека, прошлого опыта, а свойственны самому процессу восприятия. Изменение фигуры и фона.

Перецентрация (изменение гештальта) – рассматривается человеком как внезапное усмотрение новых свойств объекта и определяется «инсайт» (ввел Келлер).

Инсайт – переход к новой познавательной образной структуре.

 

Концепция Личности К. Левина (активно развивалась в 30-е гг. ХХ в.).

В учении К. Левина два периода: берлинский (изучение личности), американский (межличностные отношения, предшественник американской социальной психологии)

Теория Левина выходит за рамки психология сознания и включает в себя идеи Фрейда, Макдаугола и представителем бихевиоризма.

Динамическая теория личности: деятельность и поведение человека определяются его внутренними психологическими потребностями и мотивами. Несмотря на то, что он отходит от классической гештальтпсихологии три положения находят отражение в его теории:

1) образ мили или явления создается не путем синтеза отдельных элементов, а сразу, поэтому гештальт не является суммой частей, а представляет целостную структуру и целостную систему

2) образ создается в данный момент по принципу инсайта

3) принцип изоморфизма (принцип утверждает тождество закономерностей в разных науках.

Заслуга: разрабатывает проблему потребностей и мотивации, используя объективный метод, разрабатывает ряд методик, при помощи которых изучает характеристики личности, которые не были предметом исследования до этого (пр., временная перспектива).

Разрабатывает проблему структуры личности.

Основное положение К. Левина касается потребности. По его мнению потребности являются движущей силой человеческой деятельности. Потребность – динамическое состояние (активность, которая возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения (действия)).

Обозначил квазипотребность – т.е. подчеркивание ее социальной обусловленности (для К. Левина).

Социальное означало не общественно обусловленное, а то, что потребность возникает в каждый конкретный момент.

Содержанию потребности Левин не придавал значения. Определяющим для него был динамический аспект. Поэтому название теории «Динамическая теория личности».

Удовлетворение квазипотребности означало разрядку ее динамического напряжения. Квазипотребность – это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению).

Эксперименты Овсянкиной (незавершенные действия, 1 и 2 задания разные). После проведения экспериментов К. Левин приходит к выводу, что если поведение человека определяется формированием квазипотребности, то ее влияние сказывается и в других видах психической деятельности (пр., мнемической) (Зейгарник: незавершенные/завершенные – 90/1). В этих работах впервые было высказано предположение, что сама экспериментальная ситуация может породить мотив к действию и позиция экспериментатора должна носить активный характер.

Возможность формирования квазипотребности является свойством, которое характеризует человеческую деятельность. Человек в отличие от животных может делать то, что для него биологически безразлично. Удовлетворение потребности человека происходит иначе, чем удовлетворение потребностей у животных. Способы удовлетворения потребностей человека носят гибкий характер.

Гита Васильевна Биренбаум: монограмма, формирование намерений, что препятствует. Ситуация эксперимента постоянна менялась. Результат эксперимента: выделение факторов, которые влияют на действенность намерения: значимость, эмоциональная окрашенность, степень связи с основной деятельностью, личностные особенности испытуемого, замещающее выполнение (действие), наступление соответствующего случая.

Полученные результаты навели Левина на мысль о том, что удовлетворение потребностей (выполнение намерений) может приобрести характер замещающегося действия и можно выделить условия, при которых деятельность будет обладать замещающим смыслом.

Эксперимент Малер, Лисспер (опыты на замещающие действия, которые представляют собой вариант опытов на прерванные действия). Опыт Лисспера: второе задание аналогично или похоже на первое. В этом случае выполнение второго задания замещало выполнение и возврат к прерванному действию практически не происходил. К. Левин делает вывод о том, что квазипотребности могут находится в состоянии коммуникации, при котором энергия системы не переходит в другую.

Опыты Малер были построены таким образом, что прерванные задания испытуемый мог завершить в уме. Такой вид замещения приводит к удовлетворению квазипотребности. Т.е. динамические процессы, характеризующие психическую жизнь человека могут разворачиваться в нереальном, воображаемом плане.

Исследование Слиобер – изучение замещающего действия в игровой ситуации над детьми дошкольного и школьного возраста.

К. Левин: замещение зависит от степени напряженности системы и именно сила напряженности определяет эффективность замещения. Недостижимость цели приводит к символическому замещению или к замещению в ирреальной сфере. Три типа замещения:

1) эквивалентное замещение

2) замещение pars pro toto – выполнение деятельности идет в направлении первоначальной сферы, не останавливается.

3) нереальные символические решения.

Введение в теорию Левина квазипотребности породило две проблемы:

1. Проблема удовлетворения потребностей.

2. Проблема психологического поля. (Хана и камень, валентность).

В ситуациях, когда человек не занят осмысленным делом, то его поведение становится ситуационно обусловленным.

Психологическое поле в данный момент включает в себя представления о своем будущем и прошлом.

Временная перспектива – включение прошлого и будущего, реального и идеального плана жизни в план данного момента.

В плане две стратегии:

1. Человек может питаться больше прошлым.

2. Будущее заменяет настоящее.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.