Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика кризиса в психологии.






Кризис интроспективной психологии сознания связан с тремя причинами.

 

1. Запросы практики – психология сознания оказалась бессильной перед практическими задачами, которые выдвигало развитие капиталистического производства.

Прикладные ответы давали не психологи, а социологи и экономисты (пр., Тейлор), а когда принялись за решение практических задач, стало понятна необходимость разработки объективных методов исследования.

Альфред Бине (первая попытка) – создал тесты для выявления уровня развития интеллекта у детей.

В качестве метода – объективный анализ продуктов или результатов решения различных задач.

Результат исследования – выделение мыслительных типов:

1. Наблюдательный (объективный)

2. Фантазирующий (субъективный)

Мыслительная деятельность – это качественно-своеобразный процесс, который не сводится к чувственной основе.

Мышление может быть абсолютно не связано с речью.

Практически вопрос: отбор умственно-отсталых детей во вспомогательные школы.

Совместно с Симоном он создает тесты, которые представляют собой совокупность задач для определения умственного развития детей от трех лет (тесты Бине-Симона).

Недостаток: развитие личности и мышления рассматривается через стадии созревания ребенка и игнорировалась идея о формирования и развитии умственных способностей.

Достоинство: попытка приложения объективных методов к анализу психических функций человека.

 

2. В это время бурно развиваются исследования в области психиатрии (Франция). Они показали, что у человека существуют неосознаваемые психические явления.

Область бессознательного была подвергнута клиническому и экспериментальному анализу.

Исследования Жана Шарко: идея о бессознательном поведении человека. Под руководством Шарко начинают работать Пьер Жане и З. Фрейд.

В 1889 г. выходит книга Жане «Психология автоматизации». В ней детально описывается поведение истероидных больных, которые правильно выполняли приказы экспериментатора, их действия носили разумный характер, но в то же время они совершенно не осознавали свои действия.

З. Фрейд начинает разрабатывать свою психоаналитическую теорию (на том же материале, около 1900 г.).

Результат: психология не может быть только наукой о сознании.

 

3. Появление под влиянием эволюционной теории Дарвина исследований по изучению психики животных и ребенка. В. Прейер, Морган, Торндайк.

 

Эти причины определили возникновение пяти новых школ. Главная проблема: вопрос о соотношении психики и поведения:

1. Функциональная психология

2. Гормическая психологическая Макдаугала

3. Объективная психология Анри Пьерона

4. Психоанализ Фрейда

5. Бихевиоризм

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.