Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке.






Общие понятия о методологии науки

Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле

 

Методология «наука о методе». Существует несколько подходов к пониманию понятия метода как центрального понятия методологии.

Метод может определяться в широком и узком смысле:

  1. В широком значении метод (из философии) – это путь познания как совокупность принципов и приемов познавательной деятельности, которая обеспечивает движение к объективному знанию.

Это совокупность способов практического и теоретического освоения действительности.

Исходя из философских определений метода методология - это учение о принципах познания и методах освоения действительности.

  1. В узком смысле метод – это реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования (два основных метода – наблюдение и эксперимент (по критерию активности-пассивности + степени вмешательства)).

Методология – это наука о способах и приемах исследования.

Содержание понятия методологии можно раскрыть через структуру методологического знания. При этом в методологии выделяются общая методология (общее методологическое знание) и частная методология (методология конкретной науки).

Содержание (структура) общей методологии:

  1. Анализ предпосылок и оснований научного познания (прежде всего философских основ).
  2. Анализ методов и спо­собов организации познавательной деятельности.
  3. Внешние и внутренние детерминанты процесса познания, его структура.
  4. Крити­ческую оценку получаемых наукой знаний.
  5. Определение исторически конкретных границ научного знания (применимость, актуальность научного знания в современных условиях).

Структура частной методологии:

  1. Анализ предмета науки и критериев, отграничивающих предмет данной науки от предмета смежных с ней наук.
  2. Анализ основных методов данной науки.
  3. Анализ строения категориально-понятийного аппарата данной науки.
  4. Анализ объяснительных принципов данной науки.
  5. Критический анализ получаемых наукой знаний (н-р, возможность использования выборки из др. стран – адаптация методики).
  6. Перспективы развития данной науки

 

 

Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке.

Научная рефлексия – один из видов и даже методов познания, главной особенностью которого является направленность на само знание и на процесс его получения

Методология (с т.з. рефлексии) – это научная рефлексия процесса познания.

В методологии выделяется два вида рефлексии: субъективная и объективная.

Субъективная рефлексия – рефлексия, неразрывно связанная с субъектом познания (пр., осознание ученым способа создания своей концепции, рефлексия научного пути, выраженная в научной автобиографии (Курт Левин) и т.д.)

Объективная рефлексия – рефлексия, осуществляемая над так называемыми объективированными формами знания. Эту рефлексию осуществляет методология науки. Например, рефлексия над наукой.

Функции рефлексии:

1) Развитие научного знания, его прогресс

2) Прогнозирование развитие научного познания

3) В процессе рефлексии человек делает определенные открытия, т.к. становится в иное отношение к рефлексируемому явлению.

4) В результате научной рефлексии мы можем преобразовывать предмет рефлексии, помещая его в разные контексты, сравнивая с другими явлениями и т.д.

В методологии психологии выделяются:

1. Внешняя неспецифическая рефлексия - ее осуществляет по отношению к конкретным наукам философия (и другие науки, схожие с ней). Позволяет оценить место науки в системе других наук и перспективы развития науки преимущественно в целом для общества и других наук

2. Внутренняя специфическая - осуществляется представителями самой науки, которые оценивают собственно научное развитие, внутренние условия развития, логику науки и т.д.

 

3. Соотношение понятий «философия», «мировоззрение», «наука». Методология науки и науковедение

1)Философией называют научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания.

Философия – это теоретическая форма мировоз­зрения, которая вскрывает наиболее общие законы развития природы и общества. При этом философия опирается не только на науку, но и на всю совокупность духовной культуры.

Философское знание:

- является наиболее общим по отношению к конкретной методологии и тем самым указывает ориентиры исследовательской практики и теоретических обобщений

- философия по отношению к конкретной науке выполняет аналитическую функцию, оценивая вклад каждой науки в развитие конкретного человека и общества в целом, т.е. философия дает мирововоззренческую оценку каждой науки.

2)Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир. Это обобщенная система взглядов человека на мир, на свое место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла своей деятельности. Это совокупность научных, политических, правовых, нравственных и других убеждений. Именно отношение человека к миру составляет специфику мировоззрения.

Мировоззренческий потенциал науки состоит в том, что любая наука вносит свой вклад в развитие мировоззрения человека. Он оценивается в зависимости от того, насколько достижения конкретной науки оказывают влияние на развитие общества или отдельного человека.

3)Методология – это учение об исходных основах (принципах) познания + учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. => эта часть методо­логии связана с философией и с ми­ровоззрением. В учении о способах и приемах иссле­дования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования.

4)Науковедение – это дисциплина, изучающая организационную специфику научной деятельности и ее институтов + осуществляющая комплексный анализ научного труда и деятельность по производству научного знания.

Науковедение занимается:

  1. Дисциплинарным строением науки или вопросами структурных единиц науки.
  2. Организацией междисциплинарных исследований.
  3. Изучение факторов, влияющих на эффективность работы научных коллективов или отдельных ученных.
  4. Вопросами, связанными со способами оценки эффективности научной деятельности.

4. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования.

В современной методологии можно выделить две основные тенденции:

1. Дифференциация методологического знания, в результате которого выделяются уровни методологии.

2. Интеграция методологического знания - необходимо для выработки общеметодологических подходов

В соответствии с дифференциацией методологического знания выделяются 4 уровня методологии:

1. Уровень философской методологии

2. Уровень общенаучной методологии

3. Уровень конкретно-научной методологии

4. Уровень конкретных методик и техник исследования

1. Уровень философской методологии. На данном уровне методология имеет форму философского знания и добывается философскими методами. Этот уровень связан с анализом наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом. Философия на данном уровне выполняет 2 функции:

1) Философия осуществляет конструктивную критику научного знания (сюда входят условия и границы применения, адекватность методологического фундамента и анализ общих тенденций развития науки)

2) Мировоззренческая интерпретация результатов науки (данная интерпретация дается в рамках той или иной картины мира).

2. Уровень общенаучной методологии (уровень общенаучных принципов) – прежде всего предназначен для обеспечения междисциплинарных исследований; разрабатывает общенаучные принципы исследования и общенаучных категориальный аппарат.

3. Уровень конкретно-научной методологии (частная методология) – разрабатываются все методологические вопросы, связанные со специфической областью знаний.

4. Уровень конкретных методик и техник исследования - наиболее близок к исследовательской практике в науке и связан с описанием способов и конкретных приемов получения научного знания, описанием требований к процессу сбора эмпирических данных и требований к методам обработки полученных эмпирических результатов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.