Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кооперация в оптовой торговле






Оптовые торговые предприятия, осуществляя товарные процес­сы и распределение товаров, сталкиваются с множеством проблем экономического, финансового и хозяйственного характера. Они



вызваны недостатком денежных средств, отсутствием инвестиций, инфляционными явлениями, связанными с переходом к рынку, и др. В силу этого отдельные проблемы предполагается решать с помо­щью кооперации. Под кооперацией понимается объединение двух и более предприятий в целях взаимовыгодного решения задач торго­вой деятельности.

Признаками кооперационного объединения являются:

• обоюдная заинтересованность и использование потенциальных возможностей в проводимой работе;

• правовая и хозяйственная самостоятельность кооперирующихся предприятий;

• совместное планомерное и комплексное воздействие на объек­ты кооперации;

• обозначенные результаты от кооперационной деятельности. К перспективным сферам кооперации можно отнести: «маркетинговые исследования состояния оптового рынка и про­гнозы его развития;

• расширение доли оптового рынка;

• закупочная деятельность;

«область складского хозяйства;

«сбытовая деятельность.

В зависимости от партнеров по кооперации различают горизон­тальную и вертикальную формы кооперации. При горизонтальной кооперации сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяй­ственной ступени: предприятия товаропроизводителей; предприятия оптовой торговли; мелкооптовые предприятия, при вертикальной — предприятия с различной хозяйственной деятельностью: товаропро­изводители и оптовая торговля; оптовая торговля и розничная тор­говля; оптовая торговля и кооперативная торговля. Горизонтальная и вертикальная кооперация, партнерское сотрудничество и связи показаны на рис. 9.2.

Горизонтальная кооперация ориентирована прежде всего на за­купочную и сбытовую деятельность. Участники кооперации — опто­вые предприятия - передают заявки на необходимые товары голов­ному оптовому предприятию, которое суммирует их и общий заказ направляет производителю для поставки товаров. В результате заку­паются большие объемы товаров по более выгодным ценам, что при­носит определенную выгоду скооперированным предприятиям. В рамках горизонтальной кооперации используются услуги оптовых рынков и торговых домов, которые относятся к центрам оптового то-вароснабжения и сбыта продукции. В первую очередь товарами обес-


печиваются малые и средние оптовые торговые предприятия, а также мелкооптовая торговля. Зачастую благодаря кооперации этим предприятиям удается упрочить свои позиции на рынке.

Возможности и диапазон вертикальной кооперации значительно шире, чем горизонтальной, поэтому необходимо более подробно рас­смотреть эту форму кооперации. Кооперационные объединения пред­приятий оптовой и розничной торговли, именуемые в Западной Европе добровольными торговыми цепочками, базируются на сов­местно выработанной стратегии действий на рынке сбыта. Доброволь­ны", цепочки в зависимости от организационной структуры бывают двух-, трех- и четырехступенчатыми. При двухступенчатой органи­зационной структуре предприятие оптовой торговли кооперируется с несколькими розничными торговыми предприятиями, при трехсту­пенчатой - сотрудничают головная организация, несколько предпри­ятий оптовой торговли и их партнеры из числа розничных торговых предприятий, при четырехступенчатой — международная организа­ция, национальные головные организации, предприятия оптовой и розничной торговли. Крупные добровольные цепочки в международ­ной торговле являются в основном четырехступенчатыми.

Предприятия оптовой и розничной торговли, вступившие в доб­ровольную цепочку, осуществляют совместно ряд функций:

• закупка товаров головной организацией на отдельных рын­ках и поставка их на оенбвании заказов розничным торговым пред­приятиям;

• модернизация магазинов розничной торговли за счет средств участников кооперации;

• ведение бухгалтерской и статистической отчетности;

• разработка мероприятий по снижению транспортных расходов;

• проведение рекламных мероприятий.

Торговые предприятия, выполняя совместные функции в рамках добровольных цепочек, остаются самостоятельными юридическими лицами.

При осуществлении закупочной деятельности в горизонтальной и вертикальной кооперации используются следующие системы оп­товых закупок:

распределительная система — закупочное объединение покупает за собственный счет товары, берет их на хранение на склад коопера­тива и оттуда распределяет среди его членов согласно заказам;

система генерального договора — кооператив заключает с постав­щиком договор на определенный объем товаров и организует в целях


снижения транспортных затрат доставку от производителя непосред­ственно участнику;

система прямых поставок - участники кооператива от собствен­ного имени заказывают за его счет товары, которые поступают им от производителя (поставщика).

При всех вариантах закупки счета поставщиков оплачивает ко­оператив, его члены оплачивают за поступившие товары головной ор­ганизации объединения по инкассовому требованию-поручению. Здесь особое внимание обращается на надежность членов коопера­тива с позиций финансовой устойчивости и выполнения договорных обязательств.

Вертикальная кооперация между производителем и торговым предприятием может быть организована в виде представительств, сбытовых объединений и франчайзинга. Представительства — это обособленные подразделения промышленных предприятий, которые осуществляют сбыт продукции на основе исключительного права. Они могут наряду с продажей выполнять гарантийное обслужива­ние продукции и поставлять запчасти. Сбытовые объединения орга­низуют сбыттоваров между производителями и предприятиями тор­говли на основе договоров. Франчайзинг— это форма системы сбы­та, которая в западноевропейской торговле осуществляется на ос­нове концепции маркетинга, разрабатываемой головной организа­цией кооперационного объединения. Согласно договору франчай­зинга лицензиар (организатор франчайзинга) предоставляет своим партнерам (лицензиатам) лицензию на создание самостоятельного предприятия под маркой лицензиара. При этом партнеры имеют право собственности на фирменное наименование, ноу-хау, а также могут организовывать закупки, обучать персонал, проводить рек­ламу. В обязанности лицензиата входят сбыт товаров и оплата услуг, оказываемых лицензиаром. •






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.