Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика






Трубопроводный транспорт - один из видов транспорта, предназна­ченный для транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа с мест добычи в районы их переработки и потребления. Кроме нефти, нефте­продуктов и газа по трубопроводам транспортируют уголь, железную руду и другие грузы в размельченном виде, перемешанные с водой. Тру­бопроводы, перемещающие нефть и нефтепродукты, называют нефте­проводами, газ - газопроводы, уголь и железную руду и прочие грузы -пульпопроводы.

В состав нефтепровода входят трубопровод, перекачивающие стан­ции и линейные вспомогательные сооружения. Нефтепроводы разде­ляют на промысловые, заводские, нефтебазовые и магистральные. Первые три типа нефтепроводов служат для перекачки нефти и нефте­продуктов на небольшие расстояния и работают, как правило, периоди­чески. По магистральным трубопроводам нефть транспортируется на дальние расстояния, нередко на 1000 км и более. Диаметр магистраль­ных нефтепроводов достигает 1420 мм, давление при перекачке - около 50 атм., а иногда и больше. Основными показателями магистрального нефтепровода являются его производительность, длина, диаметр и чис­ло перекачивающих станции. Скорость движения нефти в трубопрово­де обычно 1, 0-1, 5 м/сек. Перекачивающие станции расположены через каждые 100-140 км.

Применение магистральных трубопроводов обеспечивает транс­портирование нефти и нефтепродуктов непрерывным потоком, в лю­бых направлениях с наименьшими издержками. Стоимость перекачки тонны нефти и нефтепродуктов ниже стоимости ее перевозки по желез­ной дороге примерно в 3 раза. При перекачке нефти по трубопроводу значительно снижаются потери легких фракций нефти. Магистральные нефтепроводы укладывают в грунт, предварительно защитив их наруж­ную поверхность от коррозии.

Около половины стоимости сооружения магистрального нефтепровода приходится на долю труб. Строительство магистрального нефтепровода окупается в относительно короткие сроки (нередко менее чем за 5 лет).

В состав газопровода входят трубопровод, компрессорные и газо­распределительные станции. Вблизи газораспределительных станций сооружают газгольдеры - сооружения для хранения запасов газа. Комп­рессорные станции сооружают через каждые 100-200 км. В качестве движущей силы для транспортирования газа по трубопроводам исполь­зуется естественное давление природного газа, поступающего из сква­жины, или же давление, создаваемое компрессорами.

Газопроводы по своему назначению делятся на магистральные, местные и внутренние. По магистральным трубопроводам газ от мест добычи или производства подается на большие расстояния до мест его потребления. Местные трубопроводы предназначены для распределе­ния газа в городах, а внутренние - для распределения газа внутри жи­лых и производственных помещений.

Магистральные и местные газопроводы обычно укладываются в земле траншейным методом. В отдельных случаях магистральные и местные газопроводы прокладываются на огнестойких эстакадах, опо­рах, мостах и даже по поверхности земли. Внутренние газопроводы укрепляются обычно на стенах зданий.

Для того чтобы быстро обнаружить утечку газа и тем самым сделать более безопасным его применение, к нему добавляют пахучее вещество (одорант).

Современные магистральные газопроводы имеют диаметр до 1420 мм, работают под давлением 55 атм., обеспечивая при этом про­пускную способность около 24 млрд куб. м газа в год.

К началу 90-х гг. в мире функционировало около 1, 5 млн км трубопроводов. По протяженности трубопроводов лидируют США и Россия. Однако есть государства, не имеющие трубопроводного транспорта, на­пример Япония, но в ближайшем будущем и она планирует проложить газопроводы вдоль западного и восточного побережья острова Хонсю. Показатели трубопроводного транспорта представлены в табл.

Показатели трубопроводного транспорта по перекачке нефти и нефтепродуктов (1995 г.)

Страна Продолжительность трубопроводов, тыс.км Объем транспортировки, млн. т. Грузооборот, млрд т.км
США 340, 2 932, 9 843, 5
Россия 65, 0 782, 6 1899, 1
Украина 6, 4 80, 3 38, 4
Франция 4, 9 70, 6 22, 5
Германия 3, 1 90, 7 18, 9

Для мирового трубопроводного транспорта в последние десятиле­тия характерно строительство морских трубопроводов. Связано это с открытием новых районов добычи нефти и газа на морских шельфах многих стран. Одним из уникальных является газопровод, проложен­ный из Алжира через территорию Туниса, подводную часть Средизем­ного моря, Сицилию до Генуи. Далее газопровод разветвляется к потре­бителям в соседние страны Европы. Протяженность его составляет около 2, 5 тыс. км. Россия строит газопровод «Голубой поток» из Крас­нодарского края по дну Черного моря в Турцию.

Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, око­ло 95% сырой нефти, весь природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транс­портного процесса.

Установлена определенная закономерность в развитии трубопро­водного транспорта. В развивающихся странах нефтепроводы и газо­проводы строят от мест их добычи к портам вывоза, в развитых странах от портов ввоза к центрам потребления и переработки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.