Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как повысить эффективность формирования умения решать орфографические задачи в корне?






Каждый учебник русского языка по-своему отвечает на данный вопрос. В учебнике «К тайнам нашего языка» проблема решается через особую компоновку учебного материала и детализацию способов проверки, которые конкретизированы применительно к словам разных частей речи. Всё это делает работу над орфограммами слабых позиций в корне не похожей на традиционную. Существенных отличий три.

1. Правила о безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не отдельно, а вместе – отрабатывается единый подход к решению соответствующих орфографических задач: букву на месте звука в слабой позиции узнавай по сильной. Для ребят, поскольку понятия сильной и слабой позиции не вводились, этот подход обозначен так: о написании «опасного места» узнавай по «безопасному».

2. Учащимся не только даётся установка на подбор проверочного слова и её традиционная расшифровка (для этого измени слово или подбери родственное), но и показываются конкретные способы поиска нужных проверок для слов разных частей речи.

3. Из способов подбора проверочных слов в учебнике особо выделен один – объясни значение слова с помощью однокоренного.

Целенаправленное обучение решению главных орфографических задач в корне слова, как и принято, начинается с работы над понятием проверочное слово (Урок по теме «Слова-подсказки – какие они?). В самом деле, когда не знаешь, каким должно быть слово-подсказка, трудно из бесконечного множества слов выбрать действительно нужное, такое, которое помогло бы «опасное место» сделать «безопасным».

Уже имеющиеся у второклассников знания опознавательных признаков орфограмм помогают им сделать правильные выводы о том, 1) какая орфограмма имеется в словах каждой группы (зв.нить, зв.нок, зв.нки, зв о н и зу.ки, зу., зу б ы, зу б ной) и2) какие места в слове являются «безопасными» для гласных и согласных. Формулировка может быть примерно такой: в словах-подсказках для безударных гласных в корне гласный звук должен быть ударным; для парных согласных нужный звук должен стоять перед гласным или непарными звонкими и звуками [в], [в’].

После введения понятий проверочные и проверяемые слова уточняется, каким должно быть проверочное слово для орфограмм корня: это такое слово, в котором «тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным» [4; с. 36].

Дети учатся графически показывать, как проверочные слова «помогают» выбрать нужную букву:

В этом обозначении знак корня указывает на место орфограммы в слове, ударение – на тип орфограммы, одной чёрточкой подчёркивается объясняемая буква, а двумя – те, которые в проверочном слове подсказывают решение задачи.

Графическое объяснение выбора букв потребуется второклассникам при выполнении тренировочных упражнений, которые направлены на решение двух задач: 1) на обучение разграничению проверяемых и проверочных слов (на освоение понятий); 2) на овладение общим способом решения орфографических задач в корне – подобрать проверочное слово. Действия детей после выявления проверочных слов рекомендуется направлять примерно такими вопросами:

- В каких строках вам предстоит выбирать буквы гласных, а в каких – согласных? Как будете действовать?

- Выпишите в каждой строке сначала все слова, которые могут быть проверочными, а потом с их помощью решите орфографические задачи и припишите проверяемые слова. Объясняйте выбор букв.

- Понаблюдайте: среди проверочных слов были «родственники» проверяемых? Назовите их. А были изменения проверяемых слов? Приведите примеры.

- Попробуйте объяснить, как нужно поступать при поиске проверочных слов.

Эта работа готовит учеников к обобщению (или к его подтверждению): Чтобы правильно выбрать букву гласного или согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно:

· подобрать однокоренное слово,

· изменить проверяемое.

Узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же в проверяемом [3; с.37].

Конкретизировать этот обобщённый способ действий, перевести его на «язык» операций – цель следующего блока уроков, которые объединяются общим заголовком: «Как искать проверочные слова для корня

Первые три урока предполагают выявление и освоение нескольких способов проверки корневых орфограмм в именах существительных:

· изменение по числам (постановка в единственное или во множественное число): м. ста – мé сто, ё. – ежи;

· по падежам (постановка косвенного падежа в именительный, для детей – изменение «по команде вопроса» кто? или что?): пó м. рю – мó ре, на п. лу - пол;

· подбор однокоренного слова («объясни значение, сделай маленьким, скажи ласково»): м. док - сделанный из мёд а; ша. пка – шапочка;

· постановка в форму родительного падежа: дене. ка – денежек, кры. ка - крышек.

Логика действий на этих уроках примерно одинакова: от организованных наблюдений – к коллективным выводам – к обобщению с помощью учебника и последующему использованию полученных знаний. Чтобы помочь второклассникам лучше осознать последовательность операций, важно следить за формой записи: слово с «окошком» (выявление орфограммы); б) поиск проверочного слова и его запись; в) решение задачи и полная запись слова (или вписывание буквы в «окошко»).

Покажем примерный ход работы на уроке, посвящённом выявлению и формированию проверочного слова путём постановки проверяемого в форму родительного падежа. Этот приём особенно значим для орфограмм парных по глухости-звонкости согласных.

- Перед нами три столбика слов:

- Над каждым показан выбор букв. Как будете действовать, чтобы его обосновать?

(Обращаются к тексту задания 365 или формулируют самостоятельно: нужно подбирать однокоренные (ласковые) проверочные слова.)

В первый столбик записывают проверочное слово, во второй – слово с решённой орфографической задачей.

- Часто ли в речи мы пользуемся, например, словом: варежечка? Удобно ли его произносить? Может быть, есть другой способ проверить эту орфограмму?

Выслушиваются ответы детей. Если никто «не выходит» на форму родительного падежа как способ проверки, можно попросить закончить предложение, употребив слово «варежки»: Сегодня так холодно, а у меня нет…

- По команде какого вопроса изменилось слово варежки? (Чего?)

- Давайте изменим наши слова новым способом – по команде вопроса: (много) кого? чего?

Для закрепления языковой материал в учебнике подобран так, чтобы ученики тренировались в применении разных способов проверки. При этом важно наблюдать за взаимосвязью проверочных и проверяемых слов для орфограмм двух типов – безударных гласных и парных по глухости звонкости согласных, т.е. за «взаимной помощью слов друг другу: хвосты – хвост, глазной – глаз» [4; 43]

Как уже говорилось, одним из важных методических решений, принятых в учебнике, является усиление внимания к значению слова, вынесение установки «объясни значение» на первое место среди способов проверки орфографических задач [2; 132].

На уроке «От значения слова – к правильной букве» ребятам предлагается:

- Давайте задумаемся, кого мы называем, например, грязнулей? (Того, кто грЯзный.)

- А силачом? (Того, кто сИльный, обладает сИлой.)

Размышления над тем, почему тому или иному предмету дано его название, наблюдение за ударным гласным в словах-объяснениях приведут учеников к выводу о том, что толкование значения слова с помощью однокоренного – это интересный способ подбора проверочных слов. Внедряя этот способ, важно понимать, что его систематическое применение значимо не только для грамотности школьников, но и для повышения их общей культуры пользования словом.

Мы достаточно детально показали, как в учебнике «К тайнам нашего языка» организовано обучение подбору проверочных слов для решения орфографических задач в корнях существительных. Однако в своей речевой практике второклассники активно пользуются словами и других частей речи, в корнях которых не менее часто встречаются и безударные гласные, и парные по глухости-звонкости согласные. Чтобы эти орфографические задачи успешно решать, второклассники учатся искать проверочные слова сначала для названий действий, затем – для названий признаков.

Логика предыдущих уроков подсказывает, какой из способов проверки орфограмм в корнях глаголов будет освоен первым. Конечно, способ «объясни значение слова с помощью однокоренного». Ответьте, пожалуйста, «за учеников» на вопрос: «Что это значит – ш.гнуть (под.рить, пог.стить, покр.шить)?» (задание 379). Верно: шагнуть – это сделать шАг, подарить – сделать подАрок и т.п. Ответив на те же вопросы, дети видят, что слова-подсказки отвечают на вопрос что? (кто?). Затем, после упражнений в образовании однокоренных слов от названий действий, ученики поднимаются на новый уровень обобщения: делают вывод, что подбор однокоренного слова, отвечающего на вопрос что?, – это ещё один способ узнать букву в корнях названий действий.

Далее вводится способ подбора проверочного слова путём изменения глаголов «по команде вопроса» что делает? или что сделает? Если встречается задание, предполагающее выполнение «команды вопроса» что (с)делает?, школьники произносят два вопроса со словом или между ними. Например, выбирая букву для корня слова св.рил, ученик рассуждает: «Изменю слово по команде вопросов что сделает? или что делает?. Что сделает? свá рит или что делает? вá рит. Значит, в корне слова сварил напишу букву а».

Затем второклассники учатся изменять глаголы «по командам» других вопросов: что (с)делал? что (с)делаю? (последний для букв согласных): вле. - влезу.

Очень важно учитывать, что при записи проверочных слов часто возникают новые орфографические проблемы в суффиксах и окончаниях (например, л.вил – лó в.т, св.рил – вá р.т, свá р.т и т.п.). В связи с этим необходимо приучать второклассников использовать «окошки» в проверочных словах. В первых же упражнениях темы «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» языковой материал подобран так, чтобы ребятам снова «открылся» способ, требующий объяснения значения слов: м.рская прогулка – это прогулка по мОрю, кл.новый л.сток – это лист клЁна и т.п.

Далее в качестве проверочных используются однокоренные (так называемые «ласковые») слова. Они же помогают поставить проблему, решение которой приведёт к третьему способу – изменению «по команде» вопроса каков? Покажем, как это происходит.

Без труда проверяя корни в словах у.кая, лё.кий, кре.кая с помощью прилагательных уз еньк ий, лёг оньк ий, креп еньк ий, второклассники продолжают действовать по инерции и для слова ги.кая в качестве проверочного подбирают гибенький. Но, как известно, в русском языке такого слова нет (в учебнике оно перечёркнуто), поэтому данный способ для прилагательного гибкий неприменим. Созданная ситуация и обеспечивает мотивированный переход к освоению названного выше способа – изменению по команде вопроса каков? Заметим, что упражнения в таком изменении формы прилагательных подготовит второклассников к выявлению в недалёком будущем непроизносимых согласных: ужасный – (каков?) ужасен; радостный – (каков?) радостен.

И вот наступает момент, когда второклассники в той или иной мере научились, выбирая букву на месте «главных опасностей» письма, правильно действовать со словами разных частей речи. Следующий шаг включение освоенных ими умений в общую структуру орфографического действия. Этой цели подчинены уроки обобщающего характера. Логика первого из них определяется поиском ответа на вопрос: «Как действовать, чтобы найти проверочные слова для корня?». Он будет полным и чётким, если все знания обобщить и упорядочить. Такую возможность предоставляет таблица в тетради-задачнике, которую учащиеся сами заполняют. К концу работы таблица должна приобрести тот вид, в котором она представлена на справочных страницах учебника:

Скажем ещё об одном важном моменте обобщения.

Напомним, что школьники, работая по учебнику «К тайнам нашего языка», пользуются памяткой4 «Как писать без ошибок?». Всё узнанное и освоенное ими в ходе работы над разделом «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» естественным образом вписывается в её структуру. Памятка дополняется рекомендацией: реши, в корне ли орфограмма. Положительный ответ на этот вопрос предполагает выполнение следующего действия: «… постарайся подобрать проверочное слово» [3; 61], отрицательный – оставление «окошка».

Когда у ребят появятся знания всего состава слова, они познакомятся с окончательным вариантом памятки 4, которая станет руководством для самостоятельного письма на протяжении всего начального обучении. Постоянная опора на неё при решении конкретных орфографических задач практически означает действие по принципу: «знаю – пишу, не знаю – оставляю «окошко»; если слово может быть непонятным читателю, показываю выбор букв». Овладение таким способом письма и одновременно орфографическими правилами, помогающими во многих случаях решать проблемы выбора написания, – главный результат обучения орфографии во 2-м классе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.