Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудности младших школьников в подборе проверочных слов для корня.






В предыдущих лекциях мы показали, как через обстоятельное знакомство с признаками орфограмм может быть сформирована способность их обнаруживать, т.е. орфографическая зоркость. Однако она, хоть и является базовым орфографическим умением, сама по себе не гарантирует грамотного письма. Не менее важно научить младших школьников решать орфографические задачи, т.е. делать «опасное место» безопасным. Если ученик не знает, каким должно быть проверочное слово и как нужно, действовать, чтобы его найти, вероятность появления ошибки в его тетради довольно велика.

Чтобы ярче представить те трудности, которые испытывают дети, подыскивая проверку, снова обратимся к литературному примеру – повести-сказке Э. Успенского «Меховой интернат».

«Юное пушистое создание» в виде лохматого дылды в джинсах нацарапало на доске своё имя: Устин летящий в аблаках. Ученики мехового интерната по заданию учительницы стали искать ошибки в этой записи. Один из них зачеркнул букву и в слове Устин и написал е.

- Устен? – удивилась учительница. – Почему Устен?

- У стен летает, – объяснил меховой интернатник. – В облаках у стен.

- При чём тут стены?! – завопила Люся. – Ошибка в этом слове. – Она показала на слово аблака.

Весь класс принимал участие в исправлении написанного. Образовалась целая спасательная экспедиция.

Зубастый Сева закричал:

- Я знаю! Я знаю! Аблака – это неправильно. Надо написать яблака. Получится: Устин, летящий в яблаках.

- В каких ещё яблоках?

- В обычных, – пояснил Сева. – Он вокруг яблони летает.

От этих стен и яблок у Люси крý гом пошла голова [5; 43 – 44]

Не правда ли, узнаваемая картина? Действительно, зачастую школьники «блуждают в потёмках», пытаясь, подобно меховым интернатникам, отыскать проверки для реальных и не существующих орфограмм.

Привычное нам: «Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное» (то же и для парных по глухости-звонкости согласных) предполагает слишком широкую область поиска, слишком абстрактный, лишённый конкретности способ действий. Именно поэтому, отлично зная формулировку правила, ученик всё же затрудняется в подборе проверочного слова. От учителей нередко можно услышать, что причина сложностей состоит в скудости словарного запаса младших школьников, в их неумении извлечь из памяти нужное слово, которое отвечало бы необходимым для успешной проверки требованиям. Думается, причина в другом. Во-первых, дети не умеют свободно пользоваться словом (изменять его, преобразовывать его в другие слова), а во-вторых, среди различных вариантов они часто просто не узнаю т проверочное слово.

Допустим, ученик обнаружил орфограммы в слове зв.рю.ки и приступает к решению поставленных орфографических задач. Для безударного гласного он без труда подбирает проверку: звé ри. А как быть с парным по глухости-звонкости согласным? Изменять форму слова он привык по образцу: «один – много», «много – один»: зверюшки – зверюшка. Но такой способ в данном случае не работает. Сумеет ли ученик без специальной подготовки так изменить слово, чтобы «опасное место» стало безопасным, узнает ли в словоформе зверюшек проверку?

Если же учесть, что в традиционной практике школьники в большинстве случаев имеют дело с именами существительными, то можно представить, как нелегко им узнать в различных формах глагола проверочные слова и увидеть в них один и тот же корень, например: скá жет и скá занный для скạ зá ть, развёртывать и развёрнутый для рạ звẹ рнý ла и т.п.

Как же снять возможные затруднения в поиске проверок для безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных, как вооружить младших школьников, ещё не владеющих многими грамматическими понятиями и умениями, гибким и универсальным способом действий? Покажем, какие ответы на поставленные вопросы даёт учебник «К тайнам нашего языка».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.