Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прием сознательного пропуска буквы на месте орфограммы и его история






Представьте, что у Ваших учеников во 2-м классе стали появляться элементы орфографической зоркости. Они могут найти значительную часть орфограмм в тексте, начинают замечать их в словах, воспринимаемых на слух, при выражении своих мыслей. Например, письменно делясь воспоминаниями о закончившихся каникулах, они осознают, что в слове каникулы на месте первого безударного гласного звука есть «опасное место». Но как записать слово – с буквой о или а? Как не ошибиться?

Обычно дается совет: надо посмотреть слово в словаре. Казалось бы, верно. Но, во-первых, словарем еще нужно научиться пользоваться, а во-вторых, пока будешь искать слово, забудешь мысль, которую хотелось выразить. Совет «спроси у учителя» тоже неудачен, даже если работа выполняется в классе: в следующем слове может возникнуть новая проблема, свои сомнения хотят разрешить и другие ученики, поэтому надо «вставать в очередь»…

Распространена и еще одна рекомендация: пиши только те слова, буквы которых ты точно знаешь. Несостоятельность этой рекомендации также очевидна – она никак не соотносится с решаемыми задачами развития речи школьников.

Как же поступить ученику? Как зафиксировать свое незнание нужной буквы и продолжить запись?

Еще в 60-е годы в нашей общей методической «копилке» появился разумный совет: пропусти букву. Казалось бы, решение найдено. Но вошел ли прием пропуска учеником сомнительной для него буквы в массовую школьную практику?.. Пока, к сожалению, нет. В чем же дело?

В конце 60-х годов в журнале «Русский язык в школе», адресованном учителям-словесникам, появилась статья методистов А.И. Кобызева и Е.М. Заморзаевой «Диктант «Проверяю себя» как средство развития орфографической зоркости» [2]. По технологии такого диктанта разрешалось пропускать те буквы, в которых ученик сомневался. Потом учащиеся должны были задавать классу вопросы, ответы на которые искались в коллективной беседе. После выяснения букв пропуски заполнялись.

Предложенный прием очень заинтересовал учителей и методистов, показался перспективным. Но довольно быстро интерес к нему угас. Почему? Ответ на этот вопрос подскажет один пример.

У учителя 6-й класс. Прочитав статью, он решает сразу же опробовать прием. Дает достаточно трудный диктант и говорит ребятам: «Везде, где не знаете буквы, пропускайте и ставьте вместо них точки». Получает работы и ужасается… Никаких пропусков букв нет, а вместо них… невероятное количество ошибок. На удивленный вопрос к шестиклассникам, почему же они не воспользовались правом пропускать буквы, учитель получает смущенный ответ: «Но Вы же сказали, что пропускать надо там, где не знаем…».

Как это нередко бывает, учащиеся, сами того не подозревая, высказали глубокую мысль и наметили перспективы совершенствования приема.

Чтобы ученики могли «уходить» от ошибок, пропуская сомнительные для них буквы, мало разрешить им так поступать – надо сначала научить их сомневаться. Только если пройти с детьми необходимый путь предварительного обучения, можно рассчитывать, что этот разумный прием заработает.

Но в чем должно состоять предварительное обучение? Ответ на вопрос уже есть в современной методике. Он появился благодаря разработке проблемы психологами П.С. Жедек и В.В. Репкиным.

Интересен тот факт, что эти психологи из группы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова вели исследование почти в те же годы, к которым относится статья А.И. Кобызева, но оно осуществлялось совершенно независимо в другом конце страны применительно к начальным классам. Именно П.С. Жедек и В.В. Репкин открыли общую логику подготовки к применению приема и технологию его введения на ранних этапах обучения школьников..

П.С. Жедек четко формулирует главные условия успешного применения приема: «Овладеть письмом с пропусками непросто. Нужно специально готовить к нему детей на отдельных словах. При этом важно начинать обучение с пропуска не субъективно сомнительных, а всех орфограмм, в первую очередь орфограмм слабых позиций. Только научившись обнаруживать все объективно опасные места в словах, можно научиться разделять их на бесспорные и сомнительные для самого ученика». [3; 145]

С соблюдением этих условий учеными проводился эксперимент. Его основной базой были несколько школ в Харькове и Москве. Учащиеся (по программе 1–3 первоклассники) действовали так: прослушав слово, записывали столько черточек, сколько звуков в слове; затем обводили кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях, после чего записывали слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски. Окончательная запись приобретала такой вид:

 

З-м-чат-льн- ж-вё- в з- -парк- б-г-мо-. [3; 145]

 

Такой способ письма, как убедительно доказали ученые, это важнейшее средство дальнейшего развития орфографической зоркости учащихся. Однако для того, чтобы оно было действенным, во-первых, ему должна предшествовать необходимая подготовительная работа (о ней говорилось в предыдущей лекции), а во-вторых, оно должно на протяжении какого-то времени применяться регулярно.

Затем на смену пропуску всех потенциально «опасных» мест (по объективным критериям) придет пропуск только тех букв, в написании которых ученик испытывает сомнение (по субъективному критерию). Именно этот способ может обеспечить ребенку «уход» от ошибки там, где он осознает наличие «опасности», но не может решить орфографическую задачу. (Вспомните пример в начале лекции – необходимость записать слово каникулы.)

Умение действовать по принципу «знаю букву – пишу, не знаю – оставляю пропуск», будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии, поскольку правила, по которым следует выбирать буквы, он будет осваивать постепенно, на протяжении длительного времени.

Прием, основы которого начали закладываться еще в 60-е годы, сегодня находит реализацию в современных учебниках, заключая в себе обучающий, развивающий, воспитательный и в целом гуманистический потенциал. Помогая ученику сознательно «уйти» от ошибки, давая возможность не писать букву наугад, а оставить место и потом, подумав, принять нужное решение, прием оказывается одновременно средством формирования целого комплекса умений, средством развития у ребенка учебной самостоятельности, способности к самоконтролю, средством воспитания ответственного отношения к своей письменной речи и вместе с тем – средством психологической разгрузки ученика, снятия страха допустить ошибку.

Так прием сознательного пропуска буквы можно рассматривать как один из способов, позволяющих на методическом уровне реализовывать идеи личностно-ориентированного, гуманного обучения, психологически комфортного для маленького школьника.

Однако, во-первых, как уже говорилось, введение приема требует последовательно проводимой кропотливой работы, а во-вторых, учета индивидуальных особенностей учеников (есть дети с завышенной, с заниженной самооценкой, есть просто хитрецы, которые могут начать злоупотреблять приемом, и т.д.). Кроме того, понятно, что мало детей научить особому способу письма, нужно еще приучить им пользоваться.

Об одном из вариантов организации обучения и пойдет речь дальше.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.