Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. О том, может ли верующий христианин желать своей смерти






 

Также [о том], каким образом я хочу желать смерти, если бы я [мог] достичь смерти так, как бы я хотел. Тот, кто уже имеет здравую веру и видит, чего ему следует до­стигать, преуспевает уже в том, что охотно отходит из этой жизни. В самом деле, видеть, чего следует достигать — это не то же самое, что и любить это и желать уже быть там. В чьей душе это произойдет, необходимо, чтобы он охотно умирал. Таким образом, напрасно говорят некоторые, кто уже имеет здравую веру, что потому они не хотят умирать, чтобы преуспеть; ведь само их преуспеяние становится со­вершенным в том, чтобы желать умереть. Следовательно, если они хотят сказать истину, пусть не говорят: «Я потому не хочу умирать, чтобы преуспеть», но [говорят]: «Я пото­му не хочу умирать, что мало преуспел». Таким образом, нежелание умереть есть не совет для верующих, чтобы они преуспевали, но признак того, что они мало преуспели. По­этому пусть они захотят того, чего не хотят, чтобы стать совершенными, и станут совершенными.

 

Вопрос 5. О том, что сказано в книге Иисуса, сына Сирахова (Сир.36: 20-23)

 

О том, что сказано в Экклезиастике Соломона (книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова): «Желу­док принимает в себя всякую пищу, но пища пищи лучше» (Сир 36: 20). Он как бы сказал то, что говорит апостол: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес.5: 21). «Как гортань отличает пищу охоты, так разумное сердце — слова ложные» (Сир.36: 21). Как приятна пища, добытая трудом охоты, так приятно сердцу ловить и изоб­личать ложь. «Развращенное сердце причинит печаль, но че­ловек многоопытный воспротивится ей» (Сир 36: 22). Этому подобно: «Еретика, после первого вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3: 10-11). Ведь развращенным сердцем он противится печали, из-за которой вместо него любовь к благу печальна. «Женщина примет вся­кого мужа, но девица девицы лучше» (Сир 36: 23). «Женщина, приемлющая всякого мужа», разумеется в тех, кто говорит: «Я Павлов; я Аполлосов; я Кифин»; а «лучшая девица» разумеется в тех, кто говорит: «А я Христов» (1Кор 1: 12). Она же есть [та, о которой говорится] в Песне песней: «Возлюбленная моя между девицами, что лилия между тернами» (Песн.2: 2).

 

Вопрос 6. О том, что сказано в книге Притч (Притч 9: 12)

 

О том, что сказано в книге Притч: «Сын мой! Если ты мудр, то мудр для себя и для ближних твоих; а если уйдешь злым, то один будешь черпать зло» (Притч 9: 12). В самом деле, радость, которую имеют добрые братья о добром брате, есть добрая радость. И печаль, которую по любви они имеют о злом брате, не есть для них зло, поскольку так они угождают Богу. Таким обра­зом, будет черпать зло только тот, кто зол.

 

Вопрос 7. О том, что сказано во Второзаконии (Втор 25: 5-10)

 

О том, что написано во Второзаконии: «Если братья живут вместе, и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умер­шего не должна выходить на сторону за человека чужого, но брат мужа ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и она будет замужем. И младенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле. Если же этот человек не захочет взять жену брата своего, то женщина эта пойдет к старейшинам города его и скажет: «Брат мужа моего не хочет восставить имя брата своего в Израиле»; тогда старейшины города его должны при­звать его и сказать ему: «Почему ты не хочешь восставить семя брата своего в Израиле?» И если он станет и скажет: «Не хочу взять ее», тогда жена брата его пусть пойдет к нему в глазах старейшин города, и снимет обувь его с ноги его, и плюнет в лицо его, и скажет в ответ: «Так поступают с че­ловеком, который не созидает дома брата своего». И нарекут ему имя в Израиле: «Дом разутого» (Втор 25: 5-10). [Итак], супруга Умерше­го — это Церковь, которую Христос оставил среди тех первых верующих и через смерть и воскресение восшел ко Отцу. И чтобы родить сыновей, она сочеталась с апостолами и управ­ляющими всех отдельных церквей. В самом деле, Сам Хрис­тос в Евангелии называет апостолов «братьями» (Мф.12: 49; 28: 10; Ин.29: 17), которые, действуя в ней, восставили семя не себе, но умершему Брату своему, от имени Которого и стали называться христианами те, кого родили отцы-апостолы благовествованием, ведь ап. Павел говорит: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествова­нием» (1Кор.4: 15). И для того, чтобы сохранилось имя Умершего, ап. Па­вел сказал: «Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1Кор.1: 13) А всякий, кто отвергнет это дело милосердия и не захочет созидать дом Брата для умножения потомства, — как говорит тот же апостол: «Вы — Божие строение» (1Кор 3: 9), — то этим прообразом дано повеление, чтобы Церковь отвергла того, кто отверг столь святое и благочести­вое действие, и считала его достойным презрения. Ибо это означает то, что вдова плевала в лицо человека, отвергнувше­го ее супружество. А то, что она снимала у него обувь с одной ноги, должно было показать, что он не имел согласных шагов в обуви мира. Ведь написано: «Как прекрас­ны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим.10: 15) И апостол говорит: «Обувшие ноги в готовность благовествовать мир» (Еф.6: 15).

 

Вопрос 8. О том, что сказано в Исходе и Второзаконии (Исх.23: 19; 34: 26; Втор.14: 21)

 

О том, что написано: «Не вари агнца в молоке матери его» (Исх.23: 19; 34: 26; Втор.14: 21). Не убивай Христа, — кажется, увещевает [здесь] пророк, — что* бы добрые израильтяне не причислили тебя к злым иудеям, от которых Христос пострадал. В самом деле, мучение страдания подобно огню, поэтому и написано: «Он испытал их, как золо­то в горниле, и принял их, как жертву всесовершенную» (Прем.3: 6). Это суждение подтверждает также Господь, говоря: «Крещением должен Я креститься», которого вы «не знаете» (Ср. Лк.12: 50; Мф.20: 22). Это имел Он в виду, когда сказал: «Огонь пришел Я низвести в мир» (Лк 12: 49). И Иоанн говорит: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк 12: 49), что следует понимать так: очищением освящения и испытанием мучения. На тот же самый огонь указал и Сам Христос, когда был ведом на страдание и сказал плакавшим о Нем, что они должны скорее плакать о себе, так закончив свою речь: «Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк.23: 28, 31). Та­ким образом, добрые [здесь] предостерегаются от того, чтобы не соглашаться со злыми в распятии Христа. Ибо Он назван «Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира» (Ин 1: 29). Итак, «Не вари агнца в молоке матери его», — не навлекай на Христа огонь страдания в тот день, когда Он был зачат. Ибо счита­ется, что Он пострадал тогда, то есть в восьмой день апрель­ских календ (т.е. 25 марта); а от этого дня вплоть до восьмого дня январс­ких календ (т.е. 25 декабря), когда, как передают, Он родился, насчитывается девять месяцев, начиная с десятого дня. А груди женщин, как говорят, скапливают молоко, начиная со дня зачатия.

Но есть и более простое толкование [слов]: «Не вари агнца в молоке матери его». [Это означает]: еще младенца и питаю­щегося молоком, — каковым говорит апостол: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею» (1Кор 3: 2), — не подвергай преждевре­менному страданию. [Это] как бы сказано Христу, Который пощадил еще находившихся в таком состоянии учеников, вместо которых Он предложил Самого Себя, сказав: «Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут» (Ин.18: 8). И для того, что­бы было понятно, что они были еще слабыми и не столь при­годными к страданию, словно агнцы в молоке матери, еванге­лист говорит далее: «Да сбудется слово, реченное Им: «Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин.18: 9). Отсюда ясно, что если бы они тогда пострадали, то погибли бы; ведь тогда они не испытали того, что испытали позднее, уже не как агнцы в молоке, а как бараны в стаде.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.