Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 51. О человеке, созданном по образу и подобию Божию






 

1. Так как Божественное Писание упоминает о внешнем и внутреннем человеке и столь сильно различает их, что апос­толом сказано: «Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор.4: 16), может возникнуть вопрос: только ли один из них создан по образу и подобию Божию? Ведь если только один, то глупо спрашивать: кото­рый из них? Ибо кто станет сомневаться, что скорее тот, о ком говорит [апостол], что он обновляется, чем тот, о ком го­ворит, что тлеет. Но не оба ли, — это большой вопрос. Ведь если внешний человек — Адам, а внутренний — Христос, то правильно предположить, что оба. Но так как Адам не пре­был благим, таким, каким был сотворен Богом, и из-за любви к плотскому сделался плотским, то может показаться весь­ма уместным, что пасть для него означало потерять образ и подобие Божие. И поэтому он обновляется и является также внутренним [человеком]. Каким же образом он является при этом и внешним? Разве не сообразно телу, как и внутренним он является согласно душе, и внутреннему присуще воскре­сение и обновление, происходящее ныне путем смерти для прежней жизни, то есть для греха, и возрождения для жиз­ни новой, то есть для праведности? Также, упоминая об этих двух человеках, одного, которого нам надлежит совлечься, апостол именует внешним, а другого, в которого должно об­лечься — внутренним (Ср. Кол.3: 9-10). В другом месте одного из них он на­зывает «образом земного человека», так как тот рождается, буду­чи связан грехом первого человека, то есть Адама; а другого «образом небесного человека» (Ср. 1 Кор.15: 47-49), — ведь тот рождается благодаря праведности второго Человека, Иисуса Христа. А внешний человек, тлеющий ныне, будет обновлен в грядущем воскре­сении, после того как уплатит дань той смерти, которую должен природе, по закону, данному в раю посред­ством заповеди.

2. А по какой причине не является несообразным и то, что, как говорят, также и тело создано по подобию Божию, легко поймет тот, кто обратит пристальное внимание на сказанное: «И сотворил Бог все весьма благим» (Быт 1: 31); ведь никто не станет сомневаться, что Сам Он — Первое благо. Ибо вещи могут быть названы подобными Богу во мно­гих смыслах: одни — будучи сотворенными сообразно силе и премудрости, ведь и в Нем Самом пребывают несотворенные Сила и Премудрость; другие живут лишь потому, что Он в высшей степени и изначально живет; третьи есть в силу того, что Он в высшей степени и изначально есть. Поэтому и то, что лишь есть, но не живет или не мыслит, является все же Его подобием, но не в совершенстве, а лишь отчасти, ведь и это есть нечто благое на своем месте, тогда как Он благ превыше всего того, что является благим от Него. А все, что живет, но не мыслит, немного больше причастно подобию. Ибо то, что живет, также и есть, однако не все, что есть, также и живет. В свою очередь, то, что мыслит, уже настолько приближается к подобию Ему, что нет среди творения ничего более близкого. Ведь то, что причастно мудрости — и живет и есть, а то, что живет — с необходимостью есть, но не обязательно мыслит. Поэтому, так как человек может быть причастен мудрости со­образно внутреннему человеку, то сообразно ему он обладает образом [Божиим] так, что образуется [Богом] без посредства какой-либо природы, и потому нет ничего более соединенного с Богом. Ибо [человек] и мыслит, и живет, и есть; так что нет ничего лучше этого творения.

3. Также если считать внешним человеком ту жизнь, в которой мы воспринимаем посредством тела пятью извест­нейшими чувствами, общими у нас со скотами, — ведь и она может тлеть по причине чувственных тягот, производимых преследованиями, — то и такой человек весьма справедливо называется причастным подобию Божию не только потому, что живет, — ведь это наличествует также и у животных, но скорее в силу того, что обращается к правящему уму, просве­щаемому премудростью, — а это невозможно для животных, лишенных разума. Также и тело человека, — а оно единствен­ное среди тел земных животных не склоняется вниз, будучи согнуто в области живота, ибо является видящим и устрем­ленным к созерцанию неба — начала всего видимого, — хотя считается, что оно живет не само по себе, но благодаря при­сутствию души, однако не только поскольку оно есть, — а на­сколько оно есть, непременно оно есть и благое, — но и из-за того, что оно наиболее приспособлено для созерцания неба, может по праву показаться, что оно в большей степени созда­но по подобию Божию, чем прочие тела животных. Однако поскольку лишенный жизни человек назывался бы так непра­вильно, то вернее будет считать внешним человеком не одно только тело и не одну лишь жизнь, содержащуюся в чувстве тела, но и то и другое вместе.

4. И не неумело различают, что одно — образ и подобие Божие, называемое также Сыном, а другое — то, что по образу и подобию Божию, и мы знаем, что так создан был человек. Есть также те, кто не напрасно думают, что в двояком смысле сказано было: по образу и подобию, так как утверждают, что если бы это было одно и то же, то было бы достаточно одного имени. Но желают, чтобы по образу был создан ум, который образуется непосредственно са­мой Истиной. Этот ум называют также духом, однако это не Тот Дух Святой, Который имеет ту же сущность, что Отец и Сын, но дух человека. Ведь апостол разделяет их таким об­разом: «Никто не знает, что делается в человеке, кроме духа человеческого, и никто не знает, что делается в Боге, кроме Духа Божия» (1Кор.2: 11). Также говорит о духе человека: «Да сохранит [Бог] дух ваш и душу и тело» (Ср. 1Фес.5: 23). Ведь и дух создан Богом, как и прочее творение. Ибо в Притчах написано таким образом: «Знай, что Богу известны сердца всех, и Кто сотворил дух всех, Тот знает все» (Притч 24: 12). Итак, считают, что, без всякого сомнения, со­здан по образу и подобию Божию тот дух, в котором есть ра­зумение истины, ибо он непосредственно связан с Истиной. А все прочее в человеке желают видеть созданным по подо­бию, поскольку всякий образ подобен, однако не все подоб­ное есть также образ в собственном смысле, — это, вероятно, может быть сказано [только] в несобственном смысле. Но в этом вопросе должно остерегаться, как бы не стали утверж­дать решительно чего-либо лишнего, и будет весьма разумно наблюдать за тем, чтобы, поскольку какое угодно тело имеет пространственную протяженность, не приняли бы, что сущ­ность Божия есть нечто подобное. Ведь вещь, часть которой меньше, чем целое, не соответствует достоинству души, и того меньше — величию Божию.

Вопрос 52. О сказанном [в Писании]: «Я раскаялся, что сотворил человека» (См. Быт.6: 6-7)

 

Божественное Писание, возводя нас от земного и челове­ческого образа мыслей к Божественному и небесному, снис­ходит до таких слов, которыми пользуются между собой даже самые глупые люди в повседневном общении. Поэтому не усомнились и те мужи, через которых говорил Дух Святой, предложить в книгах, там, где это необходимо, также и на­звания чувств, претерпеваемых нашей душой; хотя и ясно всякому, кто правильно мыслит, что чувства эти далеко от­стоят от Бога. Так, например, поскольку трудно, чтобы чело­век отомстил за что-либо без гнева, то отмщение Божие, про­исходящее целиком без этого возбуждения, они все же сочли нужным назвать гневом. Точно так же, поскольку привыкли, что чистота жены охраняется ревностью мужа, то и Божий Промысл, предписывающий и делающий так, чтобы душа не растлилась и не развратилась некоторым образом, следуя то одним, то другим богам, назвали ревностью Божией. Подоб­ным образом и рукой Божией именовали силу, которой Он действует, и ногами Божиими — силу, посредством которой Он все хранит и всем правит, и ушами Божиими или очами Божиими — силу, посредством которой Он все восприни­мает и разумеет, и лицом Божиим — силу, через которую Он являет себя и познается; и прочее таким же образом. И все это, конечно, из-за того, что мы, к которым обращено слово [Писания], имеем обыкновение руками действовать, ногами ходить и добираться туда, куда влечет дух; ушами, глазами и прочими телесными чувствами воспринимать телесное, лицом приобретать известность; и все прочее, относящееся к этому правилу. Точно так же нам свойственно легко отла­гать нечто начатое и обращаться к другому, лишь когда мы раскаиваемся. Поэтому хотя для исследующих светлым умом ясно, что все управляется Промыслом Божиим в строжайшем порядке, однако то, что начало быть, но не продлилось (хотя предполагалось, что оно продлится), вполне сообразно с не­мощным человеческим разумением называется отложенным как бы посредством раскаяния Бога.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.