Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. Какова причина того, что человек становится хуже?






 

Причина того, что человек становится хуже, находится или в нем самом, или в чем-либо другом, или ни в чем. Если ни в чем, то никакой причины нет. Или же, если ничто понимать таким образом, что человек создан из ничего или из того, что создано из ничего, причина снова будет в нем самом, ибо нич­то есть что-то вроде его материи. Если в ком-либо другом, то должно спросить, в Боге ли, или в неком человеке, или же в том, что и не Бог и не человек. Но не в Боге, ибо Бог причина благ. Итак, если в человеке, то [человек становится хуже] или через насилие, или посредством убеждения. Но никоим обра­зом не насилием, чтобы не оказалось, что оно сильнее Бога; ведь Бог настолько совершенным сотворил человека, что, если бы захотел тот остаться наилучшим, ничто противящееся не могло бы ему помешать. Если же мы согласимся с тем, что че­ловек испортился по убеждению другого человека, то снова должно спросить: сам убеждающий кем был испорчен, ибо не может не быть дурным убеждающий в таковом. Остается нечто неизвестное, что и не Бог и не человек. Но даже и это, чем бы оно ни было, или применило насилие, или убедило. О насилии отвечаем, как выше. Об убеждении же, каким бы оно ни было, отвечаем, что поскольку убеждение не принуждает нежелающего, то к воле самого этого человека восходит при­чина его порчи, испорчен ли он по чьему-то убеждению или же без всякого убеждения.

 

Вопрос 5. Может ли неразумное животное быть блаженным?

 

Живое существо, которое лишено разума, лишено и зна­ния. А никакое живое существо, лишенное знания, не может быть блаженным. Итак, не свойственно непричастным разу­му животным быть блаженными.

 

Вопрос 6. О зле

 

Все, что существует, или телесно, или бестелесно. Телесное заключается в чувственном виде, бестелесное же — в умопо­стигаемом. Итак, все, что есть, не существует без какого-либо вида. А там, где есть какой-либо вид, необходимо есть некий способ [бытия], и способ [бытия] есть нечто причастное доб­ру. Поэтому высшее зло не имеет способа [бытия], ибо лишено всякого добра. Значит, оно не существует, так как не заключе­но ни в каком виде; и само это имя зла целиком происходит от отсутствия вида.

 

Вопрос 7. Что в собственном смысле в одушевленном существе называется душой?

 

О душе иногда говорят так, что она мыслится совместно с умом (cum mente), как например, когда мы говорим, что чело­век состоит из души и тела; иногда же говорят о ней, исклю­чив ум. Но если говорят, исключив ум, то вследствие подоб­ных действий познают душу, общую у нас с животными. Ибо животные лишены мышления, которое является неотъемле­мым свойством ума.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.