Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие отношений с детьми и взрослыми






Мы уже говорили о том, что в начале обучения аутичный ре­бенок часто ведет себя с людьми, «как маленький». Со взрослыми он может дичиться, стесняться или, наоборот, быть слишком доверчивым, открытым, а детей может тоже либо бояться, либо использовать лишь самые примитивные формы контакта с ними вместе бегать, обнимать, толкать, заглядывать в глаза и смеяться Отношения с учителем, однако, довольно быстро налажива­ются. Ребенок готов привязаться к заинтересованному в нем бла­гожелательному взрослому, благодарен за понимание и поддер­жку и постепенно, хотя и с некоторыми трудностями, усваивает правила взаимодействия с учителем в классе. Вместе с тем, без специальной работы уже сложившиеся отношения могут в даль­нейшем не развиваться.

С детьми даже самые простые отношения устанавливаются значительно труднее. Несмотря на взаимную симпатию детей, их общение не наладится само собой и в лучшем случае останется на уровне беготни и возни. Дети быстро утомляют аутичного ре­бенка, иногда раздражают его, поэтому интенсивность контактов с другими детьми должна сначала строго дозироваться, а обще­ние — четко организовываться в рамках урока и перемены.

Сначала важно не допустить возникновения стойких конфлик­тов и попытаться сформировать идеальные образы других детей. Взрослые должны рассказывать ребенку о его одноклассниках; чтобы он знал, что это — его друзья, что каждый из них имеет свой характер, свои достоинства, по-своему интересен и ценен. Вна­чале должна просто сложиться «легенда о дружном классе» и о «наших ребятах», каждый из которых успешен в своей области и поэтому ни в коем случае не может затмить достоинств другого ребенка. Позже эти идеальные образы могут постепенно индиви­дуализироваться и конкретизироваться. Важно рассказывать де­тям друг о друге, объяснять реакции, поступки, сглаживать и предотвращать неизбежные обиды и конфликты.

Когда стереотип учебного взаимодействия уже сложился, мож­но переходить к попыткам организации общения аутичного ре­бенка с другими детьми на праздниках. Желательно при этом, чтобы праздники проводились регулярно и очень организованно, что позволит детям поддержать ощущение удовольствия от обще­ния. В дальнейшем необходимо способствовать развитию форм более свободного общения: обмена впечатлениями, воспомина­ниями, планами, увлечениями детей. Опыт показывает, что де­тей с аутизмом можно подготовить к полноценному общению в дружеской компании.

Понятно также, что психологическая поддержка в организа­ции общения нужна не только ребенку с аутизмом, но и его одно­классникам. Многое зависит от их отношения к необычному ребе­нку. Если в младших классах оно определяется прежде всего пози­цией учителя (его настроенность на помощь, уважение, стремле­ние подчеркнуть перед другими детьми достоинства «странного» ребенка эмоционально «заражают» детей), то в средней и стар­шей школе ситуация может измениться. Аутичные дети начина­ют терять друзей, потому что общение с необычным ребенком может снижать статус их приятелей в компании подростков. Надо сказать, что дети с аутистическими особенностями тяжело пере­живают такие «предательства».

Надо учитывать, что без специальной поддержки обычные дети в младшем подростковом возрасте нередко очень жестоки по отношению к своим аутичным одноклассникам. Например, они могут специально провоцировать аффективные реакции аутичного ребенка, чтобы сорвать урок, и т. п. В старшем возрасте подрос­тковая среда обычно становится менее агрессивной, но зато стой­ко игнорирует своих необычных сверстников. В результате может возникнуть полная изоляция такого «странного» ученика, даже абсолютно успешного в учебе. В разговоре с попавшим в такую ситуацию ребенком обычно выявляются переживания одиноче­ства, нереализованная потребность в дружеских отношениях со сверстниками. Насколько нам известно, специальная психологи­ческая работа с подростками, отвергающими своего «особого» одноклассника, в настоящее время не проводится, хотя необхо­димость ее очевидна.

В заключение перечислим основные направления усилий пси­холога в поддержке обучающегося в обычной школе ребенка с аутизмом. Это помощь в организации обучения; психологическая поддержка учителя и одноклассников; индивидуальная коррекция социального, эмоционального и личностного развития ребенка; работа с семьей и координация ее взаимодействия со специали­стами.

Подростки и взрослые

с последствиями детского аутизма






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.