Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эгоцентризм и интуитивизм в творчестве «поздних» европейских модернистов. Эпопея М. Пруста «В поисках утраченного времени» и ее влияние на литературу «межвоенного» периода.






Эгоцентри́ зм - неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения, как заслуживающую внимания.

Индивидуали́ зм — моральное, политическое и социальноемировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость.

Потерянное поколение — понятие, возникшее в период между двумя войнами (Первой и Второй мировой). Оно стало лейтмотивом творчества таких писателей, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк.
Так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и недостойным внимания.

Представитель импрессионизма Марсель Пруст (1871 - 1922) — Роман из 7 книг. Все книги объединены образом рассказчика Марселя, который пробуждается ночью и вспоминает прошлое. Автор — тяжело больной человек, изолированный от жизни. Произведение — средство замедлить бег времени, поймать его в сети слов.

Все книги объединены образом рассказчика Марселя, который пробуждается ночью и вспоминает прошлое. Автор — тяжело больной человек, изолированный от жизни. Произведение — средство замедлить бег времени, поймать его в сети слов. Роман основан на принципах:
Объектом исследования Пруста становится человеческая жизнь, и он задается вопросом о том, что же такое жизнь человека, каковы ее свойства, качества, параметры. Для него важна не сама объективная реальность и человек в ней, для него реальность существует прежде всего в сознании человека. Его тезис: " Все в сознании, а не в объекте", и это очень сходно с идеями Берксона. Мир, который существует вокруг человека, умещается в его сознании, мир таков, каков он в сознании человека. Поэтому изобразить жизнь для Пруста это значит изобразить поток, текущий через сознание, последовательность событий вообще не является предметом описания, хотя ее можно реконструировать.
пишет так, будто автора нет, он не пытается интерпретировать, что всегда писатели делали всегда, явно или неявно. Пруст как бы фотографирует картину человеческого сознания, у. Поток сознания это:
1. объект описания, то, что описывается модернистами, именно в нем с точки зрения модернистов сосредотачивается жизнь человека;
2. это новое художественное средство, оказалось, что традиционными художественными средствами внутреннюю жизнь человека описать невозможно, писатели модернисты разработали новый художественный прием, технику потока сознания
астрономическое время мертво, время это только точка в потоке нашей жизни.

Каким хером связать все это, не имею понятия. Единственное, что пруст писал в кризис модернизма, а для этого периода было характерно переосмысление индивидуализма, концентрация на себе и исключение морализаторства. Кризис модернизма пришелся на период между войн, поэтому тема потеренного покаления прослеживается в произведенияз того времени, как и у Ремарка, Хеменгуэя и тд.

25. Литература русской «белой» эмиграции в контексте «позднего» европейского модернизма.

1. «белая эмиграция»- это эмиграция Первой волны, эмиграция из России возникшей вследствие событий почти шестилетней Гражданской войны (1917-1923 г.г.). После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на всю жизнь. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин, А.Толстой, Тэффи, И.Шмелев, Саша Черный. Выехали за границу и молодые литераторы: М.Цветаева, М.Алданов, Г.Адамович, Г.Иванов, В.Ходасевич. В эмиграции литература была поставлена в неблагоприятные условия: отсутствие читателей, крушение социально-психологических устоев, бесприютность, нужда большинства писателей должны были неизбежно подорвать силы русской культуры. Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги.

2. Рецепция модернизма - это один из аспектов более широкого и самого актуального для русских литераторов-эмигрантов вопроса - вопроса о литературной традиции. Отношение к традиции во многом определяло статус русских писателей в изгнании, конкретизировало их литературную, эстетическую, идеологическую и нравственную позицию. Специфика восприятия русскими писателями-эмигрантами эпохи модернизма, т.е. литературного периода, непосредственно предшествовавшего революции и гражданской войне, обусловившим саму эмиграцию, должна рассматриваться в контексте так называемого " модернизма после модернизма" - феномена, существовавшего как в Советской России (до начала 30-х годов), так и на Западе (причем не только в русской диаспоре, но и в рамках европейских литератур). Немаловажно, что в 1920-е гг. писатели-эмигранты пребывали на историческом распутье: жизнь в Европе (по-разному складывающаяся в разных странах) без надежды на возвращение; ожидание скорого конца советской власти и соответственно возвращения в изменившуюся Россию; примирение с новым государством (возможно, после его трансформации). Проблема интерпретации символизма и постсимволизма стояла как перед самими участниками недавнего литературного движения (З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Ремизов, А. Толстой. В. Ходасевич), так и перед литераторами, с прежним литературным этапом лично не связанными (чаще всего по молодости лет).

3. Развитие русской литературы в изгнании шло по разным направлениям: писатели старшего поколения исповедовали позицию " сохранения заветов", самоценность трагического опыта эмиграции признавалась младшим поколением (поэзия Г.Иванова, " парижской ноты"), появились писатели, ориентированные на западную традицию (В.Набоков, Г.Газданов). " Мы не в изгнаньи, мы в посланьи", - формулировал " мессианскую" позицию " старших" Д.Мережковский. " Отдать себе отчет в том, что в России или в эмиграции, в Берлине или на Монпарнасе, человеческая жизнь продолжается, жизнь с большой буквы, по-западному, с искренним уважением к ней, как средоточию всего содержания, всей глубины жизни вообще: ", - такой представлялась задача литератора писателю младшего поколения Б.Поплавскому. " Следует ли напоминать еще один раз, что культура и искусство суть понятия динамические", - подвергал сомнению ностальгическую традицию Г.Газданов. Старшее поколение писателей-эмигрантов. Стремление " удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое" (Г.Адамович) - в основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в литературу и составить себе имя еще в дореволюционной России. К старшему поколению писателей относят: Ив.Бунина, Ив.Шмелева, А.Ремизова, А.Куприна, З.Гиппиус, Д.Мережковского, М.Осоргина. Литература " старших" представлена преимущественно прозой. В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги: " Жизнь Арсеньева" (Нобелевская премия 1933), " Темные аллеи" Ив.Бунина; " Солнце мертвых", " Лето Господне", " Богомолье Ив.Шмелева"; " Сивцев Вражек" М.Осоргина; " Путешествие Глеба", " Преподобный Сергий Радонежский" Б.Зайцева; " Иисус Неизвестный" Д.Мережковского. А.Куприн выпускает два романа " Купол святого Исаакия Далматского и Юнкера", повесть " Колесо времени". Значительным литературным событием становится появление книги воспоминаний " Живые лица" З.Гиппиус.

 

Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали И.Северянин, С.Черный, Д.Бурлюк, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Вяч.Иванов. В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам - Г.Иванову, Г.Адамовичу, В.Ходасевичу, М.Цветаевой, Б.Поплавскому, А.Штейгеру и др. Главным мотивом литературы старшего поколения стал мотив ностальгической памяти об утраченной родине. Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, мифологизированное и поэтизированное прошедшее. Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего поколения, ретроспективны: тоска по " вечной России", события революции и гражданской войны, историческое прошедшее, воспоминания о детстве и юности. Наиболее остро и драматично тяготы, выпавшие на долю " незамеченного поколения", отразились в бескрасочной поэзии " парижской ноты", созданной Г.Адамовичем. Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная " парижская нота" звучит в сборниках Б.Поплавского (Флаги), Н.Оцупа (В дыму), А.Штейгера (Эта жизнь, Дважды два - четыре), Л.Червинской (Приближение), В.Смоленского (Наедине), Д.Кнута (Парижские ночи), А.Присмановой (Тень и тело), И.Кнорринг (Стихи о себе). Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской души в изгнании, изобразив действительность эмиграции. Жизнь " русского монпарно" запечатлена в романах Б.Поплавского " Аполлон Безобразов", " Домой с небес". Немалой популярностью пользовался и " Роман с кокаином" М.Агеева (псевдоним М.Леви). Широкое распространение приобрела и бытовая проза: И.Одоевцева " Ангел смерти", " Изольда", " Зеркало", Н.Берберова " Последние и первые". Роман из эмигрантской жизни.

 

Первый исследователь эмигрантской литературы Г.Струве писал: " Едва ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы - критика, эссеистика, философская проза, высокая публицистика и мемуарная проза". Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику: В.Набоков " Другие берега", Н.Берберова " Курсив мой", Ю.Терапиано " Встречи", В.Варшавский " Незамеченное поколение", В.Яновский " Поля Елисейские", И.Одоевцева " На берегах Невы", " На берегах Сены", Г.Кузнецова " Грасский дневник".

4. В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821–81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819–92) (Листья травы) (1855–91); Бодлер (1821–67) (Цветы зла), А. Рембо (1854–91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849–1912), особенно его поздние пьесы.

Философами, повлиявшими на писателей модернистов были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд.

Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы. Главные литераторы этого периода:

Анна Ахматова (1889-1966)

Габриэ́ ле д’Анну́ нцио (1863-1938)

Гийом Аполлинер (1880-1918)

Андрей Белый (1880-1934)

Готфрид Бенн (1886-1956)

Иван Канкар (англ.)русск. (1876-1918)

Константинос Кавафис (1863-1933)

Джозеф Конрад (1857-1924)

Альфред Дёблин (1878-1957)

Хильда Дулитл (1886-1961)

Томас Стернз Элиот (1888-1965)

Уильям Фолкнер (1897-1962)

Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896-1940)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.