Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лидер как учитель






" Первая задача лидера, - пишет Герман Миллер, исполнительный директор компании Max de Free, -заключается в том, чтобы определиться с настоящим". Руководитель должен сосредоточить основные усилия на том, чтобы помочь сотрудникам организации обрести более глубокое понимание текущей ситуации.

Лидер-учитель - это не авторитарный эксперт, задача которого состоит в том, чтобы сотрудники усвоили " правильное" мировоззрение. Учитель помогает каждому члену организации - и себе в том числе - глубже осознать определяющие текущую ситуацию процессы, что соответствует общепринятым представлениям о лидере как о наставнике, проводнике или помощнике... В обучающихся организациях роль учителя выходит на первый план, что определяется значением ментальных моделей и перспектив системного подхода.

Роль лидера-учителя начинается с выявления ментальных моделей по наиболее важным вопросам. Организация, рынки и технологии - в наших головах находятся не сами они, а лишь представления о них. Эти ментальные картины мира оказывают существенное влияние на наше восприятие проблем и возможностей, определение направлений действий, осуществление выбора.

Ментальные модели непосредственно не осознаются - именно в этом одна из причин их столь глубокого воздействия на наше поведение. В отчете об исследованиях деятельности компании General Motors Ян Митроф отмечает, что в США многие годы доминировало восприятие автомобиля как символа статуса, а потому стиль был важнее качества (Mitroff, 1988: 66-67). Конечно, в детройтских компаниях никогда не говорили: " Согласно нашей ментальной модели, потребителей волнует, прежде всего, стиль". Лишь очень немногие менеджеры отважатся на публичное заявление о том, что, по их мнению, потребителей волнует исключительно статус товаров. Пока данная позиция оставалась латентной, невозможно было оценить ее значимость или же сформулировать более точные представления по этому поводу.

Работа с ментальными моделями - не только выявление скрытых предположений. " Реальность", как она воспринимается большинством людей во многих организациях, означает давление, от которого необходимо избавиться, кризисы, на которые приходится реагировать, и ограничения, которые должны быть учтены. Лидеры-учителя должны помочь сотрудникам изменить восприятие реальности, увидеть за внешними условиями и событиями вызвавшие их причины, открыть новые возможности построения будущего.

Или, в более строгих терминах, лидер может научить людей воспринимать реальность на трех различных уровнях: на уровне событий, на уровне типов поведения и на уровне системных структур.

Системная структура (генеративный тип)

Паттерны поведения (респонсивный тип)

События (реактивный тип)

Основной вопрос состоит в том, на чем должно быть сконцентрировано внимание лидера и организации в целом?

В современном обществе основное внимание принято уделять событиям. Масс-медиа способствуют усилению этого эффекта, уделяя особое внимание краткосрочным драматическим событиям, что естественным образом приводит к объяснению происходящего языком этих событий: " Вчера было объявлено о высоких прибылях за четвертый квартал, и индекс Доу-Джонса подскочил на шестнадцать пунктов".

Несколько реже встречаются в современной культуре объяснения на основе поведенческих паттернов (пример- " тренд-анализ"). Еще одним примером может служить хорошая редакторская статья, рассматривающая совокупность текущих событий в контексте долгосрочных исторических изменений. Системные структурные объяснения идут еще дальше, отвечая на вопрос: " Какие факторы определяют поведенческие паттерны? "

В некотором смысле все три уровня объяснений являются достоверными. Но вот их полезность различна. Событийные объяснения - кто и что сделал - обрекают на реактивную установку восприятия изменений. Объяснения при помощи паттернов поведения фокусируются на выявлении долгосрочных трендов и их оценке. По крайней мере, они подсказывают, как можно реагировать на изменившиеся условия. Но только структурные объяснения адресуются к истинным причинам поведения, причем на том уровне, на котором действительно возможны хоть какие-то изменения.

В общем, и целом лидеры современных институтов фокусируют внимание на событиях и моделях поведения, и под их влиянием все в организации поступают подобным же образом. Вот почему современные организации главным образом занимают реактивную позицию или в лучшем случае респонсивную - и редко являются генеративными. С другой стороны, в обучающихся организациях руководители учитывают все три уровня, но их основное внимание концентрируется на системной структуре. На собственном примере они обучают сотрудников организации поступать аналогичным образом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.