Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации учителям математики выпускных классов






· Основное внимание при подготовке всех учащихся к итоговой аттестации должно быть сосредоточено на подготовке именно к выполнению базовой части экзаменационной работы. И дело не в том, что успешное выполнение заданий этой части обеспечивает получение удовлетворительного (а выполнение всей части В даже достаточно высокого) тестового балла, а в том, что это дает возможность обеспечить повторение значительно большего объема материала, сосредоточить внимание учащихся на обсуждении «подходов» к решению тех или иных задач, выбору способов их решения и сопоставлению этих способов, проверке полученных ответов на правдоподобие и т.п. Но в процессе такой подготовки акцент должен быть сделан не на «натаскивание» учащихся на «получение правильного ответа в определенной форме», а на достижении осознанности знаний учащихся, на формировании умения применить полученные знания в практической деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, подчас в нестандартной ситуации. Таким образом, не следует в процессе обучения злоупотреблять тестовой формой контроля, необходимо, чтобы учащийся предъявлял свои рассуждения, как материал для дальнейшего их анализа и обсуждения. Как показывает практика, учащиеся, не привыкшие качественно оформлять свои задачи, допускают больше брака в счете, делают больше ошибок из-за невнимательности. Эти требования к преподаванию математики не являются новыми, но, к сожалению, в значительной степени остаются декларацией, которая плохо соотносится с действительностью. Безусловно, перестройка в подходе к процессу обучения требует перестройки в сознании не только учащихся, но и учителей, а, значит, потребует определенного (весьма значительного) времени.

· В том случае, если в классе есть и учащиеся, собирающиеся сдавать ЕГЭ на базовом уровне, и учащиеся, планирующие писать профильный вариант, особенно актуальным становится дифференцированный подход к их подготовке. Проще всего реализовать этот подход через систему дополнительных домашних заданий и разноуровневых проверочных работ. Домашнее задание может состоять из двух частей: первая ― обязательная часть, одинаковая для всего класса, она дается по изучаемой в это время теме. Вторая ― дополнительная ― дается для подготовки к ЕГЭ, причем той части класса, которая будет сдавать базовый экзамен, даются одни задания, а той части, которая нацелилась на профильный ― другие, соответствующие, например, более сложным заданиям первой части и заданиям второй части будущего экзамена. Аналогично, в проверочных работах должна быть основная часть, соответствующая изучаемому в данный момент материалу и одинаковая для всех учащихся, и вторая, обеспечивающая дифференциацию подготовки к ЕГЭ.

· В связи с тем, что хотя основу базового экзамена составляют очень простые задачи, среди них есть задачи с непривычной (не встречавшейся в предыдущие годы) формулировкой, следует уделить достаточно внимания чтению и анализу текста задачи.

· Необходимо также обратить самое серьезное внимание на изучение геометрии, начиная с 7 класса, в котором начинается систематическое изучение этого предмета. Причем речь идет не о «натаскивании» на решение конкретных задач, предлагавшихся в различных вариантах ЕГЭ, а именно о серьезном систематическом изучении предмета.

· В связи с добавлением текстовой задачи в «трудную» часть профильного экзамена, следует обратить особенно пристальное внимание на решение и оформление текстовых задач ― это следует делать не только (и не столько) в 11 класс, а гораздо раньше, в идеале ― начиная с 5 класса. Стоит отметить, что часть текстовых задач имеет «нематематический» подтекст ― так, например, есть ряд задач на смеси и сплавы, в которых нужно понимать смысл задачи, в ряде задач применяются простейшие экономические идеи (простые и сложные проценты) и т.п.

· Как уже указывалось выше, основное внимание при подготовке учащихся к итоговой аттестации должно быть сосредоточено на подготовке к выполнению части В экзаменационной работы. Однако, для успешного выполнения заданий 15 – 18 необходим дифференцированный подход в работе с наиболее подготовленными учащимися. Это относится и к работе на уроке, и к дифференциации домашних заданий и заданий, предлагающихся учащимся на контрольных, проверочных, диагностических работах.

· Подготовить даже очень сильных учащихся к выполнению заданий типа 19 – 21 профильного экзамена в условиях базовой школы не представляется возможным. Для этого необходима серьезная кружковая, факультативная и т.п. работа под руководством специально подготовленных преподавателей.

· Необходимым условием успешной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ является, в первую очередь для учителя, изучение и осмысление нормативных документов: «Кодификатора элементов содержания КИМ» и «Спецификации экзаменационной работы по математике ЕГЭ». Эти документы публикуются вместе с демонстрационными вариантами ЕГЭ. Ни в коем случае не следует уделять слишком много внимания разбору только задач демоверсии и задач, им аналогичных. При подготовке к экзамену следует учитывать темы, указанные в кодификаторе, и решать задачи более широкого спектра.

· Определяющим фактором успешной сдачи ЕГЭ, как и любого серьезного экзамена по математике, по-прежнему является целостное и качественное прохождение курса математики. Итоговое повторение и завершающий этап подготовки к экзамену способствуют выявлению и ликвидации проблемных зон в знаниях учащихся, закреплению имеющихся умений и навыков в решении задач, снижению вероятности ошибок. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо систематически изучать математику, развивать мышление, отрабатывать навыки решения задач различного уровня. Еще раз подчеркнем, что подготовка к ЕГЭ не заменяет регулярное и последовательное изучение курса математики. Подготовка к ЕГЭ в течение учебного года уместна в качестве закрепления пройденного материала, педагогической диагностики и контроля и должна сопровождать, а не подменять полноценное преподавание курса средней школы. Наличие в Интернете открытого банка заданий части 1 КИМ ЕГЭ по математике позволяет учителям включать задания из открытого банка в текущий учебный процесс, а на завершающем этапе подготовки к экзамену эффективно проводить диагностику недостатков и устранять их в усвоении отдельных тем путем решения серий конкретных задач. Следует отметить, что открытый банк заданий является вспомогательным методическим материалом для методиста и учителя. Замена преподавания математики решением задач из открытого банка, «натаскивание» на запоминание текстов решений (или даже ответов) задач из банка вредно с точки зрения образования и малоэффективно в смысле подготовки к самому экзамену.

· Основой успешной сдачи ЕГЭ, безусловно, является правильно организованное повторение. Системный подход к повторению изученного материала – вот одна из главных задач при подготовке к экзаменам.

Ниже предлагается один из вариантов текущего повторения учебного материала для учащихся, обучающихся по базовому курсу математики. Учитель выбирает вариант того или иного повторения в соответствии с УМК, учебно-тематическим планированием, особенностями обучаемых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.