Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Абстрагирование(лат. – отвлечение) – мыслительный процесс, состоящий в способности отвлекаться от конкретных фактов






Абстрагирование (лат. отвлечение) мыслительный процесс, состоящий в способности отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, тем и подниматься до выделения в них общих и наиболее значимых свойств и отношений и затем это оформлять в понятия или «подводить» под определенное понятие.

Автореферат научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание степени (академической или ученой).

Актуальность темы степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Определить актуальность темы исследования значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние ее на практике; определить заинтересованность науки в ее разработке. С раскрытия актуальности темы начинается «Введение».

Алфавитный указатель это способ группировки и расположения в списке наименований источников, согласно букв алфавита. Алфавитный перечень используемой литературы, именуемый Библиографией или Списком литературы, студент использует при написании любой исследовательской работы. В них перечень публикаций идет в строгом алфавитном порядке: по первой букве фамилии автора или первых слов заглавий произведений. С помощью алфавитного указателя производится систематизация источников информации и облегчается поиск используемых в тексте источников.

Анализ (греч. разложение) мыслительная операция, состоящая в разложении, расчленении предмета познания на составные части и рассмотрение их как самостоятельных. Это также метод познания при изучении теоретических и эмпирических источников исследования. Как мыслительная операция анализ является начальным этапом познания проблемы. Как метод познания это действие сложное, оно может сочетаться с другими, и потому выделяют виды анализа: системный, структурный, критический, проблемный, сравнительный и др.

Аналогия рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Анкетирование (фр. справка, исследование) это метод и действие по сбору эмпирической информации посредством опросного листа с серией определенных вопросов, отвечая на которые человек дает информацию о себе, своих интересах, отношениях, занятиях. Полученный путем анкетирования материал затем должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации

Аннотация (лат. примечание) это краткое библиографическое описание книги или статьи, сделанное в виде краткого (в 600 печ. Знаков) изложения их особенностей: содержания, научного жанра, целевого и читательского назначения, сведений об авторе. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах.

Аргументы (лат. довод) доводы, используемые для доказательства правильности какого–либо утверждения самого автора научной работы или научного положения, заимствованного студентом у других авторов. В качестве аргументов используются: статистический материал из эксперимента; факты из собственной практики; положения, ранее доказанные другими авторами, их цитирование; аксиоматические утверждения; устоявшиеся и общепринятые определения понятий.

Аспект угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Биографический метод (греч. метод жизнеописания) один из методов исследования в гуманитарных науках, предназначенный для изучения личности и ее жизнедеятельности. Он предполагает восстановление биографии индивида по дневникам, переписке, документам, его собственным высказываниям, аудиовизуальным материалам, высказываниям знающих его людей. Возможно использование автобиографии как личного жизнеописания и анамнеза как ответов на поставленные вопросы по истории развития личности.

Валидность метода исследования (лат. действительный, законный) соответствие метода поставленной цели его использования, то есть выявлять именно то, что необходимо исследователю. Метод исследования выбирается в соответствии с конкретной целью исследования и задачами, поставленными перед конкретным этапом работы. При этом он должен быть: надежным, то есть давать одинаковую информацию при его многократном использовании; объективным, то есть независимым от личных пристрастий исследователя; ориентированным на критерии оценивания получаемого материала; согласованным с другими методами исследования этого же явления; адекватным возможностям изучаемого объекта.

Верификация (лат. делаю) подтверждение истинности выдвинутых теоретических положений или гипотезы посредством эмпирической проверки, возможно эксперимента. Верификация является принципом логического построения исследовательской работы студента, когда из теории «вытекает» практика, а из практики – теория, принципом обязательного соответствия теоретической и практической частей работы.

Включенное наблюдение метод исследования реальных явлений действительности посредством наблюдения в ходе участия в деятельности с этим явлением как объектом познания. Это «участвующее наблюдение», когда исследователь сам организует людей на деятельность и вместе с ними ее осуществляет, одновременно наблюдая за их поведением, реакциями, отношениями. Достоинство этого метода состоит в сохранении субъектных позиций и естественных отношений между участниками. Чаще всего студент пользуется этим методом при проведении естественного эксперимента и при изучении опыта работы какого-либо специалиста.

Выбор темы исследования – совершается на основе и с учетом личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя, с учетом ее актуальности, то есть востребованности наукой, практикой и лично самим исполнителем, а также с учетом времени, отводимого на подготовку работы. Как правило, список примерных тем дают кафедры.

Выборка – определение эмпирических единиц для изучения предмета исследования. Различают выборку случайную, районированную и гнездовую. Выборка позволяет ограничить исследование и сделать его доступным, из всей генеральной совокупности специально подобрать необходимый «материал». Необходимость в продуманной выборке возникает лишь в экспериментах и опросах, где применяются количественные показатели.

Выводы – это новые суждения, получаемые на материале исследования. Это умозаключение из теоретического или эмпирического материала как из исходных посылок. Разработка вывода – это мыслительная операция получения логическим путем нового знания, не содержащегося непосредственно в изложенной теории или описанной практике. Выводы получаются на разнообразных сопоставлениях, обобщениях, дополнениях посредством индукции, дедукции или аналогии. Они непременно должны «выводиться» из наличного и описанного материала и не выходить за его пределы. Выводами заканчивается реферат, каждая глава в курсовой и дипломной работах.

Гипотеза научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких–либо явлений. Гипотеза– исследовательская операция, составная часть научного аппарата исследования, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе уже выработанной цели и определения предмета исследования. Она используется в исследовании для объяснения путей и средств разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается все исследование. Различают гипотезы по развитию существующей теории, по проверке существующей теории, по разработке новых идей. На основе гипотезы разрабатываются задачи исследования.

Дедукция вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Дефиниция – смысловое определение понятия, установление специфики его функционирования в тексте. Например, I «самоуправление» может нести смысл вида деятельности, формы организации деятельности, принципа и метода воспитания и управления. Все это разные дефиниции одного понятия, его разные функции, которые оно выполняет в контексте теории и практике. Используя это понятие, мы всегда имеем в виду его конкретную функцию.

Диссертация научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно– практический уровень исследования, представленного на соискание ученой степени.

Естественный эксперимент – это эксперимент, проводящийся в естественных условиях (не в лаборатории), когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и часто не знают, что за ними ведется наблюдение. Такой эксперимент позволяет получить наиболее объективные Данные и сближает теорию и практику. На его основе разработана технология опытно–экспериментальной работы, обобщение опыта работы, ретроспективный анализ педагогического опыта и особый вид эксперимента – внедренческий.

Зависимые переменные – структурный компонент опытно–экспериментальной и экспериментальной работы, принятый за показатель их эффективности. Так, при введении в учебный процесс новых методов обучения студент–исследователь видит, как меняются дети, их мышление, речь, отношения друг к другу. Он обнаруживает зависимость этих психических характеристик учащихся от новых методов. Эти качества и есть зависимые (от методов) переменные. Изменение этих качеств и является целью экспериментальной работы.

Задачи исследования – это составные части цели исследования, подцели. Для определения задач проводится декомпозиция цели, из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь. Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению цели. Задачи формулируются после разработки гипотезы и в научном аппарате следуют за ней, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идет исследователь при достижении поставленной цели.

Заключение – в исследовании это завершающая часть, в которой делаются выводы по итогам проведенного исследования. В Заключении показывается, что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Заключение строится, как правило, дедуктивным способом, сначала раскрывая общие, а затем частные идеи, доказывающие достижение цели и правомерность гипотезы. Заключение пишется в форме резюме, выводов и собственно заключения, объединяющего и то и другое.

Идея – основный смысл, замысел какой-либо деятельности, высказанного или написанного текста, стимулирующий дальнейшую жизнедеятельность человека и побуждающий его к дальнейшему творчеству. Идея может быть целью, принципом, мотивом деятельности студента при выполнении исследовательской работы. Идея «закладывается» в цель исследования, в гипотезу, она формулируется в выводах и заключении исследования.

Интеграция – метод взаимосвязи знаний различных наук об одном и том же предмете изучения с целью воссоздания целостного представления о нем. В гуманитарных работах возможно интегрирование знаний из разных наук о человеке, его поведении, о методах его изучения. Интеграция – это действие по созданию связей, зависимостей между суждениями, положениями, идеями, теориями между разным по природе знанием об одном и том же.

Исследовательское задание элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Качественный анализ – метод интерпретации эмпирических данных, отдельных фактов и событий, а также статистики, состоящий в словесном описании причин, характера протекания, установлении зависимостей с другими фактами и последствий. Это анализ смысловой и описательный. Качественным также называют статистический анализ, оперирующий количеством участников событий, количеством конкретных фактов без перевода их в математические величины – проценты, средние показатели. С помощью его устанавливают постоянные свойства чего-либо.

Ключевое слово слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Количественный анализ – это метод выражения фактов, событий, признаков в числовых характеристиках. С его помощью определяются проценты присутствия или отсутствия чего бы то ни было, индексы, ранги и др. Количественные данные могут оформляться в виде различных графиков.

Констатирующий эксперимент – это эксперимент с применением специальных выявляющих и мерительных методик, позволяющих определить качественное или количественное состояние изучаемого объекта и не связанный с изменением этого состояния. С его помощью определяется наличное состояние изучаемого объекта и его отдельных сторон, свойств, проявлений.

Концепция система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Лабораторный эксперимент – это исследование какого-либо явления в искусственно созданных условиях, «очищенных» от нежелательных и неожиданных влияний. Для его проведения создаются специальные условия, исключающие «шумы». В педагогике такой эксперимент проводится крайне редко, преимущественно при проведении медико-педагогических исследований.

Лонгитюдный эксперимент – это глубокое и продолжительное во времени изучение одного и того же явления в процессе его развития. С помощью его изучаются одни и те же лица, процессы, явления посредством длительного наблюдения и применения диагностических методов, измеряющих происходящие в них изменения.

Метод исследования способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методология исследования – это наиболее широкое и общее знание о смыслах, направлениях и способах деятельности. К такому знанию, при выполнении реферата, курсовой и дипломной работ, относятся: мировоззренческие основы, общие законы и принципы данной науки и методы исследования. Каждая научная, в том числе и учебно-исследовательская работа выполняются в рамках определенной методологии.

Наблюдение – это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта, его поведения, изменений, отношений. При этом, наблюдающий не вмешивается в естественный ход жизнедеятельности объекта, но может участвовать в ней, согласно своей роли. Различают прямое и косвенное, то есть скрытое, наблюдение, сплошное и выборочное, простое и включенное, то есть соучаствующее в событиях. Наблюдение, используемое в научных целях, должно быть планируемым, систематичным и контролируемым. Применяется оно в эксперименте и при изучении опыта работы.

Научная новизна исследования – определение вклада исследовательской деятельности студента (аспиранта) в науку. Посредством рефлексии качества проведенного исследования, сравнительного анализа своих данных с известными в науке студент определяет ту часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные. Определение научной новизны своей работы является самоэкспертизой исследования и описывается во Введении или в Заключении исследования.

Научная школа – разработка определенной научной проблемы сообществом единомышленников, имеющих единые методологические и научно–теоретические подходы к ее решению. Такие школы создаются в вузах и научно–исследовательских институтах из сторонников одной теории и разработчиков соответствующих им идей. В них входят научные лидеры, как правило, ученые, разрабатывающие теоретические идеи, руководящие экспериментами и способные к генерации идей. Участие магистранта в разработке темы своего руководителя, поддержка его исследований, их использование является крайне необходимым условием формирования таких школ и развития науки в целом.

Научное исследование целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научный аппарат исследования – это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования. К числу таких действий относятся: определение актуальности темы, выявление противоречия, определение проблемы, формулировка цели, определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы, выработка задач, определение этапов, подбор методов и базы исследования, определение методологической и теоретической основ. Процесс выработки этих действий называется проектированием исследования.

Научный доклад научный документ, содержащий изложение научно–исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Научный отчет научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно–конструкторской работы. Назначение этого документа – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Независимые переменные – это формирующая часть эксперимента, в которой содержатся вводимые новшества. Под влиянием этих новшеств, то есть переменных, предполагается изменить зависимые переменные, составляющие цель эксперимента.

Обзор литературы – краткая реферативная характеристика источников, используемых в процессе исследования. Как правило, делается во Введении при описании актуальности темы в той ее части, где речь идет о состоянии ее научного исследования. Если это делается в специальных главах и параграфах, то проводятся либо специальные исторические экскурсы, либо как более глубокий анализ с использованием его различных видов. Но это уже не обзор литературы.

Обобщение – объединение сходного, но не идентичного материала на едином логическом основании и получение вывода по сходству или различию. Обобщение как мыслительная и исследовательская операция используется при разработке Выводов по главам и Заключения. Но существует и самостоятельная исследовательская деятельность – обобщение опыта работы, которая может стать и целью, и методом, и объектом исследования. Такое обобщение делается с использованием многих других методов.

Объект исследования – это та часть теории или практики, в рамках которых ведется исследование. Объект определяет границы и ту целостность, внутри которой изучается предмет с той функцией, которую он выполняет именно в этом объекте как его часть. От объект

Плагиат – сознательное присвоение авторства на чужое произведение, высказывание, мысль, что возникает чаще всего при списывании и отсутствии ссылок на источник. Присвоение плодов чужого труда наказуемо в уголовном порядке. Плагиат является безнравственным поступком.

Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во–вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме – такова логика постановки вопроса.

Практическая значимость исследования – определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы.

Предмет исследования все то, что находится в границах объект исследования в определенном аспекте рассмотрения. Применение системного подхода (системного анализа) позволяет вычленить элементы индивидуальности и определить ее состав как системы; определить способ, при помощи которого элементы связаны между собой - характер связей, то есть выявить структуру системы; ее характер (статическая, динамическая); определить системообразующие, доминирующие факторы; установить уровень целостности системы; изучить взаимодействие системы с внешней средой; выявить функции системы.

Принцип основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблем а крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

Проектирование исследования – это предварительная разработка его научного аппарата, плана проведения и плана описания в реферате, курсовой или дипломной работе.

Противоречие исследования – несоответствие развития составных частей какой–либо системы, процесса или ситуации, ведущее к нарушению их целостного и успешного развития. Противоречие – это нарушенная связь между явлениями, компонентами, состояниями, свойствами. Из установленного противоречия вытекает проблема исследования как проблема устранения этого несоответствия.

Репрезентативность – возможность применения результатов эмпирического исследования, проведенного на малых группах, в сходных группах большей численности. Это распространимость выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Репрезентативность зависит от качества выборки участников эксперимента. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование.

Сравнительный анализ – это метод сопоставления, сравнивания двух и более явлений, идей, положений, результатов исследований, нахождение в них общего и различного, выбор наиболее приемлемых для дальнейшего научного изучения или практического применения.

Ссылка – указание на источник высказываемого положения, цитирования на анализируемый текст, а также на графические материалы, помещенные прямо в тексте, и приложения, иллюстрирующие или дополняющие текст. В первом случае это делается в прямых или квадратных скобках, с указанием номера этого текста в " Списке литературы" и страниц, во втором – в круглых скобках указывается номер таблицы, графика, рисунка или приложения.

Структурный анализ – это выделение в предмете изучения или экспериментирования отдельных групп явлений или людей, сходных по каким-либо признакам. В теории, например, по методам и средствам исследования, по подходам или результатам. Анализ проводится при делении людей на группы по половому, возрастному, национальному и иному социальному или психологическому принципу. При структурном анализе проводится дифференцирование, то есть структуризация, предмета изучения.

Тема исследования – наикратчайшее выражение содержания всего исследования в виде заглавия. Она должна быть лаконичной, проблемной, выражать главную мысль и быть благозвучной.

Теоретические методы исследования – это методы изучения теоретических работ научного содержания. К ним относятся методы деконструкции текста, апперципирования, аксиоматизации, идеализации, акцентуации, актуализации, алгоритмизации, идеализации, моделирования. К ним также относятся дескриптивный и диахронический методы и самые разнообразные виды анализа: аспектный, герменевтический, голографический, критический, комплексный, концептуальный, проблемный, системный, сравнительный, структурный, феноменологический, обзорный, обобщающий, функциональный и контент-анализ.

Теоретическое исследование – это тип исследования, состоящего в разработке теоретических проблем и получении теоретического вывода. Теоретизация – это концептуальное описание познаваемого предмета с помощью научных методов и понятий. К теоретическим относятся исторические исследования и исследования методологического характера. Как правило, студенты выполняют теоретические исследования лишь частично и оформляют их в виде отдельной так называемой «теоретической главы».

Формирующий эксперимент – эксперимент, в ходе которого производится целенаправленное изменение (формирование) предмета исследования с помощью введения новшеств в учебный или воспитательный процесс, в педагогическую систему. В формирующем эксперименте выделяют зависимые переменные – вводимые новшества и зависимые переменные – изменяемые под влиянием этих новшеств качеств и свойств участников эксперимента.

Цель исследования – это словесно-логическое описание представления о результате исследования, что представляется и ожидается в итоге сложной исследовательской работы. Входит в научный аппарат исследования и формулируется на основе анализа актуальности темы, выявленного противоречия и поставленной проблемы.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются в текст реферата, курсовой и дипломной работ для иллюстрации позиций, как объект анализа, как способ доказательства. Чрезмерно большое цитирование не рекомендуется.

Эксперимент – метод исследования практики и получения эмпирического материала для доказательства теоретической идеи (гипотезы). Это научно организованный практический опыт с внесением в него нового компонента или изменении старого и изучении влияния этого новшества на те или другие свойства участников деятельности.

Эмпирическое исследование – исследование, посвященное изучению практики, реальной жизни и конкретных людей. К таковым относятся экспериментальные исследования и изучение опыта работы. Как правило, материалы эмпирических исследований в реферате, курсовой или дипломной работах описываются в специальных главах.

Этапы исследования – это последовательность действий с теоретическим и эмпирическим материалом, а также описание его в форме реферата, курсовой и дипломной работ. Типичны следующие этапы: изучение теории вопроса, формирование программы исследования и программы эксперимента как его части, проведение эксперимента и получение выводов, написание работы и разработка заключения.


 

 

Учебное издание

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.