Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура исследовательской работы




Существует принятая схема написания научно-исследовательской работы. Она едина для курсовых, бакалаврских, магистерских и диссертационных работ. Эта схема предполагает наличие следующих частей в работе: содержание, введение, ряд глав (с минимум двумя параграфами в главе), заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист является первой страницей работы. Он должен быть оформлен в соответствии с образцами, представленными в приложении 2 и содержать информацию о вузе, курсе, группе и программе, на которой обучается автор работы; о его фамилии, имени и отчестве; о наименовании и виде работы; о научном руководителе; о допуске работы к защите. В конце титульного листа указывается также место и год написания работы.

Содержание приводится в работе после титульного листа и включает в себя наименования структурных частей выпускной квалификационной (или курсовой) работы с указанием их начальных страниц.

Формированию содержания (оглавления) должно предшествовать составление плана структуры квалификационной или курсовой работы. План представляет собой составленный в определенном порядке (наряду с введением и заключением) перечень глав и развернутый перечень параграфов (вопросов) к каждой главе.

Правильно составленный план служит основой для подготовки студентом квалификационной и курсовой работы; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения. План работы студент определяет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем. План работы имеет динамичный характер. В процессе разработки темы исследования план может уточняться путем расширения отдельных глав и параграфов, введения новых параграфов с учетом собранного материала либо сокращения структурных элементов работы.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана квалификационной или курсовой работы приобретает статус ее содержания (оглавления) и утверждается научным руководителем.

Наиболее формализованная часть работы – ВВЕДЕНИЕ. Во введении излагается программа исследования – идеальный план действий исследователя, который необходим как для понимания что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (план последовательных действий). Введение имеет устоявшуюся структуру:

Актуальность темы исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости выбранного студентом направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.



Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах трех (максимум четырех) страниц машинописного текста для курсовой, пяти-шести для выпускной квалификационной работы и пяти-семи для магистерской диссертации, показать главное – суть проблемной ситуации.

Актуальность темы курсовой работы достаточно выразить в понимании контекста исследования, аргументации интереса к избранной теме, проблематизации темы исследования.

Актуальность темы бакалаврского исследования, магистерской диссертации может раскрываться в трех направлениях:

Социальном. Абзац о современном социальном контексте по отношению к проблеме исследования. Например: «В условиях все большего разрыва в ценностных ориентациях разных поколений становится актуальной... такая-то проблема, раскрытие которой позволит...».

Теоретическом. Абзац о масштабе теории вопроса. Например: «Данная проблема рассматривалась в науках о человеке (или педагогических науках) в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделено тому-то, а не вопросу…».



Практическом. Абзац о положении дел в практике обсуждаемой проблемы. Например: «Анализ практики показывает, что дети не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями), а все чаще сталкиваются с ...». Или: «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … в практике…».

После того, как кратко и в то же время детально описана актуальность исследования, формулируетсяпротиворечие исследования. Под противоречием понимается определенная взаимосвязь между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловленными и взаимопроникающими противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо аспектами единого объекта.

Например: «В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между тем-то и тем-то в теории... и тем-то и тем-то в практике...».

Исследование начинается с формулировки научной проблемы, которая вытекает из выбранной темы исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы.

Например: тема звучит как «Развитие творческой активности младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках математики», тогда проблема может быть сформулирована как «Влияние проектной деятельности на развитие творческой активности младших школьников на уроках математики».

Или тема «Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях» может порождать такую проблему: «Разработка теоретических и практико-методических основ интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях».

Тема «Формирование профессиональной идентичности педагога в процессе вузовской подготовки» может предполагать такую проблему, как: «Какие формы, методы, педагогические условия, обеспечивают эффективность формирования профессиональной идентичности педагога в процессе вузовской подготовки?»

Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.

После того, как проблема сформулирована, необходимо обозначить цель исследования. Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель – это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить.

Например, «Цель исследования – выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий...», «Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке методики….».

Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе. Также возможна фраза «Решение данной проблемы и составило цель исследования», что позволит избежать повторения – «перевертыша» проблемы.

Вслед за проблемой определяется объект исследования, а затем предмет исследования.

Объект исследования – это, как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.

Например, «Объект исследования – творческая деятельность школьников на уроках математики в начальной школе».

Предмет исследования – это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта.Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?

Предмет – более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, студент определяет, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования должен быть созвучен теме исследования.

Например, «Предмет исследования – процесс развития творческой активности учащихся начальной школы в проектной деятельности на уроках математики».

С объектом и предметом, проблемой и целью исследования тесно связаны задачи исследования. Задачи – это заданная в определенных конкретных условиях цель деятельности. В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена (сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. – это внутренние задачи исследования, которые не выносятся в разряд общих).

Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. Всего рекомендуется постановка и решение не менее трех, но не более пяти задач.

Например,

1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме.

2. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития творческой активности младших школьников.

3. Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности как способа развития творческой активности учащихся на уроках математики.

4. Исследовать отношение к предмету младших школьников, обучающихся математике по традиционной системе обучения и по программе, где выполняются творческие проекты.

После формулировки задач логично перейти к формулировке гипотезы исследования.

Гипотеза исследования – научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Формулировка гипотезы – наиболее сложный и важный этап проектирования исследования. Гипотеза во многом выстраивает «авторскую» логику проведения исследования.

Гипотеза содержит предположительный ответ на тот вопрос, который представлен в виде формулировки цели исследования.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре предмета исследования, о характере его элементов и их связей, о механизме функционирования и развития. Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования, но они могут быть как подтверждены, так и опровергнуты.

Гипотеза не должна содержать не уточненных понятий; не должна допускать ценностных суждений; не должна включать много ограничений и допущений; должна быть проверяема при помощи наличной техники или методов.

Существуют различные виды гипотез:

1) описательные:

– структурные – предположение о характерном наборе элементов в изучаемом объекте;

– функциональные – предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта;

2) объяснительные – предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.

Гипотезы также можно разделить на:

– общие – для объяснения всего класса явлений, выведения закономерного характера из взаимосвязей во всякое время и в любом месте;

– частные – для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества;

– единичные – для выявления закономерностей единичных фактов, конкретных событий или явлений;

– рабочие – предположение, выдвигаемое в начале исследования и не ставящее задачу окончательного выяснения причин и закономерностей. Она позволяет исследователю построить определенную систему (группировку) результатов наблюдений и дать согласующееся с ним предварительное описание изучаемого явления.

Кроме этого, гипотезы можно подразделить на: основные (являющие собой основание исследования) и выводные (выводящиеся из исследования и являющиеся предпосылкой следующего).

Например,

Гипотеза исследования: эффективность развития творческой активности учащихся на уроках математики повышается, если:

– проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по математике, создавая условия самоопределения младших школьников;

– осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции младшего школьника, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;

– учащиеся включаются в активную творческую деятельность.

Следующим шагом должно стать осмыслениетеоретико-методологической основы исследования. Теоретико-методологическая основа – одна или несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе. Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.

Например,

Теоретико-методологические основы исследования:

– теоретические основы практического применения метода проектов Дж. Дьюи, У. Кил-Патрика, Э. Коллингса;

– теории, в которых обоснованы различные походы к проектированию педагогических систем: личностно-ориентированный (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, К. Роджерс, И. С. Якиманская); интегрированный подход (Т. И. Бакланова, В. С. Безрукова); М. Н. Берулава, И. Д. Зверев, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова, В. Н. Максимова, В. Д. Семенов, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев); деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. Н. Щукина, Д. Б. Эльконин).

– методические основы обучения в образовательной программе «Школа России».

Во введении также упоминаются: методы исследованияв виде простого перечисления по принципу от общих (анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение, описательные методики и пр.) к конкретным (методики, используемые в эмпирическом исследовании); опытно-экспериментальная база исследования – организация, предприятие, подразделение (например, дошкольное учреждение, школа, вуз и т.п.), в котором проводится исследование или опытно-экспериментальная работа; выборка – общее число испытуемых и детализованное по значимым для исследования различиям (пол, возраст, социальные группы; экспериментальные и контрольные группы и т.п.).

Например,

Методы исследования:

– теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;

– эмпирические: изучение продуктов деятельности учащихся; методы диагностики;

– методы обработки данных: количественно-статистический (обработка числовых данных, построение схем, таблиц, гистограмм) и качественный (дифференциация полученного материала по уровням, группам и т.п.)

Возможно (но необязательно) выделение пункта положения, выносимые на защиту, представляющие собой «ответы» на поставленные задачи, сформулированные в виде теоретических утверждений.

Во введении может отмечатьсятеоретическая и практическая значимость исследования – утверждения, что принципиально нового раскрыто в данной работе, как и в каких сферах можно будет использовать результаты исследования.

Например,

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «метод проектов», «проектная технология», в обосновании этапов выполнения метода проектов при обучении младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов в учебном процессе, а также преподавателями и студентами педагогических специальностей вузов.

Если исследование выполнялось в несколько этапов, то дается краткая характеристика каждого этапа исследования: в какие сроки и что делалось.

Например,

На аналитико-поисковом этапе (2011–2012 уч. гг.) – исследовалось состояние разработанности проблемы формирования…

На констатирующем этапе (2012–2013 уч. гг.) – разрабатывалась, описывалась и отображалась…

На формирующем этапе (2013–2014 уч. гг.) – было проведено экспериментальное обучение…

В ходе контрольного этапа (2014 г.) были систематизированы и обработаны результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы…

Собственно работа структурируется на главы. Количество глав в курсовой работе – обычно две (максимум три); в дипломной – две-три (при особой необходимости – четыре). Если работа структурируется на три главы, то разумна следующая логика: первая глава – теоретическая; вторая – обоснование и описание методов исследования; третья – представление результатов исследования и их обсуждение. В более сокращенном варианте: первая глава – теоретическая; вторая – эмпирическая.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть работы. Обзор и анализ состояния изученности данной проблемы. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. В первой главе значимо обсудить основные понятия, дав их сущностную характеристику, и теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. При анализе истории проблемы разумно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.

ГЛАВА 2. Эмпирическая часть работы. Содержит обоснование и описание процедуры и методов исследования; характеристику выборки, пространства исследования, собранных материалов; описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных. В главе дается описание результатов эмпирического исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; делаются выводы.

Важно, чтобы первая и вторая главы были содержательно взаимосвязаны. Обоснование хода исследования, выбора методов, логика анализа и интерпретации данных должны вытекать из теоретических обоснований эмпирического исследования.

Главы должны делиться на параграфы. Нумерация глав и параграфов производится арабскими цифрами. Структурирование глав и параграфов должно быть однотипно выдержано по всей работе.


Например:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ …………………………….

1.1.

1.2.

1.3.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА…………..

2.1.

2.2.

2.3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Это своеобразный «ответ введению». В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются выводы по эмпирической части исследования. Выводы значимо представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления выводов – от более общих, впрямую отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫпредставляет собой нумерованный перечень использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме (все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме, рассмотренная автором в ходе исследования). Требования к оформлению списка литературы представлены в приложении 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты или опросники, программа коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и т.п. Если приложений много, то вначале дается перечень приложений.

Приложения оформляются как продолжение диссертации на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке (или переплете), на лицевой стороне которой дают заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа диссертации.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в диссертации более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста. Отражение приложения в содержании курсовой или выпускной квалификационной работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Все основные структурные части работы (введение, главы, заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы, а их наименование (название) писать заглавными буквами и выделять жирным шрифтом. После названия главы работы (параграфа) точка не ставится.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал